Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » История спецэффектов в кинематографе

История спецэффектов в кинематографе

История кинематографа неразрывно связана с историей спецэффектов. От первых примитивных уловок с освещением и фальшивых кинжалов в немом кино, до целых миров и невероятно реалистичных существ, которых никогда не существовало. Сейчас практически ВСЕ фильмы с приличным бюджетом в той или иной степени используют виртуальные декорации.

Что первично в кино — сюжет или игра актёров? Спецэффекты или мастерство оператора-постановщика? Безусловно, все эти составляющие крайне важны. Но, всё же, некоторые фильмы стали знамениты именно благодаря использованным спецэффектам. И пусть сегодня некоторые из них выглядят обыденно, а некоторые наивно, в своё время они стали вехами в кинематографе. Конечно, вообще таких фильмов было много. Но мало кто может похвастаться спецэффектами, исключительно благодаря которым стало возможно рассказать задуманную историю. Такими спецэффектами, которые не просто вызывали вау-эффект, а действительно брали за душу. Которые заставляли сопереживать главному герою, проникаться ситуациями, в которых он оказывался. Давайте вспомним о некоторых из таких знаковых фильмов. 

Метрополис (Metropolis) (1927)

Пожалуй, «Метрополис» первым фильмом, в котором спецэффекты стали настоящим прорывом. Режиссёру удалось великолепно передать атмосферу города будущего, и без сложных технических ухищрений не обошлось. Здесь впервые был применён эффект Шюффтана (Schüfftan Process), названный по имени изобретателя Эжена Шюффтана. Его суть заключается в формировании комбинированного изображения с помощью системы зеркал, что позволяло создавать несуществующие пейзажи и органично вписывать в них актёров.

В то время «Метрополис» был самым сложным и дорогим фильмом, созданным в Германии. Он также стал своеобразным вызовом Голливуду. Однако стоимость производства настолько превысила бюджет, что студии Universum Film AG пришлось влезть в долги к голливудской же корпорации Gunning. В результате американцы начали массово использовать процесс Шюффтана, пока в 1950-х его не заменили другие технологии.

Но и в более позднее время процесс Шюффтана регулярно использовался в кинематографе. 

The Taking of Power by Louis XIV (1966): строительная площадка Версаля.

Socrates (1971): афинский Акрополис.

The Age of The Medici (1973): Флоренция 15 века.

Некоторые сцены из «Властелина Колец: Возвращение короля» были сняты с помощью этой технологии. Трудно сказать, почему Питер Джексон использовал эффект Шюффтана, будучи вооружённым мощными современными технологиями. Вероятно, это было своеобразное выражение признательности и уважения.

Запретная планета (1956)

Сценарий фильма пересказывает пьесу Шекспира «Буря», но действие перенесено на другую планету. Тут вам и космические корабли, и невиданные пейзажи, и таинственное чудовище, порождённое разумом одного из последних представителей вымершего народа. Этот фильм стал классикой американской кинофантастики 1950-х.

В «Запретной планете» были применены роскошные для того времени спецэффекты, благодаря которым изобразили виды планеты Альтаир IV с двумя светилами и зелёным небом; подземные города из стали и фарфора, созданные вымершей расой; сцены сражений с чудовищем и летающий космический корабль.

Для создания многих декораций использовалась техника matte painting, которая была предшественницей синих экранов при аналоговой съёмке и зелёных — при цифровой. Кроме того, это был первый фильм, в котором звучала только электронная музыка. 

 Любопытный факт: «Запретная планета» стала второй работой в кино Лесли Нильсена, подарившего нам серию фильмов «Голый пистолет».

Космическая одиссея 2001 (1968)

Один из самых знаменитых фантастических фильмов. Длинное, тягучее повествование похоронило бы любое другое кино, кроме этого. Стенли Кубрику удалось создать невероятное ощущение близкого, почти наступившего, но всё же будущего. На это работают все детали сцен, включая шрифты любых надписей и интерфейсов. Самое удивительное, что спустя почти полвека изображённые космические станции и корабли не выглядят наивно. И после просмотра вы поймёте, откуда дизайнеры «Звёздных войн» черпали вдохновение. Правда речь идёт об экстерьере; интерьеры всё же были созданы в духе фантастики 1960-х.

