Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Священный Грааль: бесконечный квест человечества.

Священный Грааль: бесконечный квест человечества.

Почему квест? Каким бы ни представляли Грааль, говоря о нем, мы неизбежно сталкиваемся со специфическим явлением, которое можно обозначить с помощью английского слова quest или по-русски — «поиск». Речь идет о возвышенном поиске, которому посвящается вся жизнь, о поиске-предназначении. Его формы могут сильно различаться: поиск и служение даме сердца; борьба с врагом; освобождение города от колдовских чар; извлечение меча из камня, победа над злым великаном — все это достойные рыцарские квесты. Все это характерно и для нашего времени — вспомните хотя бы того же Толкиена или Индиану Джонса. Однако все турниры, козни феи Морганы, интриги Мерлина и даже войны, вся эта рыцарская круговерть воистину детские игрушки по сравнению со многовековым квестом, конечная цель которого — Священный Грааль.


Среди святынь христианства Чаша Тайной Вечери — Священный Грааль — занимает особенное место. Он не дается в руки, не хранится в музее, не умещается в голове. В то же время он заслуженно венчает ряд уникальных христианских реликвий, к которым относятся Гроб Господень, Кровь Христова, фрагменты Креста, Терновый венец, Копье римского сотника Лонгина и Туринская плащаница. Поиск и обретение Чаши, так же как и постижение философского смысла, заложенного в ее образ, волнуют человека в течение как минимум восьми веков. И, тем не менее, в Библии о Чаше почти ничего не сказано. Этот прекрасный символ вечного духовного поиска произрастает из средневековых легенд, а не из Нового Завета. В Новом Завете, в отличие от христианских апокрифов, о таинственном кубке Иосифа Аримафеского не говорится почти ничего.


Споры по поводу того, чем был Грааль — чашей, блюдом или драгоценным камнем — длились веками. Тем не менее, чаще всего его изображают как удивительной красоты кубок или чаша. Впервые он появляется в сцене Тайной Вечери: согласно средневековым преданиям, из него пил Христос. «Пейте от нее все. Это Кровь Моя Нового Завета. Испивший ее не умрет вовек». Возраст ее уже к тому времени исчислялся веками. Сияющий зеленый смарагд, а проще изумруд, из которого она изготовлена, утверждает апокриф, был некогда камнем в короне Денницы. Архангел Михаил при низвержении Люцифера с неба выбил камень из его короны, тем самым изъяв у падшего ангела власть и благословение творить миры (вот почему, как утверждают легенды, последователи Люцифера ищут Грааль, — чтобы заново воссоздать корону и вернуть князю тьмы полную силу).

Во второй раз Грааль появляется на исторической сцене, когда речь заходит о казни Иисуса. Иосиф Аримафейский — член синедриона и тайный сторонник Христа — принес его на Голгофу для того, чтобы собрать кровь умирающего на кресте Бога. Именно он просил у Понтия Пилата позволения снять тело казнённого Иисуса с креста. Получив разрешение, он отнес  тело в вырубленную в скале гробницу, где обернул его в плащаницу которая, по одной из версий, находится сейчас в Турине. Позже Иосиф стал первым хранителем не только Чаши, но и Копья Лонгина, пронзившего бок Иисуса. Считается, что он увез эти реликвии в  Британию. Там в местечке Гластонбэри он воткнул в землю свою палку, которая пустила корни и стала прекрасным терновым кустом, цветущим два раза в году. Усмотрев в том чуде знак свыше, Иосиф построил в Гластонбэри церковь, которая со временем выросла в аббатство. Считается, будто бы чаша Грааля укрыта где-то в подземельях  аббатства Гластонбэри. Связь между Иосифом  и Гластонбери появляется в конце XII в., когда историю аббатства переписали монахи после пожара, уничтожив­шего многие записи. Весьма вероятно, что христианство распространилось в Британии из Гластонбе­ри, а местные верующие хотели усилить свою связь с Христом и привлекли легенду об Иосифе, опять же это только предположение.

 

По другим поверьям, местом хранения Грааля стал построенный ангелами за одну ночь волшебный замок Монсальват в Пиренеях, между Францией и Испанией. Уже оттуда фантазия рассказчиков уносит Священную Чашу в Индию, и на некоторое время она исчезает из западного мира. Зато с тех пор поиски Грааля становятся источником бесконечных легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, да и не только о них.

