Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » История керченских пристаней

История керченских пристаней

В конце XIX века с развитием судоходства и рыболовства на берегу Керченской бухты появилось более полутора десятков пристаней. В числе первых известны Адмиралтейская, Царская и Соляная. К началу прошлого столетия на планах города зафиксированы названия уже девяти подобных объектов. 

Угольная пристань Русского общества пароходства и торговли находилась в районе современного «Ковша», напротив Городка водников. Рядом располагалась Пароходная. Путешествуя на пароходе вдоль побережья Черного моря, в Керчи побывали проездом в конце XIX века писатели А. Чехов и В. Короленко. 

Далее вдоль берега стояли Грузовая и Пассажирская пристани Российского общества транспортных кладей, затем Таможенная (на этом месте находится ныне городская водная станция). 

Ротонда на набережной служит ориентиром для местонахождения Адмиралтейской пристани, к которой 15 (27) августа 1820 г. причаливал корабль, доставивший из Тамани в Керчь А. Пушкина и семейство генерала Н. Раевского. В последующем здесь была сооружена Грузовая городская пристань, известная также как Графская. Последнее название, надо полагать, связано с именем графа М. Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, неоднократно посещавшего Керчь и проявлявшего о ней подлинную заботу. А возможно, название это было дано в подражание Севастополю. 

На открытках начала ХХ века пристань именуют Бульварной, а в довоенное советское время ее почему-то называли Царской. На ней первое время после революции продолжали устраивать «Иордан», когда на Крещение молодые греки по традиции прыгали в воду за деревянным крестом. Так продолжалось до 1931 года. Уже с конца 20-х гг. на этой пристани была построена вышка для прыжков в воду, а через несколько лет появилась одна из лучших в Крыму водных станций. Место это в подростковой среде отчего-то именовалось «Мост». Возможной причиной тому были расположенные по периметру пристани деревянные перила. Стоявший у берега рядом ресторан, возникший в начале XIX в. в качестве буфета, именовали «Поплавком» (по некоторым сведениям, это было и его официальное название). Любопытно, что свои «Поплавки» (подобного рода заведения) существовали еще с более раннего времени в Ялте и Алуште. 

Кроме «самозванной», была и настоящая в Керчи Царская пристань. Находилась она на улице Дворянской (ныне Театральной), служила началом парадного въезда в город и хранила в своем названии память о приезде в Керчь императора Николая I (сентябрь 1837 года). 

Таманская пристань, известная с середины XIX века, примыкала к находившейся у берега моря на оси Большой Митридатской лестницы ныне не существующей Таманской площади, которой она и дала в конце позапрошлого века свое имя. Рядом стояла Баркасная пристань, служившая для небольших судов, доставлявших в город грузы, в том числе свежий улов на рыбный базар. 

В начале ХХ века со строительством Керченского морского порта ряд пристаней уступает свое место защитным сооружениям, имевшим соответствующие причалы. В 1908 г. появились Широкий и Защитный молы. Последний еще называли Малым, а в обиходе в послевоенные годы он был известен как «Скатик» (по названию резиновых покрышек, применяемых для амортизации на причале?). Между ними образовалась Малая бухта (в простонародье — «Бухточка»). 

Был сооружен также не ранее 1915 года Генуэзский мол. Он появился на остатках существовавшего здесь издревле мола, который П. Дюбрюкс называл «Древняя мола» и определял его длину в 100 саженей. По сведениям «Лоции Азовского моря», «остаток древнего мола» тянулся на два кабельтовых и его опасно было переходить даже на шлюпке. В конце XIX века эти остатки именуют Генуэзским молом, считая, надо полагать, что и генуэзцы имели отношение к его сооружению. Этот мол известен и под другим названием — «Узкий».

 

Архив Вестник К