Каждая сцена, каждый кадр строились с невероятной точностью и вниманием. Для съёмки фильма использовались самые сложные и дорогие спецэффекты. Это был 1968 год, компьютеры находились в зачаточном состоянии, и все эффекты были аналоговыми. При этом создателям удалось добиться невероятной реалистичности.

Айпад 1968-го года:

 

Технология, использовавшаяся при съёмке первой части фильма — процесс Шюффтана:

А вот эта сцена:

была снята с использованием техники щелевого сканирования (slit-scan):

Для съёмок внутри кольцевого модуля на космическом корабле был построен огромный вращающийся барабан:

Но не все сцены снимались с таким размахом. Например, в фильме есть эпизод, когда стюардесса входит в пассажирский салон и видит вращающуюся в невесомости шариковую ручку. Сегодня это сняли бы с помощью 3D. Кубрик же обошёлся куском стекла и двусторонним скотчем.

Звёздные войны (1977)

Историю кинофантастики нельзя представить себе без «Звёздных войн». Да вообще нельзя уже представить себе мир без них. Обилие всевозможных космических аппаратов, инопланетян, эффектных сцен перестрелок и — световые мечи! А та сцена, где истребители повстанцев пытаются прорваться к сердцевине Звезды Смерти? Кстати, для её съёмки был построен макет поверхности станции длиной несколько метров, а камеру возили вдоль него на автомобиле с приличной скоростью. 

Да, молодому поколению уже не понять, с каким восторгом и затаённым дыханием мы смотрели эти фильмы. И речь вовсе не о том, чтобы было побольше лазеров и космоса. С помощью спецэффектов Джордж Лукас смог создать удивительную атмосферу сказки, в существование которой хотелось верить безоговорочно.

Для съёмок фильма было создано множество моделей техники и построены различные макеты. Различную инопланетную фауну изображали с помощью покадровой съёмки кукол. Активно использовались синие экраны для последующего наложения изображения.

Интересный факт: знаменитый эффект уплывающего в перспективу текста в начале каждой серии «Звёздных войн» изначально снимался в аналоговом виде:

Камера медленно двигалась вдоль панели со светящимися буквами. Было очень сложно обеспечить достаточную плавность движения. К тому же, приходилось снимать одну и ту же сцену на разных языках, как того требовали условия проката в разных странах, — немецком, французском, испанском и т.д. Впоследствии Лукас заменил эти эпизоды на компьютерные версии.

Инопланетянин (1982)

Очень немногие режиссёры используют спецэффекты для повышения эмоционального накала истории. В основном их применяют для создания антуража и общей зрелищности. «Инопланетянин» определённо относится к фантастике психологической. Здесь технологии были использованы для создания не красивой обёртки, а чувств, эмоций, души, если хотите, главного персонажа. Странно выглядящий инопланетянин был очень убедителен, зрители очень сопереживали ему. Кукла, наполненная сервоприводами, заставляла влюбиться в большеглазого… кем бы он там ни был. 

Карло Рамбальди, легендарный специалист по спецэффектам (оцените список фильмов, над которыми он работал), при создании Инопланетянина вдохновлялся лицами Карла Сэндберга, Альберта Эйнштейна и Эрнеста Хемингуэя. Глаза куклы-аниматроника были критически важны для достоверности образа, и ради их создания были наняты специалисты из Института Джулса Штайна. Для съёмок было изготовлено 4 экземпляра головы Инопланетянина: одна аниматронная для общих сцен, а остальные для съёмок различных эмоций крупным планом. 

Однако механической была лишь голова персонажа. Внутри тела прятался человек. В разных сценах костюм Е.Т. надевал на себя один из двух карликов. В съёмках участвовал и третий актёр — 12-летний мальчик, родившийся без обеих ног. Руками Инопланетянина управлял профессиональный мим. Изготовление всех компонентов кукол заняло три месяца и обошлось в 1,5 млн долларов.

