Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Победители Берлинале-62. Жюри должно умереть.

Победители Берлинале-62. Жюри должно умереть.

Итак, главный приз Берлинале — «Золотой медведь» за лучший фильм — присужден драме братьев Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть». Немая сцена.
Все-таки Берлинский фестиваль в смысле принятия неожиданных, мягко говоря, решений, отличается и от Венеции, и от Канн. Наблюдатели, которые массово теряют дар речи после объявления фильма-обладателя «Золотого медведя» — сугубо берлинская прерогатива.
Первые победители стали известны еще днем: Приз экуменического жюри дали Тавиани (ох, недобрый был знак!), приз ФИПРЕССИ — надуманно-эстетскому черно-белому фильму «Табу» португальцва Мигеля Гомеша (совместное производство Португалии, Бразилии, Германии, Франции). «Табу» также удостоилось премии Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве, хотя, по-моему, никаких открытий там нет; кстати, режиссер тоже был удивлен: по его словам, он-то хотел сделать ретрофильм, а отметили за новации ни с того ни с сего.
Церемония началась в 19.00 в кинодворце Берлинале. Журналисты смотрели прямую трансляцию церемонии награждения в одном из залов мультиплекса «Синемакс».
Приз за «Лучший дебют» дали голландскому фильму с непереводимым названием Kauwboy из секции «Поколение Кплюс». 
Особое упоминание жюри, также с вручением «Серебряного медведя» — швейцарско-французская «Сестра» (Урсула Мейер). Что там так понравилось жюри — не очень понятно, возможно, проняла история о трудном детстве — мальчишка подрабатывает вороством на курорте, беспутная мамаша таскается каждую неделю с новым кавалером и выдает себя за сестру героя. Наверно, показалось трогательным.
«Медведя» за художественный вклад заслуженно получил оператор Лютц Райтмайер: его работа в китайском эпосе «Равнина белого оленя» — это единственное, на что там можно смотреть при тягучей режиссуре и безразмерном хронометраже.
«Серебряные медведи» лучшему актёру и лучшей актрисе нашли вполне достойных обладателей. Актер — Mikkel Boe Følsgaard (не рискну транслитерировать датское имя), которыфй сыграл короля в фильме Die Königin und der Leibarzt («Королевский роман», реж Николай Арсель). Сыграл он не просто короля, а короля, который мнит себя лицедеем и постоянно играет разные роли так, словно жизнь — это сцена. Роль высшего уровня сложности, и Фолсгааард (так, что ли?) справился блестяще.

Что до лучшей актрисы, то звать ее Рейчел Мванза, она играет 12-летнюю девочку-подростка, которую насильно заставили воевать, в «Мятежнице» (режиссер — Ким Нгуен, Канада). Фильм средний, но роль просто адская — и Мванза сделала ее полнокровной и осмыленной.

«Серебряный медведь» за лучшую режиссуру — Кристиану Петцольду за «Барбару». Фильм неплохой, о борьбе за человеческое достоинство во времена ГДР, должны были что-то дать, хотя я думал, что скорее отметят сценарий. 
Гран-при жюри «Серебряный медведь» — это приз скорее утешительный, причем неизвестно, для кого больше: для награжденного или для жюри — им отмечают фильмы, которые не подходят упертой линии Берлинале на актуальность, но при этом являются фактами искусства. Яркий пример — прошлый год: «Золотого медведя» присудили неплохому иранскому «Надир и Симин. Развод» (за то, что иранский, за то, что социальный, за то, что режиссер — вольнодумец), а от близкой к шедевру «Туринской лошади», которая, вне сомнений, были лучшим кинопроизведением фестиваля, откупились Гран-при. Бела Тар был так обижен, что даже не стал подходить к микрофону со стандартной формулой приветствия. В этом году дали фильму, который я (и многие коллеги) считают лучшим на фестивале:

«Всего лишь ветер» (Csak a szél) — совместное производство Венгрии, Франции и Германии. Режиссер — Бенедек (Бенс) Флигауф (Benedek (Bence) Fliegauf) уже получил «Золотого леопарда» в Локарно в 2007 году за «Млечный путь», а также спецпризы разного рода на других фестивалях, в том числе и на Берлинале.
Во «Всего лишь ветер» показан один день из жизни семьи рома. Органичность актеров выше всяких похвал, режиссуру иначе как мастерской не назовешь. Музыка вставлена очень скупо, почти сливается с фоном — то как будто кто-то очень далеко настраивает пианино, то тягучий, низкий минимализм проходит через эпизоды зловещим акустическим пунктиром. Все на месте и в меру, но страшно так, что просто влипаешь в кресло. Одним словом, картина в равной степени жуткая и мастерская. Идеальный баланс этического, политического и эстетического, очень приветствуемый в Берлине, позволял предположить, что дадут «золото».
Однако жюри решило почтить седины (чуть не написал — память) братьев Тавиани. Ну в самом деле, они уже старенькие, чуть ли не последние мамонты из поколения неореалистов, а «Золотого медведя» еще не имели. Непорядок. Вот теперь все хорошо. Для Тавиани, не для зрителей, которым будут теперь втюхивать громоздкую спекуляцию про зеков, играющих трагедию Цезаря, под соусом, что это лучший фильм Берлина. Теперь задним числом понимаю, что совсем уж неожиданным это решение не было — из 18 фильмов конкурса 4 — костюмированные драмы. Две, как видим, уехали с призами.
Хотел я что-то еще по сему поводу сказать, да забыл с досады. В любом случае, история все расставит по своим местам.
Пока же остается надеяться, что «Всего лишь ветер» сольют в Сеть или даже запустят в прокат до Тавиани.


Всем спасибо за внимание.
Дмитрий Десятерик

Источник

 

Архив Вестник К