Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Россияне больше всего доверяют священникам и врачам

Россияне больше всего доверяют священникам и врачам

Российское общество отличается высоким уровнем недоверия друг к другу. Социологи на примере аграрно-консервативной Белгородской области посмотрели, что есть две профессии, которым доверяют больше всего – священники и врачи (по 52%).

Мы уже писали, что в России очень низок взаимного доверия – этот показатель в целом по стране составляет 20-25%. В крупных мегаполисах россияне не доверяют никому – в Москве этот показатель около 1%.

Но чем дальше в глубинку, тем выше этот уровень. В деревнях и в аграрно-консервативных регионах (в основном, это Черноземье) число граждан, доверяющих друг другу, достигает уже 30-40%, а это – почти европейский показатель (в Скандинавии он 65-70%, в Центральной Европе – около 40%).

Один из таких российских регионов – Белгородская область. Если вычесть сырьевые регионы, Москву, Петербург и Кавказ, то эту область можно признать «среднероссийской» – бедноватой и консервативной. ВРП на душу населения в 2014 году – около 400 тыс. руб., т.е. примерно $6,5-7 тыс. – это уровень развитых африканских стран (ЮАР и Ботсвана), или Перу и Белоруссии. Её жители активно голосуют за власть и не выказывают протестных настроений.

Социологи Белгородского госуниверситета (работы доцентов кафедры социальных технологий Евгения и Марины Реутовых) посмотрели, каков уровень доверия жителей региона, и кому они доверяют больше всего. Результаты этот работы опубликованы в журнале «Социологические исследования», №6, 2015.

«Характерной чертой социокультурной составляющей современного российского социума является массовое признание слабой подконтрольности собственной жизненной ситуации, не говоря уже об обществе в целом. К неподконтрольности ситуации на макросоциальном уровне добавилась неподконтрольность повседневных отношений, складывающихся в профессиональной и бытовой среде. Многие не удовлетворены отсутствием возможности заниматься любимым делом, дефицитом свободного времени. Ещё хуже складывается ситуация с тем, что связано с местом человека в макросоциуме.

Характерной чертой ментальности россиян в данном контексте является крайне близкий горизонт планирования и просто видения собственной жизненной ситуации. Далее, чем на 2 года, ясно представляют своё будущее лишь 15% населения.

Высокий уровень межличностного недоверия в российском обществе имеет под собой прежде всего травматическое основание. Помимо шока от быстрых перемен люди испытали сильнейшее воздействие реальных и мифологизированных образцов достижения стремительного успеха, основанного на нарушении этических и правовых норм. Соответственно, доверие стало рассматриваться либо как слишком большой и непозволительный риск, либо как препятствие к достижению успеха.

Большинство вопросов в Белгородской области были ориентированы на выявление двойственности, характерной для массового сознания. Например, постановка вопроса об обобщённом межличностном доверии двумя различными способами повлекла разные реакции. Так, о доверии большинству людей высказались положительно 42,4%, отрицательно – 37,5%.

О том, что доверие продолжает оставаться ценностью для большинства населения, позволяет судить индикатор нормативной значимости доверия, выраженный вопросом «Как вы считаете, является ли доверие людям необходимым условием существования общества или можно обойтись без него, достаточно лишь выполнения людьми своих гражданских и профессиональных обязанностей?» Лишь 22,5% посчитали возможным существование общества вне отношений доверия, но большинство (60,9%) придерживается всё же противоположного мнения.

Среди респондентов 18–29 лет тех, кто считает, что большинству людей можно доверять, 38,3% (по выборке в целом – 42,4%), а нельзя – 48,9% (по выборке в целом – 37,5%). Таким образом, молодёжь демонстрирует уже обратное соотношение между доверяющими и не доверяющими большинству людей. Распространённость установки на доверие смещена также в сторону небольших населенных пунктов – сёл, поселков и городов с населением менее 100 тысяч человек.

По данным нашего исследования, родственникам доверяют 65,5% и ещё 24% – «скорее доверяют, чем не доверяют». Безусловно, при интерпретации этих данных также нужно иметь в виду фактор «естественной» неискренности, так как родственные отношения, а значит, и доверие своим родственникам являются неотъемлемой частью традиционной культуры. Возможно, косвенным подтверждением данного тезиса служит то, что в сельской местности удельный вес полностью доверяющих родственникам ещё выше – 72%.

Соседям доверяют 31,4%, скорее доверяют – 33,4%, скорее не доверяют соседям – 17,8% опрошенных, не доверяют – 13%.

Статусно-ролевые основания «культуры недоверия» отчётливо проявляются в символизации и стереотипизации массовым сознанием ряда знаковых для российского общества профессий. Опрос показал, что по объему доверия лидируют представители таких традиционных профессий, как учитель, священник, врач и учёный.

Учителям доверяют 51,4%, не доверяют – 10,7%. В отношении священников данные показатели составили 52 и 13,6%, соответственно. Индекс доверия, рассчитанный как разница между удельным весом доверяющих и не доверяющих, на первое место вывел профессию учителя, хотя доля доверяющих священникам оказалась на 0,6% выше.

На четвертом месте по объему позиционного доверия находятся учёные, которым доверяют 38,9% и не доверяют 15,4%.

Не вызывающими доверия профессиями оказались журналисты и политики: журналистам доверяет 21%, не доверяет 36% населения. Политики лидируют по недоверию граждан, доверяют им 20%, не доверяют 40%.

Ощутимое снижение доверия по мере увеличения радиуса отношений, наличие негативного опыта взаимодействия с государственными и муниципальными структурами у значительной части граждан – это очевидные барьеры для формирования в обществе отношений доверия. Российское общество, особенно в его провинциальном изменении, остаётся традиционалистским, в котором доверием наделяются либо сетевые структуры с небольшим радиусом отношений, либо персонализированные институты».

Источник



 

Архив Вестник К