Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Почему рассказы очевидцев о встречах с эльфами и феями так похожи на встречи с пришельцами?

Почему рассказы очевидцев о встречах с эльфами и феями так похожи на встречи с пришельцами?

Сотни лет назад рассказы людей о встречах с «маленьким народцем» (эльфы, гномы, феи и тд.) не казались чем-то уникальным. Они даже становились частью народного фольклора, со временем превращаясь в сказки и легенды.

Но эти случаи не исчезли полностью даже в ХХ веке, хотя их несомненно стало во много раз меньше. Особенно после появления феномена НЛО и инопланетян.

Вытеснило ли одно другое или может быть это одно и тоже явление и оно лишь слегка изменило свою форму?

Для примера типичной встречи людей с феями и эльфами хватит двух относительно недавних случаев, имевших место в XIX и XX веках. Летом 1884 года кучер почтовой кареты на острове Мэн приступил в один прекрасный вечер, как обычно, к сбору мешков с почтой. Обратно его ждали к часу тридцати утра, но он вернулся лишь в половине шестого.

Когда, три года спустя, его опрашивал собиратель местного фольклора Уильям Мартин, кучер в оправдание своего опоздания привел типичную сказку об эльфах, содержавшую к тому же элементы традиционного поведения полтергейстов:

«Он на полном серьезе рассказал, что в шести милях от дома его осадила целая армия эльфов, разодетых в шикарные красные костюмы и вооруженных фонарями. Эльфы остановили его лошадь, выбросили почтовые мешки на дорогу и принялись плясать вокруг них в обычной для них манере. Несчастный почтальон безуспешно пытался оказать им сопротивление. Не успевал он положить в карету один мешок, как его тут же сбрасывали обратно на дорогу. Это продолжалось до рассвета».

Вторая встреча с пляшущими эльфами случилась 10 августа 1977 года, и в ней был замешан полицейский из Халла Дэвид Свифт. Он обходил свой участок спустя час или два после полуночи и увидел необычную полосу тумана над игровыми площадками. Когда он подошел ближе, то разглядел в тумане три танцующие фигуры, которые принял поначалу за пьяных. Мужчина был одет в «безрукавку и брюки в обтяжку», а две женщины — в «чепчики, шали и белые платья».

У всех троих была поднята одна рука, как если бы — сделали позже предположение — они танцевали вокруг невидимого «майского дерева». Не успел Свифт подойти к ним, как все три фигуры исчезли. Когда констебль доложил о случившемся дежурному сержанту, то понял, что ему никто не поверит. Когда же об этом случае поведала местная газета, Свифта подвергли такому осмеянию, что он сам уже не желал ничего говорить о нем.

Удивительно уже одно то, что эльфы дожили до XX века. Самое же поразительное в сообщениях о современных встречах с ними заключается в тех подробностях, которые свидетельствуют, что маленькие человечки меняются в ногу со временем.

 

Свидетельница Марина Фрай из Корнуолла вспоминала (много лет спустя), как однажды ночью в 1940 году, когда ей было три года, вместе со старшими сестрами услышала какое-то гудение. Девочки выглянули в окно спальни и увидели маленького человечка дюймов восемнадцати росточком, с белой бородой и в красной остроконечной шляпе. Он «описывал круги в крошечной красной машинке».

Речь могла идти о разыгравшейся фантазии, сновидении или ложном воспоминании. Но вот в сентябре 1979 года нечто похожее случилось с группой детей от четырех до восьми лет в Уоллатон-Парке, в Ноттингеме. Подобные рассказы детей были записаны директором школы, опросившим каждого по отдельности (но после того, как у них было время обсудить между собой детали происшествия). Наступили уже сумерки, когда…

«Дети увидели около 60 маленьких человечков ростом примерно им по пояс. У них были длинные белые бороды с красными кончиками (правда, один мальчик уверял, что бороды были черными) и морщинистые лица.

На головах у них были шляпы в форме старомодных ночных колпаков с помпоном на макушке. Верхняя часть одежды у них была синего цвета, а трико желтого. На протяжении почти всех 15 минут, что дети видели их, маленькие человечки оставались в своих крошечных машинках.

Всего было 30 машин — по два человечка в каждой. (Один мальчик утверждал, что машинки были зелеными и синими; другой — что красными; третий — что красными и белыми). В машинках были не рулевые колеса, а такие круглые штучки с ручками.