Рыцари короля Артура, совершавшие свои подвиги в стремлении приблизиться к обретению Святого Грааля, так и не нашли того, что искали. За Круглым столом короля Артура одно из кресел было предназначено рыцарю, которому суждено найти Святой Грааль. Это кресло пустовало: лишь один человек во всем королевстве мог занять его – тот, кого усмотрит для этой цели Сам Бог. Имя избранника однажды загорелось над креслом огненными буквами. Любой другой, попытавшийся занять сиденье, умирал. Так оно и называлось: «место смертника».

 

Около 1136 г. Джеффри Монмутский написал «Исто­рию королей Британии», где описана смерть короля Ар­тура и его последний путь на остров Авалон, он изображает Авалон похожим на Гластонбери и Сомерсет. Труды историка считаются в основном вымыслом, но благодаря сочинениям этого пе­риода и возникла таинственная легенда о Гластонбери — Авалоне.

А вот для эзотериков, в частности алхимиков, Грааль был и остается камнем. Для них цель в поиске Грааля — это  обретение философского камня.


Само происхождение слова «грааль» туманно. По одной из версий оно восходит к латинскому gradale (градале). Об этом предмете говорится в одном из писем к германскому императору Лотарю II. Там упоминается «великолепный градаль из Александрии», хотя не совсем ясно, что автор имеет в виду — блюдо или чашу. Тем не менее, если версия с gradale верна, можно предположить, что само слово «грааль» появилось в Каталонии, язык которой близок к наречию юга Франции, района Труа, из которого происходил, кстати, автор первого романа о Чаше — Кретьен де Труа.

А латинское «градале» могло происходить от греческого κρατρ (кратер), обозначавшего плоскую чашу с двумя ручками. Правда, у римлян существовал и свой похожий предмет, называвшийся garalis (гаралис) — сосуд для хранения гарума, рыбного соуса из анчоусов. Гарум был дорог, а гаралисы с ножками и ручками делали из стекла.


Но к Чаше может иметь отношение и французский омоним латинского «градале». Так назывался сборник церковных гимнов и псалмов. Так что в одном наборе букв мы получаем схождение пищи телесной и духовной. Да и рыбные коннотации здесь тоже неслучайны: рыба — символ Христа и христианства, ибо апостолы были рыбаками как фактически, так и иносказательно — ловили души, как рыбаки рыбу.

Дэн Браун, автор нашумевшего бестселлера «Код да Винчи», распропагандировал прочтение слова «грааль» как «sang raal», позаимствовав это толкование у Генри Линкольна и Ричарда Ли. По их версии, слово «грааль» может быть переведено как «королевская кровь», со всеми вытекающими из этой лингвистической причуды фантазиями от том, что французский королевский род Меровингов якобы ведет свое происхождение напрямую от сына Иисуса и Марии Магдалины. Это допущение не имеет ничего общего ни с легендами о существующих Чашах, ни с артуровской мифологией.


О хранителях Грааля существует много легенд. Первыми претендентами на столь почетную роль считаются тамплиеры, рыцари Храма. В эту историю они попали с легкой руки французского философа, принявшего ислам и ставшего суфием, Рене, написавшего в 1925 году книгу с нескромным названием «Царь мира» («Le Roi du Monde»). Однако работа Генона изобилует натяжками и произвольными толкованиями. На самом деле тамплиеры были сообществом профессиональных воинов, а не мистической сектой, и теологические вопросы их мало интересовали. Нет ни одного средневекового документа, однозначно подтверждающего связь Чаши с этим духовно-рыцарским орденом.

Традиция связывать в одну истории тамплиеров и Грааля начинается с шотландских масонов, успешно «перетащивших» храмовников в свой квест в XVIII веке. В речи к братьям-масонам, произнесенной в Париже в 1737 году, Эндрю Майкл Рэмсей  впервые поставил знак равенства между духовно-рыцарскими орденами, связанными с крестовыми походами, и масонами. Другие возможные хранители Грааля — катары, адепты гностического учения, существовавшего в Западной Европе с середины Х века. Центром катарской ереси был Лангедок, а их название происходит от греческого слова καθαρο (катарой) — «чистые». Но ассоциировать катаров с Граалем столь же бесполезно, как и тамплиеров, ибо Чаша символизирует смерть и воскресение Христа — как раз то, во что катары не верили. В их понимании природа Иисуса была не богочеловеческой, а исключительно божественной, то есть материальное тело, в котором он явился перед людьми, представляло собой иллюзию. Раз не было тела — значит, не было ни смерти, ни воскресения. А священная сущность Грааля без распятия и воскресения — ничто!


