Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Зачем они уходят так, зачем?

Зачем они уходят так, зачем?

С 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день 17 детей совершают самоубийство. 17 оборванных ниточек. Порой, как это происходит сейчас с Петербургом и Москвой, волна суицидов просто накрывает город.

Россия занимает:

1 место в мире по количеству абортов (каждый час в стране происходят около 300 абортов, около 4000000 абортов в год). По этому показателю Россия опережает США в восемь раз.

1 место в мире по числу разводов

1 место в мире по числу детей, брошенных родителями

1 место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики (если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%.)

1 место в мире по объему потребления героина (21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков).

1 место в мире по числу курящих детей

1 место по числу сирот. Всего у нас свыше 760 тысяч детей-сирот и около миллиона беспризорных детей.

1 место в мире по числу педофилов. Только по официальным данным в 2009 году было зарегистрировано 124000 нападений педофилов на детей. Мы — единственная страна в мире, где почти 50% из общего числа сексуальных преступлений направлено против детей.

1 место в мире по детскому алкоголизму. Более 10 миллионов юных россиян — от 11 до 18 лет — регулярно употребляют алкоголь.

И, как уже было сказано выше, 1 место по количеству самоубийств среди детей и подростков!

В среднем в России показатель самоубийств для юношей и девушек находится на уровне 38-40 случаев на 100 тысяч населения (согласно данным ВОЗ, «критический уровень» —  это 11 случаев суицида на 100 тысяч населения). Суицид «молодеет». Все чаще предпринимают такие попытки подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние дети.

Что мы знает о том, что толкает детей сделать шаг в бездну?

Психические нарушения, депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами.

Глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности. Употребление наркотиков и алкоголя.

Стрессовые жизненные ситуации, такие как серьезный разлад в семье, развод или разлука. Влияние деструктивных сект и субкультур.

Аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель.

Протест или обида на кого-то или из желания привлечь к себе внимание. Непонимание того, что шутить со смертью нельзя, обратной дороги не будет.

Доступность и использование огнестрельного оружия.

На вопрос: «Что может стать причиной самоубийства подростка?» школьники обычно начинают говорить о проблемах в школе, непонимании родителей, конфликтах с друзьями, одиночестве, пустоте жизни… Т.е. причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит с взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но если искать первопричину, то, как правило, обнаруживается проблемы в семье. Не внешние факторы, а те, что скрыты глубоко в межличностных отношениях родителей. Школа и школьные конфликты – это, по сути, уже детонатор, поскольку школа — место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

Самоубийства из-за двойки и ЕГЭ стали столь частыми в России, что давно пора бить тревогу. Вот только кому? Общество на эту беду реагирует  вяло, а родители своим рвением к насильственному обучению своих чад, лишь создают благоприятную ситуацию для добровольного расставания детей с жизнью.

Искренне желающие ребенку добра близкие родственники постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, продать (если имеют) и дачу, и машину, влезть в долги.

Подобный груз непрошеных благодеяний и безаппеляционных надежд непосильным бременем ложится на плечи юного существа. Перегрузки, усталость и строгие требования в школе; страх не оправдать чаяний дорогих людей; безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания; ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима – это напряжение, которое и не всякому взрослому по плечу.

Что мы испытываем к самоубийцам? Отвращение, неприятие? Нет, это же не гуманно в наш либеральный и просвещенный век. Жалость. Я права?

Жалость к самоубийцам способствует распространению среди подростков и в особенности детей так называемого демонстративного суицида, при котором ставится цель не уйти их жизни, а отвлечь внимание родителей, учителей, или, наоборот, привлечь их внимание «обидчиков», наказать их, заставить их «понять» и т.д. Такой суицид обставлен соответствующей атрибутикой, растянут на длительный период времени, и происходит при «зрителях», среди которых обязательно присутствуют собственно родители, учителя, не понявшие их друзья, возлюбленные. Суицид «понарошку» становится дамокловым мечом для близких.

Им начинают шантажировать, но…это же суицид. Попытка добровольного ухода из жизни. Грань тут настолько тонка, что перейти от «игры в смерть» к реальной смерти очень просто.

Раньше в христианском обществе к суициду относились жестко. Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление: от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив после попытки самоубийства.

Начиная с VII века, Европе началась настоящая война против самоубийц. В Англии самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь — для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что символизировало вечное горение души в адском огне. Во Франции имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин — его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны. Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы — в военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким.

В наше время Церковь и общество стали куда как лояльней относиться к самоубийцам. Мы воспринимаем самоубийцу не как человека совершившего страшный грех, а как  заблудшую душу. Несчастную, непонятую и непринятую обществом.

Такое отношение во многом и породило катастрофическую ситуацию с самоубийствами в России, какое надо иметь сердце, чтобы в мальчике, из-за двойки шагнувшем в школьное в окно на четвертом этаже, увидеть тяжкого грешника? Нет, мы будем его жалеть и сочувствовать его родителям; будем писать, сделаем из него своего рода героя.

Родители обвиняют школу; школа – родителей; психологи — больное общество. Знакомая картина?  Думаю, да. Вот только школа – это не кистень на все случаи жизни, а работающая по 12-13 часов мать, само собой, физически просто не может уделить достаточно времени своему чаду. Не станешь работать – сразу  прибежит соц. защита и попытается отобрать чадо, мотивируя тем, что у ребенка нет надлежащих материальных условий. Станешь работать (нет, какое там работать – пахать, чтобы обеспечить эти самые условия) – школа и психологи тут как тут: вы не уделяете достаточное внимание ребенку! Замкнутый круг.

В результате все друг друга обвиняют и обвиняют, ища на кого бы спихнуть отвественность. Наверное, так проще. Вот только почему-то никто не хочет сказать вслух, что суицид – это премерзко, что это удел неуверенных и слабых, что его можно и нужно останавить, а не писать прочувствованные панегирики. Нет, нельзя. Могут чего доброго обвинить в жестокости, не гуманности, патриархате и «прочей радости». Так и губим своей жалостью детей, давая им своего рода установку «правильного пути»: когда тебе совсем-совсем плохо – не борись, а просто уйди… и станешь героем.

С начала февраля в разных регионах РФ зафиксировано как минимум 13 самоубийств подростков, одно из них — двойное. Официально российские власти пока не признают, что страну в этом году захлестнула волна суицида среди несовершеннолетних россиян, но первые действия уже есть. Пусть пока совсем небольшие, но есть. Администраторы социальной сети «Вконтакте» уже закрыли страницу сообщества «Завтра не наступит. Сегодня я умру», советами которой воспользовалась 15-летняя москвичка Алена, покончившая с собой 15 февраля.  

Детский суицид (даже само это  словосочетание просто чудовищно!) — вопрос жизни и смерти нашей страны.

 

Архив Вестник К