Двигатели не издавали никакого звука, но машинки ездили быстро и могли перепрыгивать через такие препятствия, как бревна. Маленькие человечки гонялись за детьми, но не догоняли их, хотя и могли. Дети думали, что это была такая игра».

Был даже зафиксирован один случай со сказочным воздушным кораблем: в 1929 году восьмилетний мальчик и его пятилетняя сестра, игравшие в своем саду в Хертфорде, увидели, как крошечный самолетик (по-видимому, это был биплан как и большинство самолетов того времени), с размахом крыла в двенадцать или пятнадцать дюймов, спланировал над изгородью, приземлился у мусорного ящика, потом снова поднялся в воздух и улетел. Пилотом был маленький человечек в кожаном летном шлеме, и, улетая, он помахал детям рукой.

Многие читатели воспримут подобные случаи как фантазии, и кое-какие детали подсказывают, что они являются плодом воображения. Примечателен сам факт того, что только дети сообщали о «механизированных» сказочных персонажах.

Нет нужды верить в истинность подобных случаев, чтобы понять их значение. В конце концов, если эльфы, разгуливавшие раньше пешком или скакавшие верхом на лошадях, могут теперь ездить на машинах и летать на самолетах, почему бы им не пилотировать и НЛО.

Видные уфологи высказывали предположение, что непосредственные контакты, в особенности похищения людей инопланетянами, могут быть тесно связаны с подобным поведением сказочных персонажей. Во многих народных сказках такие персонажи обожали похищать людей.

В качестве примера можно привести случаи подмены, когда в люльку подкладывали страшненького ребенка эльфа вместо золотоволосого дитя человеческого, унесенного в царство сказок (сравните общую цель — укрепление сказочного племени человеческими чертами с теорией уфологов о программе инопланетян по созданию гибридов).

Кража ребенка феями

Одновременно рассказывают множество историй о мужчинах и женщинах, которые входили в круг танцующих эльфов и уже никогда не могли выбраться из него, или о тех, кому разрешали посетить подземное царство эльфов и кто никак не мог покинуть его.

Здесь даже прослеживается аналогия со знакомой темой потерянного времени: во многих сказках, в которых человек возвращается-таки из сказочной земли, полагая, что он отсутствовал только один день или неделю, и обнаруживая, что в мире людей уже прошло несколько лет. (Возможно, это последствие состояния своеобразного транса.)

Из всех сказочных историй, известных собирателям фольклора, непосредственный контакт с пришельцами больше всех напоминает случай, рассказанный валлийцем Дэвидом Уильямсом из Пенриндейдраете, что в Гвинедде. Однажды ночью он как верный слуга следовал за своей госпожой по дороге домой. Когда он вошел в ее дом, ему сказали, что она вернулась тремя часами ранее, хотя он был уверен, что отстал от нее не более чем минуты на три.

В качестве оправдания он рассказал, что… «наблюдал яркий метеор, за которым следовало кольцо или круг из огня, а внутри круга стояли мужчина и женщина маленького роста в красивых одеждах… Когда кольцо достигло земли, оба существа выпрыгнули из него и тут же принялись чертить круг на земле.

Как только они закончили его, мгновенно появилось множество мужчин и женщин, которые начали танцевать по этому кругу под самую приятную музыку, которую кто-либо когда-либо слышал. Зрелище было столь чарующим, что Дэвид стоял несколько минут, как ему показалось, наблюдая за танцем. Все вокруг было освещено мягким светом, и он различал каждое движение этих существ.

Через некоторое время метеор, который привлек внимание Дэвида, появился вновь, а вслед за ним и огненное кольцо. Когда оно достигло круга танцующих, прибывшие в нем леди и джентльмены запрыгнули в него и исчезли так же, как и появились. Дэвид оказался один и в полной темноте».

Если добавить классическим серым пришельцам остроконечные уши и одежду, чем они будут отличаться от фейри?

В старых сказках можно найти и другие уфологические мотивы. Представление, будто НЛО способны заглушать двигатели машин, лишая, к примеру, их водителей возможности бежать, аналогично «невидимому барьеру», устанавливаемому эльфами.

Один такой случай имел место примерно в 1935 году в Лис-Арде — форте в графстве Мейо (Ирландия): девочка пыталась покинуть холм, но ей никак не удавалось пробраться через брешь во внешней насыпи. Всякий раз, когда она приближалась к этому проходу, некая сила разворачивала ее на 180 градусов и заталкивала обратно в центр форта.