И все же, если учесть, что артуровский цикл возник на юге Франции, что замок, в котором хранился Грааль Кретьена де Труа, — Мунсальвеш, или Монсальват, находился в Пиренеях, как и главная твердыня катаров — Монсегюр, размышлений о катарах не избежать. Разматывая эту ниточку, мы попадаем в 1204 год, во времена Четвертого крестового похода (1202–1204), когда христово воинство разграбило Константинополь. Среди прочих трофеев из храма при императорском дворце Буколеон исчезло так называемое Блюдо Сионской Горницы. Говорят, что его привезли в Труа. После Французской революции (1789–1796) оно попало в Вену и сейчас хранится в музее бывшего имперторского дворца Хофбург (опять Хофбург!, как в свое время и копье) Возможно, именно это Блюдо и сыграло роль Грааля, тем более, Грааль представлялся не только чашей.


Как бы то ни было, в 1244 году Монсегюр был взят в ходе крестового похода, организованного Римом против катаров. Поводом послужило убийство папского легата Пьера де Кастельно, известного гонителя прокатарски настроенных аристократов, в том числе графа Раймунда VI Тулузского. Сдавая одну твердыню за другой, поднимаясь все выше в горы Лангедока, редея рядами, спасая женщин, детей и стариков, катары что-то несли с собой. Что это было? Знание? Тексты? Грааль?

 

В 1933 году появляется книга немецкого ученого Отто Рана, съездившего в Пиренеи, посетившего Монсегюр и убедившего себя, что катары — наследники индуистских традиций, «буддисты Запада» и, таким образом, истинные арии (арийцы), владеющие Граалем. Свою теорию он изложил в книге «Крестовый поход против Грааля». Позже он написал еще «Придворных Люцифера», где утверждал, что катары поклонялись Утренней звезде — Сатане, из упавшего камня с короны которого, как мы помним, Грааль и был изготовлен. Ран был нацистом, и его версия стала популярна в Германии. Результаты своих поисков он переслал Генриху Гиммлеру, после чего их использовал Альфред Розенберг при работе над книгой под названием «Миф двадцатого века» — одним из ключевых идеологических трудов нацистов. Розенберг создал что-то вроде языческого ордена, в который входил и Гиммлер. Так, катарский Грааль оказался втянутым в нацистский квест. Чистая кровь Спасителя там убийственно смешалась с идеей о чистокровных арийцах, а чистая любовь превратилась в террор во имя чистоты расы.

Нацисты были весьма увлечены мистикой. А.Гитлер, забрав из Вены копье Лонгина, которым по преданию убили Иисуса Христа, не захотел делиться им с главой СС Генрихом Гиммлером. Тому пришлось довольствоваться копией копья и поисками других реликвий. Особенно Гиммлер загорелся поисками Святого Грааля, продолжая традицию рыцарских орденов.
Легенда о Граале гласила следующее: каждые 700 лет потаенное сокровище появляется из глубин земли, и тогда им можно овладеть. По подсчетам, в 544 году умер хранитель Грааля святой Бенедикт, через семьсот лет крестоносцы взяли Монсегюр (1244 год), а следующая знаменательная дата наступала 16 марта 1944 года. Бои за Монсегюр велись на протяжении четырех месяцев. И хотя крепость на юге Франции уже не имела для исхода войны никакого значения, все её защитники бились до последнего вздоха. В последние дни обороны над самой высокой башней Монсегюра реял огромный стяг с кельтским крестом. Любопытно, что в Монсегюр специально был послан известный диверсант Отто Скорцени, которого просто так в древние крепости не посылали. Крепость пала, но никто и нигде не описывает, был ли найден в Монсегюре Грааль и если был, то, что стало с древним артефактом после войны. Вероятно, придется терпеливо  ждать еще 700 лет?
Есть версия, что что-то похожее на Чашу нацисты все же нашли и после краха Рейха она, вместе в другими сокровищами была спрятана в древнем Вевельсбурге, но опять же…это только еще одна легенда, в любом случае этот христианский артефакт упорно искали до полного краха Рейха.

Сейчас в христианском мире существуют целых две реликвии, называемые Граалем. Один из них находится в церкви Сан-Лоренцо в Генуе,

а второй — в храме в Валенсии.

