Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » История создания фильмов «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс»

История создания фильмов «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс»

Именно в этих короткометражках на экране впервые появилась троица — Трус — Балбес — Бывалый! Кстати, фильмы имели успех не только в СССР: «Барбоса» закупили 100 стран мира, «Самогонщиков» — 68 стран, что принесло стране 70 млн. рублей. А началось все с провала…

Сегодня об этом мало кто знает, но созданию «Пса Барбоса» предшествовал творческий провал Гайдая. В конце 50-х он снял сатирическую комедию «Жених с того света», которую худсовет раскритиковал в пух и прах.

Гайдай переключился на историко-революционный фильм «Трижды воскресший» (да, да, это Гайдай, а не Хичкок!) и снова потерпел полный провал. После этой неудачи Гайдаю впору было «уйти в управдомы», но спас случай.

— Леня тогда взял отпуск, и мы уехали к его родителям в Глазково под Иркутском, — рассказала вдова режиссера актриса Нина Гребешкова. — У них на чердаке было множество газет, и в одной из них Леня нашел фельетон Степана Олейника «Пес Барбос». Сюжет простой: трое браконьеров пришли на речку глушить рыбу, но их совестливый пес помешал им. И Леня решил снять по этой истории короткометражку. На «Мосфильме» идею поддержали…

Гайдай придумал троице клички — Трус, Балбес, Бывалый. Оставалось самое сложное — найти их…

На «Мосфильме» хранятся записи о пробах на роли. На Бывалого пробовались Михаил Жаров и Иван Любезнов (известный по роли Ковынько в «Богатой невесте»), но руководитель киностудии Иван Пырьев посоветовал обратить внимание на мало кому тогда известного Евгения Моргунова. С первого взгляда стало ясно — он рожден для этой роли!

В роли Труса Гайдай сразу решил снимать Георгия Вицина, который уже играл у него в «Женихе с того света». На Балбеса пробовались Сергей Филиппов (потом он сыграет у Гайдая Кису Воробьянинова) и Борис Новиков.

Филиппов нравился худсовету, но актер разрывался между другими съемками и мог подвести. Тогда Вицин рассказал режиссеру: видел в цирке на Цветном бульваре клоуна, внешне, как изящно выразился Георгий Михайлович, «напоминающего глисту». Заинтригованный хитроумной метафорой, Гайдай пригласил клоуна на пробы и был поражен: «Никулин — вылитый Балбес!»

Гайдай не мог нарадоваться на своих героев (вспоминается фраза Вицина, правда, из другого фильма: «Рожи-то у нас у всех хороши»). Он сразу заявил, что грим таким типажам не нужен, разве что ресницы можно наклеить: «От этого лица будут выглядеть еще глупее!»

На роль Барбоса искали собаку с киношным опытом. И доверили ответственное дело дрессированной дворняге Бреху, которая уже снималась в фильмах, но, правда, не снискали успеха у зрителя.

Играть с четвероногим актером было ой как непросто. Особенно измотал всех эпизод, когда пес гонится за троицей с динамитом в зубах. «Мотор!!!» Актеры бегут метров сто, и вдруг «Стоп! Обратно!»: пес выплюнул «взрывчатку»…

Следующий дубль. Бегут… И тут собака останавливается у пенька и поднимает ногу. Еще дубль — псине надоело гоняться за браконьерами, и она дала деру в лес… В общем, Барбос то стоял, то мчался не туда.

Моргунову надоело бегать вхолостую, он давай собаку костерить. Та — рычать в ответ. Нервы у актера вконец сдали: «В конце съемок я его придушу!» Пес в долгу не остался и на очередном дубле отомстил — во время съемки «погони» вцепился обидчику в ногу!

В другой сцене Трус по сюжету должен обогнать Балбеса и Бывалого. Гайдай просил Никулина с Моргуновым бежать медленнее, чтобы дать возможность Вицину вырваться вперед. На репетициях так и получалось, а во время съемок Моргунов прибегал быстрее всех. Каждый раз актер обещал бежать медленнее, но не сдерживал слово, объясняя это одним и тем же: «Меня живот вперед несет».