По мере того как сгущались сумерки, девочка все больше «чувствовала», как вокруг нее накапливается враждебность. Когда же она звала членов поисковой партии, которая, вооружившись фонарями, поднялась за ней на холм, спасатели не слышали ее.

Она смогла вырваться на свободу только тогда, когда невидимый барьер таинственно исчез. Это происшествие с полным правом можно сравнить с теми случаями, когда людей выхватывали из машин с заглохшими двигателями и держали в НЛО, пока уфонавты не отпускали их и не позволяли им уехать.

Одни исследователи пошли дальше и предположили, что подобные сказки являются, по сути, народными воспоминаниями о подлинных встречах с инопланетными похитителями, рассказанными в единственных известных нетехнологическому обществу терминах.

Другие — например французский уфолог Жак Валле — предположили, что и сказочные персонажи, и инопланетные похитители являются продуктом феномена одного порядка, проявляющегося характерным для каждой культуры образом. (Так и не состоялось должное обсуждение, является ли этот феномен внутренним — иными словами, формой фантазии или галлюцинации, этих характерных продуктов человеческого мозга, — или внешним, быть может, даже частью эдакой таинственной внеземной системы правления, как однажды предположил Валле.)

С другой стороны, контакты XX века вполне могут быть современными народными сказами, отражающими ни что иное, как очень непонятный всеобщий страх перед похищением.

Идею похищения можно найти в легендах многих и самых разных обществ. Например, жители Гаити верят, что их систематически подавляют могущественные колдуны вуду (зобоцы), которые постоянно похищают людей для принесения в жертву во время ужасных магических ритуалов.

В начале 1940-х годов в столице Гаити Порт-о-Пренсе ходили слухи, что призрачный автомобиль (мотор-зобоц) с колдунами объезжал по ночам остров, перевозя жертвы на такие церемонии. Автомобиль можно было опознать по неземному голубому свету, излучаемому его фарами.

Однажды с мотор-зобоцом столкнулся Дивион Джозеф — еще один маг вуду. Когда поздно ночью он подъехал к пустынному перекрестку дорог, его внезапно ослепил ярко синий свет, и он потерял сознание. В себя он пришел в мотор-зобоце в окружении отвратительных полулюдей в масках. Предложив ему деньги за то, чтобы он никому не рассказал о случившемся, маски выкинули его из машины, и Джозеф оказался у себя дома в постели.

Уфолог Джон Риммер, который первым привлек внимание к рассказу Джозефа, так прокомментировал эту странную встречу:

«Эта история содержит массу очевидных аналогий с похищениями, осуществляемыми НЛО. Во-первых, ослепляющий свет и потеря сознания чаще всего фигурируют в описаниях начальных стадий таких похищений. Общим, во-вторых, почти для всех похищений является и последующее пробуждение в окружении странных полулюдей.

В приведенном примере Дивион увидел людей в масках, что и естественно, ибо привычное для жреца вуду, чем инопланетяне в космических скафандрах. И ряд других аспектов гаитянской истории свидетельствует о ее тесной связи с НЛО — похищениями, в частности поведение перципиента и похитителей: по существу, нелогично похищать человека и затем предлагать ему деньги, чтобы он никому об этом не рассказал — как если бы у похищения не было никакой иной цели».

К этому можно добавить то, что следует иметь в виду и фактор ожидания (Джозеф несомненно знал, что появление ночью яркого света предшествует похищению мотор-зобопом, как и многие нынешние жертвы похищений принимают яркие огни в ночном небе за НЛО и «знают», что инопланетяне посещают землю, чтобы похитить нас), и заключительную деталь — жертва просыпается в собственной постели. Можно предположить, что все описанное не больше, чем фантазия или даже яркое сновидение, чем и можно было бы объяснить указанную Риммером нелогичность.

Распространение в западных странах слухов о похищениях — дело обыденное. В конце XIX века по большей части Европы ходили зловещие рассказы о «торговле белыми рабынями»: юных девушек сначала соблазняли и вовлекали в занятие проституцией, а затем продавали шейхам из пустынь.

Не далее как в мае 1969 года французский город Орлеан был встревожен слухами о том, что юных девушек хватают в примерочных магазинов, усыпляют и тайно переправляют на Ближний Восток. Особо зловещий характер возникшей панике придавали утверждения о том, что происходило это в магазинах, принадлежащих евреям, что подогревало антисемитизм.

