Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Назад в настоящее

Назад в настоящее

Сегодня, 6 июля 2010 года, Марти МакФлай должен приехать к нам из 1985 года.


«Назад в будущее» (англ. Back to the Future) — фантастическая комедия режиссёра Роберта Земекиса и исполнительных продюсеров Стивена Спилберга, Фрэнка Маршалла и Кэтлин Кеннеди. Фильм вышел в 1985 году в кинотеатрах Соединённых штатов и Канады и получил рейтинг PG от организации Motion Picture Association of America — «Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями» (а и правда, пора уже сыну показать, тем более что в HD-качестве появился). Один из более известных в СССР фильмов во второй половине 1980-х благодаря переводу Алексея Михалёва.


Авторы ленты виртуозно манипулируют временем и пространством, заставляя зрителей соображать почти на лету, поспевать за дробящимися на несколько ипостасей персонажами, которые ни в коем случае не должны столкнуться с самими собой в будущем или прошлом. Причём всё запутывается ещё сильнее, когда остроумно используются сцены из первой серии, герои которой включены в повествование на равных правах со своими близнецами из второй части. В какой-то момент кажется, что создатели фильма перемудрили в своей интеллектуальной игре, особенно в финале, оставив Марти в 1955 году, а Брауна услав в более дальнее прошлое, тем самым заранее запланировав третью серию. Картина «Назад в будущее II» хоть и пользовалась большим успехом в прокате, однако уступила оригиналу по популярности точно в два раза.
Сюжет пересказывать не буду, все знают. А вот историю создания трилогии почитать рекомендую.


Сценарий.
Первый черновой вариант сценария фильма был написан Робертом Земекисом и Бобом Гейлом 24 февраля 1981 года. Согласно нему, Марти МакФлай — музыкант, также зарабатывающий видеопиратством, Док Браун — профессор, который работает в Университете в 1955 году. Место действия — маленький западный город (не Хилл-Вэлли). Машиной должна была стать большая морозильная камера. В сценарии также существовало несколько незначительных отличий. Чуть позднее, 7 апреля была написана вторая версия фильма.


Спустя три года, 11 июля 1984 года, завершено написание третьей версии, в которой Марти уже не видеопират, а профессор Браун теперь зовется Док Браун. Город, где происходят события назван Elmdale. Машиной времени уже стала ДеЛориан. В четвертой версии сценарий приобретает все основные сюжетные линии, которые встречаются в фильме. Наиболее значимым отличием является время, когда Марти попал в прошлое (март, а не октябрь 1955 года), а Док еще не изобрел основу машины времени — «потоковый накопитель» (в другом переводе «конденсатор потока»).

Подбор актеров.
12 ноября 1984 года начались съёмки. Производством занимаются кинокомпании Universal Studios и Amblin. Первоначально в роли Марти Макфлая снимался Эрик Штольц. Но после нескольких недель съемок его отстранили от роли, так как решили, что он для неё не подходит, и главным героем фильма становится Майкл Джей Фокс. В одном месте в фильме всё же можно увидеть Эрика Штольца. Он уже снимался в течение нескольких недель, и многие сцены с ним были отсняты. В сцене, в которой Марти сбивает Биффа с ног ударом (в кафе 1955 года перед погоней на скейтборде) — показан кулак Штольца. Также ходят слухи, что в сцене, в которой Марти ныряет в ДеЛориан на стоянке, спасаясь от ливийцев — тоже показан Штольц. Тем не менее над этой сценой до сих пор спорят знатоки: у Штольца в этих сценах был совершенно другой костюм.


На роль Дока Брауна также одно время планировалось пригласить другого актёра — Джона Литгоу, известного по сериалу «Третья планета от Солнца» о пришельцах, оказавшихся на Земле. Он даже снимался вместе с Кристофером Ллойдом в фильме «Приключения Баккару Банзая в восьмом измерении», где играл сумасшедшего учёного, а Кристофер Ллойд — инопланетянина.