— У Моргунова был неуживчивый характер. Вот умная и дружелюбная собака его и невзлюбила, — считает Гребешкова.

И все же, несмотря на сложный характер, в чувстве юмора Моргунову не откажешь. Однажды местные колхозники шли мимо и обратили внимание на Вицина, который с измазанным сажей лицом, в рваной обгорелой одежде с воодушевлением пел романс «Куда, куда вы удалились…» (так он релаксировал между съемками). На расспросы колхозников, мол, что за певец такой, Моргунов ответил:

— Иван Семенович Козловский. У него сегодня дача сгорела, вот он того… умом тронулся. Вызвали психушку, сейчас его заберут.

Худсовет встретил новую работу Гайдая с интересом. Но попросил вырезать кое-что.

Так, в одном эпизоде троица пробегает сквозь шалаш, и Трус, вбежав в брюках, выскакивает уже в одних трусах. В недоумении оборачивается и видит, как из шалаша появляется медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять в этой сцене настоящего медведя из цирка Никулина.

Но инженер по технике безопасности заявил, что это дело опасное плюс надо оформлять дрессировщика, выбивать транспорт… Тогда Никулин привез из цирка чучело медведя, в котором разместился сам режиссер. Однако худсовету не понравился медведь, и его убрали.

Полностью вырезали эпизод со стадом, когда троица врезается в животных и каждый из них падает: Балбес на корову, Трус на козу, а Бывалому мерещится, что за ним бежит бык с «динамитом» в пасти.

Идею второй короткометражки «Самогонщики» подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером. Но фильм мог так и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Пырьев.

Фильм снимался в начале марта 1961 года там же, где и «Пес Барбос», — в подмосковных Снегирях. Была выстроена декорация избушки, в которой предстояло жить самогонщикам. На роль их собаки вновь вызвали Бреха. И едва он увидел Моргунова, тут же облаял его с ног до головы. «Вот гад какой, все помнит!» — возмутился артист.

— На этот раз с собакой возникли сложности, — вспоминал Никулин. — Тяжелый змеевик самогонного аппарата Брех поднимал с трудом, к тому же порезал лапы. Дрессировщик с досады чуть не плакал.

Съемочную группу выручил ветродуйщик — человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Он предложил попробовать его овчарку Рекса, которая, по его словам, ничего и никого не боится и легко носит тяжести.

Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке, — кинулся на Моргунова! Почему — никто объяснить не мог. Моргунов обиделся и всем говорил: «Рекса против меня настроил Брех, это все проделки его дрессировщика!»

С тех пор, стоило Рексу увидеть Моргунова, как он сразу ощеривался. Артист в ответ тоже скалил зубы. Так они, рыча друг на друга, и снимались. Зато на съемочной площадке пес быстро освоился и легко выполнял все команды.

Во время съемок Никулин едва не пострадал. Снимали сцену, где он катится в снежном шаре. Сперва спускали с горы сделанный из папье-маше огромный белый шар, который ударялся о дерево.

Камеру останавливали, шар убирали и вместо него сооружали настоящий снежный ком, в который «замуровывали» Никулина. Под ком подкладывали немного взрывчатки.

Но, видимо, пиротехник не рассчитал силу заряда и заложил взрывчатки больше положенного. В результате рвануло так, что Никулин чуть не потерял сознание и не смог выбраться из шара. Для нового дубля пиротехник заложил нужное количество взрывчатки, и Никулин сумел вылезти.

Комедию «Пес Барбос и необычный кросс» впервые показали в сатирическом теле-альманахе «Совершенно серьезно», как одну из четырех короткометражных новелл.

После премьеры знаменитая троица воспринималась зрителями как нечто единое целое, да так и осталась в народной памяти, даже после того, как один за другим ушли все три комика.

«Пес Барбос и необычный кросс» раскупили для проката более ста стран мира (прежде всего, конечно, советские сателлиты, но позже и ряд западных стран, а так же США), а «Самогонщиков» – около семидесяти.

«Пес Барбос и необычный кросс» был награжден почетным дипломом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особым призом Лондонского кинематографического общества.

 

Архив Вестник К