Охотники за приведениями (1984)

Необычайно обаятельная фантастическая комедия. Айвану Райтману удалось снять столь захватывающий фильм, наполненный привидениями, призраками и особыми энергетическими ловушками, без единого цифрового эффекта. Только старый добрый «аналог». При этом все, кто смотрел «Охотников», готовы поклясться, что без 3D там не обошлось. И всё-таки, создатели как-то выкрутились. В фильме использовано огромное количество анимации и эффектов matte painting. Были изготовлены всевозможные модели и куклы, очень широко задействовались световые эффекты. После чего проводилась кропотливая работа по сведению разных видеорядов.

По сути, именно СПЕЦэффектов в фильме было применено не так много. Зачастую использовались всевозможные «дедовские» методы, вроде подвески предметов на тросах, пиротехники и так далее. Например, в сцене в библиотеке из выскакивающих ящиков начинают вылетать каталожные карточки. Это было реализовано при помощи системы труб, через которые вентилятором нагнетался воздух:

Однако умелая работа со спецэффектами «старой школы», прекрасная режиссура и игра актёров сделали «Охотников за привидениями» одной из лучших фантастических комедий. А имя «Лизун» даже вошло в народный фольклор.

Терминатор 2 (1991)

Успех первого «Терминатора» позволил создателям получить гораздо больше средств на съёмку второй части. Это позволило создать персонажа, без которого сегодня история о Терминаторе просто невозможна — Т-1000.

Неубиваемый робот из жидкого металла, способный принимать самые разные формы, потряс воображение зрителей по всему миру.

Конечно, было и множество других впечатляющих сцен, в том числе сон Сары Коннор, где она наблюдала атомный взрыв. Но ничто в этом фильме не сравнится со страхом перед неуязвимым Т-1000, который находил нас везде, и которого нельзя было уничтожить.

Для съёмок разных сцен с участием «жидкометаллического» робота создавались куклы-аниматроники, изготавливались специальные костюмы, широко применялись компьютерные эффекты. Кстати, в сцене, где он убивает полицейского и принимает его внешность, на самом деле снимались два брата-близнеца.

Поросёнок Бэйб (Четвероногий малыш) (1995)

Почему-то этот фильм не был популярен в России. Это очень трогательная история о поросёнке, который ради того, чтобы не стать холодцом, обучается обязанностям пастушьей собаки. На тот момент «Поросёнок Бэйб» мог похвастаться самой качественной компьютерной анимацией животных. И как и в случае со всеми фильмами в этом обзоре, спецэффекты были неотделимой частью сюжета. Без них невозможно было бы рассказать эту добрую и милую историю.

Для достижения правдоподобности речи, создатели фильма сняли и оцифровали «мимику» различных животных. Впоследствии из этих материалов «собирались» конкретные фразы персонажей. При этом в съёмках сцен участвовали настоящие животные, на чьи морды накладывали компьютерную анимацию.

Матрица (1999)

Фильм-эпоха, оказавший колоссальное влияние на современную поп-культуру. Эффект от его выхода был оглушительным. Мрачная история нашего всеобщего порабощения потрясла огромное количество зрителей. И роль спецэффектов тут просто неоценима. Буквально весь фильм держится на них. Необычность и новизна созданных братьями Вачовски (тогда ещё братьями) сцен привела к валу подражаний. Визитной карточкой фильма стал эффект застывших пуль, когда время замедляется и мы видим траектории их полёта.

По сути, «Матрица» стала классикой, едва выйдя в прокат. Главной «фишкой» Вачовски стали сцены, в которых персонажи застывали в движении, а камера облетала их по кругу, давая нам возможность насладиться моментом со всех сторон. Это делалось при помощи установки нескольких десятков камер, которые одновременно (или с небольшой задержкой) делали один кадр. После чего эти кадры собирались в видеопоследовательность.