Клаудия Уэллс должна была играть Дженнифер вместе с Эриком Штольцом. Однако сроки съемок постоянно сдвигались, и в конце концов она не смогла принимать в них участие. На её место была приглашенна актриса Мелора Хардин. Однако после того, как Штольца уволили, Мелора оказалась выше ростом, чем Майкл Джей Фокс — и тем самым не годилась на роль его подружки. Клаудия Уэллс, тем временем, вновь освободилась и всё-таки согласилась исполнить роль Дженнифер.

Спецэффекты
После завершения основных съёмок студия спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM) за 8 недель создает все спецэффекты — полет ДеЛориан, молнию, ударяющую в часы и другие. Примечательно, что для сцены, в которой на фото появляются брат и сестра Марти, ILM сделала гитарный гриф размером в 3-4 раза больше обычного, и использовала увеличенное фото. Это была единственная возможность реализовать такой эффект в 1985 году.

Успех
В общей сложности, лента двенадцать недель провела на первой строчке кассовых сборов, лишь однажды уступив лидерство «Европейским каникулам», и стала самым кассовым фильмом 1985 года. Фильм выдвигался на «Оскар» по четырем категориям: лучший оригинальный сценарий, лучший звук, лучшая песня и лучший монтаж звуковых эффектов, за который и был взят приз. В мае 1986 года картина появилась на видеокассетах. В финальных кадрах оказалась крохотная, но очень важная корректива — теперь вместо затемнения, на экране появлялась многообещающая надпись «Продолжение следует…».


Картина была одним из любимых фильмов президента США Рональда Рейгана. Эпизод, в котором Док из 1955 года спрашивает у Марти, кто будет в 1985 году президентом США, и смеётся над ним, не веря тому, что президентом стал актёр, при первом просмотре Рейган просил прогнать несколько раз. Впоследствии были переговоры о съёмках Рейгана в третьей части трилогии в роли мэра Хилл-Вэлли, но замысел не был реализован.
Фильм занимает 73-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb.

Удалённые сцены
* Перед сценой, в которой Марти демонстрирует Доку в 1955 году запись, снятую им на видеокамеру, был вырезан небольшой эпизод, в котором Док находит в машине времени журнал «Плейбой» и современный фен для сушки волос. Этот фен позже виден в кармане радиационного костюма в эпизоде, когда Марти представляется Джорджу Дартом Вейдером с планеты Вулкан.
* Была создана титульная страница газеты «Хилл-Велли Телеграф», на которой была размещена статья «Местный фермер заявляет, что зомби из космоса разрушил его сарай» с фотографией фермера Пибоди. Но сцена с этой газетой в конечном итоге в фильм не попала.
* Когда Марти с Доком разыскивают Джорджа в школе, Марти заглядывает в открытый класс и видит Лоррейн, которая списывает на контрольной.
* После того, как Марти явился Джорджу ночью, назвавшись Дартом Вейдером, он усыпляет его хлороформом, чтобы Джордж не видел, как тот уходит. Эта сцена была вырезана, хотя без нее становится непонятно, почему Джордж на следующее утро сказал Марти, что не явился в школу из-за того, что проспал.
* Был вырезан следующий короткий диалог между Марти и Лоррейн в автомобиле. Лорейн говорит: «Когда у меня будут дети, я буду позволять им делать все, что они хотят», на что следует реакция Марти: «Хотел бы я взять с тебя расписку». При этом во второй серии, когда Марти крадется возле их машины, он слышит именно этот разговор и добавляет: «Да, и я тоже».
* Следующая сцена, не вошедшая в фильм, объясняет, почему Джордж опоздал на инсценировку спасения им Лоррейн от нападок Марти, хотя и посматривал на часы. Не доверяя своим часам, Джордж зашел в телефонную будку, чтобы сверить время, где его шутки ради запер рыжеволосый парень (который позже безуспешно попытается потанцевать с Лоррейн, оттолкнув Джорджа). Невезучего узника выпускает на свободу вовремя проходящий мимо мистер Стрикленд.
* Когда Марти, уже вернувшись в будущее, просыпается и идет на кухню, у него в руках запечатанный конверт, который он потом кладет на шкаф. По новелле, в конверте лежит кассета с записью музыкальной группы Марти, которую он собирался отправить на студию звукозаписи. Кроме этого, был вырезан момент, в котором брат Марти Дейв говорит, что носит костюм, потому что всегда работает по субботам, и предлагает Марти отправить его кассету прямо из офиса.
* В телеверсии фильма, показанной в 1990 году, присутствовали две дополнительные сцены, вырезанные из театральной версии: Бифф исчезает, вернувшись в 2015 год; Марти видит разрушенную школу Хилл Вэлли.
* Сцена, в которой Марти встречает своего брата, Дэйва (Марк МакКлюр), в альтернативном 1985 году, была вырезана из фильма.
* Когда Бифф возвращается обратно в 2015 и выходит из «DeLorean», он случайно ударяется о свою трость и корчится от боли. Однако, по словам Роберта Земекиса, помимо боли от удара, в этот момент Бифф испытывает то же самое, что и Марти во время бала в первом фильме: он исчезает из времени. Идея создателей заключалась в том, что, вернувшись в 1955 год и передав спортивный альманах самому себе, Бифф изменил будущее. По словам Земекиса, жена Биффа (мама Марти) застрелила его после 1985 года. В удаленной сцене мы видим, как Бифф исчезает.

