Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » История «Девушка с веслом»

История «Девушка с веслом»

Самое ранее упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» № 33 от 17 июля 1935 года. Журналист сообщал: «Скульптор Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом — около 12 метров»…

Скульптура «Девушка с веслом» — один из классических символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы.

Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны — считалось, что эти довольно скромные скульптуры являются наиболее правильным олицетворением советской женщины-спортсменки.

Автором растиражированной, привычной гражданам СССР «Девушка с веслом» был советский скульптор Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась «Женщина с веслом» — дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионе «Электрик» в Черкизове. Девушку с веслом — уже в купальнике — Иодко создал для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране.

Растиражированные статуи «Девушка с веслом» Ромуальда Иодко представляли собой «моральный» образ советской женщины. При этом мало кто помнит, что в том же 1936-м в Москве появилась и другая «Девушка с веслом», и уж её-то точно можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Правда, судьба статуи оказалась незавидной.

От мужиков до девушки

Автором забытой «Девушка с веслом» стал известный советский скульптор Иван Шадр. Его настоящая фамилия — Иванов, а псевдоним он выбрал в честь родного города Шадринска.

Родился мастер в 1887 году в семье столяра, кроме него в семье было ещё 13 детей. В 1901-м он успешно сдал экзамен по рисунку в Художественно-промышленную школу Екатеринбурга. Через шесть лет, по её окончании, отправился странствовать по России.

Поступить в Академию художеств Шадру не удалось, пришлось подрабатывать уличным пением в Санкт-Петербурге. В 1910-м он уехал в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена на муниципальных курсах скульптуры и рисования. В 1911 году парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств.

Иван Шадр брал уроки у Огюста Родена

Вернувшись в Россию, гражданскую войну мастер пережил в Омске. Здесь выпускники Сибирского кадетского корпуса за 18 тысяч рублей заказали ему памятник генералу Корнилову. Потом сам Колчак приказал скульптору изготовить монумент в честь освобождения Сибири и… разработать эскизы денежных знаков серии «Возрождение России». Однако все проекты остались нереализованными. Красные освободили Омск, а Шард оказался в подвале ВЧК.

Его должны были расстрелять как пособника белогвардейцев, но… Сибревкому внезапно понадобился мемориал жертвам белого террора. Художника быстро приговорили к расстрелу условно и заставили работать.

После того, как Шард изготовил памятник Марксу с рельефами Карла Либкнехта и Розы Люксембург, заблудшего скульптора простили окончательно. В 1922 году поседевший ваятель вернулся в Москву, где получил от ВХУТЕМАСа просторную мастерскую на Масловке.

В историю Шадр вошёл благодаря сразу нескольким творениям. Во-первых, он автор так называемых денежных мужиков. Фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Их можно увидеть, к примеру, на купюрах 15 тыс. и 25 тыс. руб. эмиссии 1923 года, а также на «советской конвертируемой валюте» — червонцах.

Натурная скульптура “Ленин в гробу” сделала Шадра главным мастером довоенной ленинианы. Всего же он создал 16 скульптурных изображений вождя пролетариата.

В 1927-м Шадр создал статую «Булыжник» в стиле Родена, которую почти сразу признали классическим произведением и переименовали в «Булыжник — оружие пролетариата». Его бронзовая версия установлена на пл. Краснопресненская Застава в Москве.

«Булыжник — оружие пролетариата”

Скульптура “Булыжник — оружие пролетариата” стала одним из самых узнаваемых образов в СССР

В Киеве копия «Булыжника» обосновалась на пл. Красная Пресня около кинотеатра «Жовтень». Памятник успешно пережил волну «ленинопада» и даже стал объектом иронии: около пивной на ул. Жилянской поставили монумент-пародию «Штопор — оружие пролетариата».

«Девушка с веслом» Шадр создал по заказу московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Директор парка Бетти Глан заказала для главного парка страны пятьдесят скульптур. Работы выполняли известные мастера: Янсон-Манизер («Балерина»), Шварц («Парашютистка»), Фильдс («Юность»), Мотовилов («Физкультурник с веслом»), Шильников («Физкультурница») и другие. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта».

Установили её в 1936 году у главного входа в парк в окружении фонтанов. Она должна была стать символом своего времени, эталоном советской женщины. Шадр, по мнению исследователей его творчества, запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов, нашёл удачный симбиоз двух кодов — античного и спортивного.

И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над скульптурной композицией «Девушка с веслом»

Но московские власти были иного мнения. В высоких кабинетах посчитали, что Шадр переборщил. Ему требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное — сексапильностью.

Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. На скульптора сразу обрушились критики. Им не понравилось абсолютно всё. Вот выдержка из «Вечерней Москвы» от 11 августа 1935 года:

«…Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…». Скульптор прочитал отзывы и впал в депрессию.