Генуэзская чаша известна под именем Священной Братины (Il Sacro Catino) — это емкость, якобы высеченная из изумруда, которая на самом деле представляет собой шестиугольное египетское блюдо из изумрудного стекла. Его происхождение точно не документировано. Вильям Тирский писал около 1170 года, что Чаша была трофеем, привезенным из Первого крестового похода (1096–1099), и изъяли ее из мечети в Кесарии (Израиль). Однако по версии одной испанской хроники, сосуд обнаружили в Альмерии (Андалусия) в 1147 году, когда король Альфонсо VII  с помощью генуэзцев отбил город у мавров. Сосуд упоминается и в генуэзской хронике, написанной Джакопо-да-Вораджине.

Но гораздо больше известна Священная Чаша (El Santo Caliz), хранящаяся в Валенсийском кафедральном соборе. Она вполне может быть настоящим ближневосточным артефактом греко-римского периода, хотя точно датировать этот простой агатовый сосуд весьма трудно. Его оклад выполнен в стиле, характерном для испанского ювелирного искусства XIV века, а ножкой служит перевернутая чаша из халцедона. На Чаше есть арабская гравировка, об истинном значении которой ведутся споры. Проследить ее историю тоже довольно сложно. До Валенсии она хранилась в монастыре Сан-Жуан-де-ла-Пенья в Каталонии, когда ее подарили королю Мартину I Арагонскому. К концу столетия Чаше придумали легенду: апостол Петр якобы привез сосуд в Рим, а около 256 года папа Сикст II  подарил его Святому Лаврентию, забравшему реликвию в свой родной городок Уэска. В истории нет ни слова об Иосифе Аримафейском, впрочем, как и ассоциаций со Святой Кровью. Это совершенно иная традиция.

Есть и еще одна легенда о пребывании Чаши Грааля  в Абхазии. Абхазию знают как страну красивейшей природы, где за один день можно дойти от ласкового, тёплого моря до суровых ледяных вершин. Иногда кажется, если бы на земле был рай, то он должен быть именно таким. В развалинах древних храмов Абхазии на месте древнеабхазских святилищ, на вершинах священных гор и сегодня можно наблюдать некоторые символы Грааля, вырезанные в белом камне. Например Мальтийский Крест в круге или 3 Мальтийских креста в полуокружности, барельефы рыб. Эти знаки начертаны в святилищах на горе Лашкендар около г. Ткварчал и на вершине Иверской горы в г. Новый Афон. Интересно, что в сторону святой горы Лашкендар невозможно сделать ни одного выстрела: снаряды натыкаются на невидимую преграду и падают вниз.
Ну а ХХ век окончательно махнул рукой на поиск Грааля-вещи и внес в этот квест свою, слегка упрощенную и безысходную философичность: «На пути к Граалю рыцари мертвы». Поиск перестает быть возвышенным, он становится отражением темных сторон человеческой натуры.
В июне 2007 года в некоторых изданиях появилась статья следующего содержания:
«Как сообщает PhysOrg, итальянский археолог Альфредо Барбагалло (Alfredo Barbagallo) утверждает, что Святой Грааль – чаша, из которой пил Иисус Христос во время Тайной Вечери – находится в Риме.По его словам, чаша захоронена в помещении под Базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура (Basilica of San Lorenzo Fuori le Mura), одной из семи самых посещаемых пилигримами церквей в Риме. К такому выводу Барбагалло пришел после двухлетнего изучения средневековой иконографии внутри базилики и устройства катакомб, описанных в путеводителе по катакомбам, составленном в 1938 году монахом-капуцином Джузеппе да Бра (Giuseppe Da Bra).
Как утверждает Барбагалло, чаша, которой в Средние века было дано имя Святого Грааля, исчезла в 258 году после гибели священника по имени Лоренцо, которому Папа Сикст V поручил заботиться о сохранности сокровищ раннехристианской церкви.
Представитель Ватикана сообщил, что пока никто никаких решений об открытии катакомб не принимал».
Кретьен де Труа, самый первый автор, упомянувший Чашу в рыцарском романе и поселивший идею квеста в воображении европейцев, задает своим текстом только один вопрос: «Для чего существует Грааль?» И не дает ответа.
На самом деле, так ли важно знать были ли она — чаша плотника или изумрудный кубок — материальный Грааль? Важно ли знать где он? Разве многие лучшие из рыцарей и мыслителей напрасно погибли в попытках понять его, достичь его, очиститься по пути к нему, сохранить разум, находясь в его присутствии, вместить его? Нет.

Для кого-то Грааль — это средство  обретения вечной жизни, а для  кого-то – это вечный поиск прежде всего себя, своего места и предназначения в мире. Если бы Грааля не было, его обязательно стоило бы выдумать. И бесконечно — искать.


 

Архив Вестник К