Интересные факты
* Рабочее название фильма – «Парадокс» (Paradox). На DVD-издании фильма при просмотре дополнительных материалов данное название можно заметить на хлопушках.
* Леа Томпсон (сыгравшая Лорейн) и Кристофер Ллойд (исполнивший роль Дока) снимались вместе в шести фильмах: трилогии «Назад в будущее», картинах «Деннис-мучитель», «Право не отвечать на вопросы» и телефильме «Haunted Lighthouse». Тем не менее за все это время у них была всего одна разговорная сцена:
Марти: Это Док… мой дядя! Доктор Браун.
Лорейн: Здравствуйте.
Док: Здрасьте…

* В сцене, в которой Марти посещает Джорджа в школе, на заднем плане висит плакат «Рона Вудворда — в президенты класса!» Рональд Вудворд — главный рабочий-постановщик фильма.
* В лаборатории Дока висят портреты четырех знаменитых ученых: Исаак Ньютон, один из первых физиков современности; Бенджамин Франклин, открывший электричество посредством удара молнии; Томас Эдисон, изобретатель современных электростанций; и Альберт Эйнштейн, открывший теорию относительности. Современная физика, удар молнии, добыча электроэнергии и путешествия во времени — ключ к сюжету фильма.
* Главная улица та же самая, что в фильме «Гремлины» (1984 года).
* Марти попадает в 1955 год 5 ноября, эта дата была выбрана сценаристами потому, что она встречается в фильме «Время от времени» (1979 года), герой которого тоже перемещается во времени 5 ноября. Кроме того, 5 ноября — день рождения отца Боба Гейла (соавтора сценария всех трех серий фильма).
* Когда «Назад в Будущее» вышел в кино в Австралии, Майклу Джей Фоксу пришлось сняться в телевизионном ролике для австралийского телевидения и предупредить общественность об опасности цепляния за автомобили на скейтборде.
* Марка «Кэлвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому в итальянском дубляже Марти в 1955 году называют «Леви Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден»…
* В Италии телевидение было государственным, и понятия «Rerun» (повторный показ) в этом языке не существовало. Поэтому в итальянском дубляже Марти видел телевизионное шоу «на видео». В русском переводе он его видел «в записи».
* Дженнифер записывает свой телефон на листовку о восстановлении часов. Ее номер – 555-4823. В американских фильмах все номера телефонов начинаются на 555, чтобы на них никто не звонил реально, так как этого кода в США не существует.
* Сид Шайнберг, начальник студии Юниверсал, потребовал от Роберта Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Мег, а не Лорейн (жену самого Шайнберга звали Лоррэйн). Доку Брауну в качестве спутника полагался шимпанзе, а не собака. И наконец: Шайнберг считал, что фильм со словом «будущее» в названии не может быть кассовым — и потребовал поменять название на «Космический пришелец с Плутона» (Space Man from Pluto). В сцене, где Марти МакФлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан, он должен был сказать «с планеты Плутон». Шайнберг послал соответствующий меморандум. На помощь режиссеру пришел исполняющий продюсер Стивен Спилберг: он послал в ответ «Спасибо, Сид, за удачную шутку — мы очень смеялись.» Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал настаивать.
* В процессе сценария концепция машины времени многократно менялась. Сначала это был лазерный прибор размером с комнату. Затем машина времени стала выглядеть, как холодильник. Роберт Земекис рассказал в интервью, что этот концепт отбросили, опасаясь, что маленькие дети будут забираться в холодильник и пострадают при этом. Была еще одна идея — для возвраи щения в 1985 год ДеЛореан нужно было довезти до полигона для испытания атомных бомб. Сохранился даже вариант сценария с этой идеей.
