Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Масленица, сырная неделя

Масленица, сырная неделя

Масленичная или сырная неделя – очень веселый праздник, который любили и отмечали еще со времен язычества. Масленица 2015 проходит с 16 по 22 февраля. Христиане отмечают последнюю неделю перед Великим Постом 2015, который начинается 23 февраля…

Если в языческие времена Масленицу отмечали в течение семи дней перед днем Весеннего равноденствия и семь дней после него и праздновали пробуждение природы от зимнего сна и «совершеннолетие» солнца, то христиане разрешают себе повеселиться и хорошо поесть перед началом Великого 40-дневного Поста, после которого наступит Пасха.

Среди традиций масленицы не только вкусная еда и много игр, но и активная сексуальная жизнь, так как после необходимо воздержание в течение семи недель.

Все дни масленичной недели объединяет идея радости, встречи солнца и весны, угощений и беззаботного веселья.

Что такое Узкая и Широкая Масленица?

Масленичная неделя делится на две части — Узкую и Широкую масленицу. В первые три дня — «Узкую масленицу» — крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, начиналась «Широкая Масленица». У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

Что означают дни Масленицы?

Понедельник — первый день сырной недели — Встреча масленицы. Блины пекут дома для всей семьи. Первый блин обязательно отдают нищим — на помин усопших. Раньше в этот день готовились к народным гуляниям: делали ледяные горки,  качели. 

Дети с самого утра делали куклу из соломы — Масленицу, наряжали ее, насаживали на кол  и ходили  от дома к дому с песнями. Взрослые обсуждали, как будут отмечать праздник, с кем, кого позовут в гости, делились рецептами блинов.

Вторник — заигрыш, день, когда устраивали смотрины невест, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — лакомка, в этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. 

Четверг — разгул предвещал начало Широкой Масленицы. С четверга начинались настоящие празднования и гуляния: катания на санках, лошадях, кулачные бои и главное занятие в этот день — захват снежной крепости. 

Пятница — тёщины вечёрки: тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла её дочь. Полагалось не просто пригласить тёщу накануне, а зазывать старательно, уважительно и неутомимо, а утром в пятницу зять присылал за ней нарядных нарочных, передающих его желание угостить тёщу. Тёща приходила в гости с родственниками и подругами.

Ещё в четверговый вечер она должна была прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а тесть — обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло. Зять должен был показать своё расположение к тёще и её близким..

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала в гости сестёр мужа, а если она новобрачная — то и одаривала их. При незамужних золовках на посиделки с блинами можно было звать своих незамужних подруг, а при замужних — только тех, кто уже обзавелся семьёй.

Прощеное воскресенье — древнейшая церковная традиция. Её начало положено словами Христа в Евангелии от Матфея:

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

Это — неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

В этот день все близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, подражая древним инокам Палестины, которые прощались друг с другом перед уходом в пустыню на время Великого поста, зная, что не все из них вернутся в монастырь в Страстную неделю. Отсюда, как мы видим, и произошло Русское «прощаться». 

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили в баню. В кульминации народного празднования сохранились отголоски древних языческих обычаев: жечь чучело Масленицы, а заодно и старые ненужные вещи и остатки скоромной еды и развеивать прах в поле или над речной водой, как бы сжигая смерть и зиму и очищая дорогу весне, теплу, жизни и плодородию. 

 

Архив Вестник К