Самый сложный эпизод фильма — сцена перестрелки в холле небоскрёба, где Нео и Тринити противостоят толпе охранников с автоматическими винтовками:

Каждая выщерблина, каждое попадание в стену, сопровождаемое выбросом осколков камней, делались с помощью пиропатронов. Добиваясь идеальных кадров, Вачовски переснимали эту сцену около 20 раз. И для этого приходилось каждый раз полностью восстанавливать разгромленный интерьер.

«Я знаю кунг-фу!»

Железный человек (2008)

С одной стороны, это довольно неожиданный выбор, как и «Поросёнок Бэйб». Я включил этот фильм не потому, что это ещё одна бестолковая голливудская поделка на тему супергероев. На мой взгляд, использованные в фильме спецэффекты заставляют сжаться сердце каждого зрителя. Если вы вдруг забыли, это не список самых лучших фильмов всех времён. Здесь собраны ленты, в которых спецэффекты не только очень хороши для своего времени, но без них невозможно было бы убедительно рассказать задуманную авторами историю, заставить зрителя сопереживать герою.

Например, в сцене, когда Тони Старк в исполнении неподражаемого Роберта Дауни-младшего взрывается, он подключает к своему бьющемуся сердцу… автомобильный аккумулятор. Для создания искусственной грудной клетки, с актёра сняли латексный слепок и по нему сделали неотличимую от настоящей накладную грудную клетку.

И напоследок вспомните этот виртуозный полёт с истребителями, в которой главный герой превращает свою смертельную трагедию в нечто удивительное.


Восстание планеты обезьян (2011)

Наверное, сложно выбрать другой фильм за последние 20 лет, в котором визуальные эффекты были бы столь же неотрывно связаны с сюжетом и главными персонажами. «Восстание планеты обезьян» немыслимо без огромного количества компьютерной графики. При этом перед авторами стояла очень сложная задача реалистичного моделирования приматов. И дело тут не только в скелетной анимации. Самое главное — это мимика обезьян, которую необходимо было очеловечить, сделать осмысленной. Но чтобы это по прежнему оставались обезьяны. Задумайтесь, какая это была сложная задача, если прибавить к этому ещё сплошной волосяной покров, не облегчающий работу специалистам по 3D-моделированию и анимации.

Для создания мимики, столь похожей на человеческую, применялась съёмка актёров-людей с последующей оцифровкой по контрольным точкам.

Это один из вариантов применения технологии motion capture: актёры со специальными маркерами на теле снимаются в различных движениях, после чего по этим маркерам создаётся компьютерная анимация с необходимыми корректировками и наложением 3D-моделей. Причём коррекция подразумевала соответствие не только скелетам, но и мышечной системе обезьян. 

Гравитация (2013)

Завершить этот список я бы хотел именно «Гравитацией». И не потому, что создатели потратили на съёмки более 100 млн долларов, и не за семь полученных «Оскаров». Драму, разворачивающуюся в космосе, связанную с разрушением шаттла и двух космических станций, невозможно было бы снять без инновационных спецэффектов. 

 

Критики возразят, что даже «Гравитацию» можно было бы подать в виде театральной постановки. Но таким критикам я желаю не смотреть больше ничего, кроме репертуара Виктюка. А фильм, заставляющий вас испытывать ужас одиночества и беззащитности вместе с главной героиней, задерживать дыхание во время разгерметизации, напрягать мышцы при попытке уклониться от столкновения и дотянуться до люка — такой фильм заслуживает всех своих «Оскаров».

Это один из последних фильмов, чьи спецэффекты работают не просто на красивую картинку, но в первую очередь на не отпускающее до самого конца напряжение, борьбу за жизнь вместе с женщиной-астронавтом.

На протяжении 5 месяцев Сандра Баллок тренировалась двигаться так, как двигается человек в невесомости.

Уверен, что с не с каждым выбором вы согласитесь, чего-то в этом списке не найдёте. Предлагайте свои варианты в коментах, это только приветствуется.

Источник

 

Архив Вестник К