* Огромный усилитель, к которому Марти в начале фильма присоединяет электрогитару в лаборатории Дока носит обозначение CRM-114. Именно так назывался декодер сообщений в фильме Стэнли Кубрика «Доктор Стрэйнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Кроме того, это — номер космического корабля из фильма Космическая одиссея 2001, тоже Стэнли Кубрика.
* Во время съемок школьной вечеринки Майкл Джей Фокс действительно самостоятельно играет на гитаре. Это не монтаж и не дублер. Музыка была разложена на аккорды, и актер изучил каждый из них — аккорд за аккордом, чтобы выступление выглядело на 100% правдободобным. Сцена снималась 2 недели.
* В одной из старых версий сценария Марти со своим рок-н-роллом вызвал на школьном балу массовые беспорядки. Чтобы их погасить, приезжает отряд полиции. Кроме того, в той версии сценария Док добывает секретную составную часть Кока-колы. И когда они возвращаются в 1985, все машины выглядят, как в 50-х годах – но способны летать… Отчасти следы этой концепции можно увидеть во второй части, в рекламном ролике Голди Уилсона III-го.
* Солнечные очки, которые Марти носит в начале фильма, были исключительно для рекламных целей, и больше в трилогии не появляются. Для фильма было заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных продуктов.
* Одни из них — очевидны (Pepsi, Texaco, Toyota, Nike), а другие — нет. Компания «California Raisin», изготовитель изюма, заплатила 50 000 долларов за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, «на кинопленке изюм выглядит как кучка дерьма». Поэтому логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Ред. Фирма запротестовала — и ей вернули гонорар.
* Фильм настолько понравился Рональду Рейгану, что он включил ссылку на фильм Земекиса в своё обращение к нации в 1986 году: «И как было сказано в «Назад в будущее», «Там, куда мы отправляемся, дороги нам не понадобятся».
* Многие кандидатки на роль Дженнифер, были отвергнуты по причине высокого роста, все они были выше Майкла Джея Фокса, рост которого 164 см.
* Во время съемок «будущего» Майкл Джей Фокс сыграл себя в старости, сыграл своего сына и свою дочь. Нанесение грима занимало около 4-5 часов. Эпизоды были отсняты без применения компьютерных спецэффектов, кадры просто накладывались один на другой. Весь реквизит, попадавший в кадр, приходилось приклеивать, чтобы он не сдвинулся при последующей съемке одной и той же сцены.
* В первоначальной версии сценария основные действия фильма должны были разворачиваться в 60-х годах, а именно — в 1967 году.
* Роберт Земекис во время написания сценария фильма снимал комедийный детектив «Кто подставил кролика Роджера», это задержало выход второй и третьей части трилогии на 5 лет.
* Все главные герои первого фильма согласились играть свои роли и в продолжении, за исключением Криспина Гловера (Джордж МакФлай, отец Марти). Он установил слишком жесткие условия для продюсеров. Поэтому во второй части фильма сценаристы его «убивают». Все кадры фильма, в которых на экране появляется молодой Джордж МакФлай, взяты из первой части трилогии.
* Вместо Криспина Гловера, сыгравшего Джорджа МакФлая в «Назад в будущее» (1985), роль отца Марти исполнил Джеффри Вайсман, который был загримирован под Гловера.
* Криспин Гловер подал в суд на Стивена Спилберга за то, что в фильме были использованы видеоматериалы с его участием без его разрешения. Суд вынес вердикт в пользу Гловера, а «Гильдия актеров» приняла новые правила об использовании видео- и фотоматериалов с участием актеров.
* Съёмки второй и третьей частей фильма велись одновременно.