Дабы показать смехотворность подобных историй, руководитель местной еврейской ассоциации пустил слух, будто девушек, отправляемых в рабство, проводили по сети подземных ходов к реке Лауре, где их поджидала подводная лодка. Уже на следующий день слух вернулся к нему в форме неоспоримого факта.

С нашей точки зрения, самое интересное в этом случае состоит в том, что он показывает, как буквально из ничего возникает явно абсурдный слух: за все время паники в Орлеане не пропало ни одной девушки или женщины, но в него поверили сотни и даже тысячи людей, которые сами же — быть может, и неосознанно — подпитывали и подкрепляли этот слух, постоянно повторяя и обсуждая одно-два изначальных сообщения.

И все же было бы рискованно слишком уж полагаться на якобы фольклорную предысторию контактов с инопланетянами и похищений. Исследователь Мишель Мерже недавно заметил, что нет доказательств преемственности между древними сельскими поверьями и современными городскими массовыми верованиями, и допустил, что поиск аналогий между ними исказил сложную проблему.

И он приходит к такому выводу: «Поиск чисто формальных аналогий затмил исследователям очевидную укорененность основной части рассказов об НЛО в конкретном времени (во второй половине XX века) и в пространстве (поначалу в США).

Мерже полагает, что все элементы сценария похищения людей инопланетянами можно обнаружить в научной фантастике конца XIX и начала XX века. Естественно, что научно-фантастические истории регулярно включали медицинские обследования и хирургические вмешательства, характерные для типичного случая похищения, но никогда не встречавшиеся в сказках, и основывались — по всей видимости — на ныне забытых, но свойственных XIX веку страхах перед похитителями тел и вивисекцией.

В известной книге «Война миров» Герберта Уэллса марсиане похищают людей, чтобы завладеть их кровью.

Дешевые приключенческие комиксы 30-х годов часто описывают инопланетян и злодеев будущего в виде большеголовых созданий с тоненькими конечностями, правящих полностью механизированной вселенной — «ненормально развитая голова — это морфологический признак сверхчеловека».

Обложка журнала ‘Uncanny Tales’ (1939 год)

Нередко в таких историях действуют бесстрастные ученые-хирурги, вскрывающие захваченных в плен людей, с которыми они поступают так, как человек, анатомирующий без какой-либо жалости низшее животное.

В других повествованиях описываются снабженные длинными иглами хирургические машины, характерные для рассказов похищенных НЛО.

Собранные вместе, такие сходства между мотивами уфологических похищений, с одной стороны, и фольклором и научной фантастикой — с другой, достаточно разительны, чтобы можно было предположить, что даже самые бесхитростные описания похищений инопланетянами являются неосознанными фантазиями свидетелей, навеянными общими для всех людей страхами и обычным багажом исходного материала, накопленного многими поколениями и знакомого практически любому человеку на Западе, да и многим представителям других культур.

Эта теория, как и внеземная гипотеза, похоже, объясняет сходство между отдельными случаями похищения и общей схемой подобных контактов, а также нелогичность и несоответствия, характерные для подобных случаев, аналогии между похищениями и другими странными явлениями, особенности психологии свидетелей и отсутствие вещественных доказательств похищений даже лучше, чем внеземная гипотеза.

Эта мысль находит подтверждение не только в почти полном отсутствии убедительных доказательств того, что какое-то похищение инопланетянами действительно имело место или что его свидетелем был кто-то еще помимо похищенного, но и в том, что сами похитители слишком уж похожи на людей, чтобы быть «подлинными» инопланетянами, технология и общество которых опережают земные на тысячи, если не на миллионы лет.

У нас нет оснований полагать, что любые инопланетяне, с которыми мы наконец столкнемся, будут хоть в какой-то мере выглядеть как мы, не говоря уже о том, что они разделят наше стремление к поиску и желание все объяснить. В самом деле, сексуальные и медицинские идеи среднего «Серого» слишком уж точно отражают наши собственные и вполне могут иметь психологическое объяснение.

Хотя до сих пор так и остается непонятным до конца точный механизм, с помощью которого человеческий мозг обращается к рассматриваемому здесь исходному материалу и использует его для детальной разработки представляющегося совершенно реальным опыта, все же кажется, что, по крайней мере, в случае похищения странные образы фольклора и фантастики могут подсказать весьма стоящие направления исследования.

 

Архив Вестник К