Депрессия – рабочее состояние художника. Однако Иван Дмитриевич Шадр – особый случай, он много повидал на своем веку. Скульптору, после таких жизненных передряг, мнение столичных критиков – как слону дробина. Художник впал в депрессию от того, что его открытие — выстраданный эстетический идеал — было отвергнуто властной волей. Что же не понравилось власти?

Русский искусствовед Михаил Золотоносов в недавней статье ответил на этот вопрос:

«…Шадр запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов. Он нашел удачный симбиоз античного и спортивного кодов, воплощенный в образе фаллической женщины.

Возможно, художник «переборщил», создав в первом парковом варианте не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель сексуальной женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций.

Волосы ее очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована… Скульптура брызгала небесным эротизмом. Античное торжество тела подавляло приземленный массовый спорт…».

Шадра заставили «устранить» ошибки. Второй парковый вариант удовлетворил эстетику власти. Изменилась не только прическа, которая стала менее сексуальной, у девушки исчезли мускулы рук, появились широкие бедра и большая грудь. Новая Девушка была пониже ростом, всего 8 метров. Её установили на прежнем месте в московском парке Горького. Перед зрителями предстала женщина, утратившая самодостаточность и предназначенная исключительно для продолжения рода.

Депрессия художника продолжалась несколько месяцев. Он излечился только тогда, когда ему разрешили предложить свою Лолу (первый вариант «Девушки с веслом») любому городскому парку, который согласится ее принять. Транспортировку и установку двенадцатиметровой скульптуры должен был оплачивать сам автор.

Одесса, Херсон и Николаев отказались от шедевра. Здесь партийные власти «держали руку на пульсе». В Ворошиловграде же скульптуру приняли. По воспоминаниям луганских старожилов, скульптура оказалась в их городе при содействии наркома обороны Климента Ворошилова — того самого, в честь которого Луганск дважды переименовывали в Ворошиловград.

Секретарь местного горкома КП(б)У Самуил Шац посмотрел на транспортную накладную «стратегического груза» из самой Москвы (!), щелкнул каблуками и приказал установить «памятник» в городском парке. «Девушка с веслом» простояла тут на берегу пруда до самой войны и погибла от артиллерийского снаряда.

Трагические факты об оригинале и натурщице:

Моделей для своих работ Шадр искал на московских спортивных площадках. Там он и обратил внимание на студентку Веру Волошину, когда та выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Красивая девушка спортивного телосложения хорошо подходила на роль эталона советской женщины. Именно она и стала прототипом для знаменитой скульптуры.

Биография Волошиной тоже хорошо вписывалась в советскую идеологию. Родилась она в 1919 году в Кемерове. Отец — шахтёр, мать — учительница. С начальных классов школы Волошина увлеклась спортом, занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой. В седьмом классе выиграла чемпионат Кемерова по прыжкам в высоту. После школы поступила в московский Центральный институт физкультуры.

Моделью для скульптуры Шадра была спортсменка Вера Волошина

На следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Волошина с подругой пришли в московский райвоенкомат, чтобы написать заявление о добровольном направлении на фронт. Но подругам отказали и предложили повоевать на трудовом фронте.

До осени Волошина копала окопы и противотанковые рвы на подступах к Москве. Осенью добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. Совершила семь удачных походов в немецкий тыл.

В ноябре в её часть прибыло пополнение. Среди новичков оказалась ученица московской школы Зоя Космодемьянская. Её зачислили в группу, в которой Волошина была комсоргом. Почти сразу девушки подружились — их сблизило то, что обе были сибирячками.

На своё первое задание Волошина ушла 21 октября — в район станции Завидово. Вернулась целой и невредимой.

«Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне, со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет», — писала она родным в Кемерово.

После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

Своё последнее боевое задание Волошина выполнила 21 ноября 1941 года. По её предложению партизаны заминировали дороги в районе села Крюково под Наро-Фоминском, а потом забросали гранатами дома, где жили гитлеровцы. Но группа диверсантов попала под обстрел. Волошина прикрывала огнём из автомата отход группы, была ранена в плечо и попала в плен. После пыток немцы повесили её в лесу.

В тот же день, в 10 км от Крюково, в центре деревни Петрищево была повешена и Зоя Космодемьянская. Но если у голгофы Зои стояли очевидцы, то Вера погибла одна. Поэтому Космодемьянская ушла в бессмертие, а о Волошиной забыли на долгие годы…

Скульптура, стоявшая в Парке культуры, была разрушена в начале Великой Отечественной войны, во время одной из бомбёжек осенью 1941-го.

 

Архив Вестник К