* За пять лет, прошедших с момента окончания съёмок «Назад в будущее» (1985), Майкл Дж. Фокс разучился кататься на скейтборде.
* Имена двух полицейских – Риз и Фоули. Роберт Земекис и Боб Гэйл называли данными именами всех полицейских либо правительственных агентов в фильмах, сценарии к которым они вместе написали.
* В кинотеатре рекламируется фильм «Челюсти 19», режиссером которого является Макс Спилберг (у Стивена Спилберга, поставившего «Челюсти» (1975), есть сын Макс). В антикварном магазине в 2015 году можно заметить куртку, в которую был одет Марти в 1985 году, куклу Кролика Роджера и видеоигру «Челюсти» для видеоприставки «Nintendo».
* Во время телевизионного интервью Роберт Земекис сказал, что «летающие доски уже давным-давно изобретены, только компании по производству скейтбордов не желают их ставить в серийное производство, но съёмочной группе всё же удалось раздобыть несколько таких досок». Режиссер всего лишь шутил, однако после выхода передачи компания «Mattel» (логотип данной фирмы можно заметить на летающих досках) была завалена телефонными звонками людей, интересующихся, когда такие доски поступят в продажу.
* Когда Док смотрит газету и видит, как меняются заголовки, один из них преображается с «Никсон идет на шестой срок» на «Рейган идет на второй срок».
* Такси будущего, на котором Бифф следит за Марти и Доком — Citroen DS.
* Финальная сцена первой картины была переснята в качестве начальной сцены второго фильма. Однако в данную сцену были внесены изменения, особенно это касается того, как Кристофер Ллойд говорит свои фразы.
* Данный фильм — кинодебют Элайджи Вуда (эпизодическая роль мальчика, играющего в автомате).
* Изначально планировался только один сиквел. Сценарий под названием «Парадокс» объединял в себе элементы второй и третьей частей трилогии, но сжатые в один фильм.
* Одна из идей для сиквела предполагала точно такое же развитие сюжета на протяжении первых двух третей, однако в заключительной части фильма старый Бифф должен был отдать спортивный альманах молодому Биффу в 1960-е гг, а не в 1955 году. Когда Марти и Док отправились в прошлое, чтобы его остановить, Марти случайно встречался со своими родителями, ставшими хиппи, и чуть было не помешал своему зачатию. Роберт Земекис решил, что данная концепция очень похожа на первый фильм, и придумал идею показать оригинальную картину под другим углом с двумя Марти в 1955 году.
* В районе, где живет Марти из 2015 года, можно заметить собаку, которую выгуливает один из роботов из фильма «Батарейки не прилагаются» (1987).
* Для съёмок первого фильма сначала были построены декорации Хилл Вэлли 1955 года, затем, отсняв середину фильма, их преобразовали в Хилл Вэлли 1985 года и сняли начало и конец картины. Для съёмок «Назад в будущее 2» декорации снова переделали, для того чтобы они соответствовали 1955 году. Такая перестройка декораций стоила создателям больше, чем если бы они их построили с нуля.
* Прочитав надгробие Джорджа МакФлая, можно узнать его среднее имя – Дуглас.
* В газете 2015 года можно заметить следующие заголовки: «Вашингтон готовится к визиту королевы Дианы», «Бандиты больших пальцев снова наносят удар». В последней статье речь идет о том, что в будущем люди будут использовать отпечаток большого пальца для платежей (например, именно так Бифф расплачивается за такси). Поэтому бандиты начнут «воровать» большие пальцы.
* Док говорит, что посетил клинику по омолаживанию. Данный эпизод добавили в сценарий, для того чтобы Кристоферу Ллойду не пришлось снова носить грим, делавший его старше.

 

Архив Вестник К