17Ср
18Чт
19Пт
20Сб
21Вс
22Пн
23Вт
24Ср
25Чт
26Пт
27Сб
28Вс
29Пн
30Вт
31Ср
января 2018
• Личный кабинет
Логин: (регистрация?) Пароль: (напомнить?)
• РЕГИСТРАЦИЯ
Свежие статьи Самые свежие статьи Вестника К

Отстраненный от служения священник РПЦ Глеб Грозовский признан виновным в педофилии и приговорен к 14 годам колонии строгого режима. При этом Грозовскому зачли нахождение под арестом с сентября 2014 года. Сам он не признал свою вину и собирается обжаловать решение суда.

Коридор затмений продлится до середины месяца и завершится очередным солнечным затмением, которое будет иметь место 15 февраля в 23:51 по Москве...

Когда происходят затмения, мы имеем шанс скорректировать свою судьбу. Если это лунное затмение – мы можем избавиться от чего-то ненужного и давящего, а в период солнечного затмения – наоборот, привлечь в жизнь что-то новое, начать жизнь с чистого листа. 

 

Память - хрупкий мостик, по которому идет каждый их нас. Она связывает с прошлым и помогает формировать настоящее. Но бывают случаи, когда этот мостик ломается, и человек оказывается в пустоте амнезии...

В настоящее время существует некоторое число вещей, которые, несмотря на то, что с момента их изобретения прошло более столетия, до сих пор сохранились в первозданном виде без усовершенствований...

Многие сталкиваются с необычным поведением четырехколесного друга зимой. Рассказы о морозных приключениях складываются в легенды, а затем превращаются в мифы. Стоит ли им доверять?..

• Поиск пользователя
• Реклама
• Где найти?
Где найти какой-то конкретный фильм или программу? Музыкальный файл или книгу? Теперь у наших читателей есть навигатор по сети!
Навигатор по сети
• Создай демотиватор!
Здесь вы можете создать свой демотиватор!
Поразите мир юмором, цинизмом и креативом!
О веселом Отдохни с Вестником

В настоящее время существует некоторое число вещей, которые, несмотря на то, что с момента их изобретения прошло более столетия, до сих пор сохранились в первозданном виде без усовершенствований...

Чаще всего на подиуме стали проскальзывать очки с отражающими и цветными линзами – причем самых разнообразных цветов – а также очки с круглой оправой и оправа-«бабочка». Но все модели опережают очки в духе оверсайз – именно с них и следует...

Компания General Motors показала, как будет выглядеть ее беспилотный автомобиль без руля и педалей...

В самых разных сферах, от глобального здравоохранения до социальной справедливости и гуманитарной помощи, множество ученых, технологов и энтузиастов объединили усилия, чтобы найти эффективные решения для некоторых из наиболее острых проблем...

• Новости мира
Путин продегустировал пастилу в Коломне
Президент РФ Владимир Путин осмотрел выставку проектов создания комфортной городской среды в рамках Форума малых городов и исторических поселений, который проходит в подмосковной Коломне, ...

Эксперты: рейтинг Грудинина закономерно снижается
По последним данным ВЦИОМ и ФОМ, рейтинг поддержки кандидата в президенты России от партии КПРФ Павла Грудинина после периода роста в конце декабря — начале января начал снижаться.

Спецкомиссия проверит видео танца полуобнаженных ульяновских курсантов
«В специальную комиссию войдут представители Минтранса РФ и Росавиации, которые проверят, как осуществляется педагогическая работа с курсантами, кто выложил ролик и кто принял участие в танцах», — ...


Информация к новости
  • Просмотров: 470
  • Комментариев: 0
  • Автор: Бэкки
  • Дата: 27-05-2017, 18:11
  • В закладки:
  • 0
27-05-2017, 18:11

Общество » О людях / «Кроткая» Сергея Лозницы: носители и наследники тюремной культуры      


«Кроткая» — художественный фильм классика современного кинематографа Сергея Лозницы, участвующий в конкурсе 70-го Каннского фестиваля. Картина была принята неоднозначно, звучали неодобрительные отзывы от критиков и зрителей. Антон Долин считает, что «Кроткая» — бескомпромиссный и мощный фильм — на самом деле одно из важнейших событий фестиваля.

«Кроткая» Сергея Лозницы: носители и наследники тюремной культуры

Внимание: в тексте есть спойлеры!

Радикальный, беспощадный, злой, бескомпромиссный и мощный фильм — «Кроткая» вызвала у одних ярость, у других недоумение. Но были и те, кто увидел в ней главное событие фестиваля. 

«Кроткая» — одно из последних произведений Достоевского и одно из самых причудливых. Первый парадокс: подзаголовок «фантастический рассказ» — прихоть гения, которую он сам толком не смог объяснить; текст вполне реалистический. Второй парадокс: название обманывает читателя, поскольку безымянная героиня, покончившая с собой жена ростовщика, отнюдь не кротка и не покорна. Там даже есть главка «Кроткая бунтует». 

«Кроткая» Сергея Лозницы противоречит предполагаемому первоисточнику во всем. Во-первых, это действительно фантастический фильм, хотя довольно долго притворяется будничным, реальным и по-документальному дотошным. Во-вторых, его также безымянная героиня, сыгранная потрясающе сдержанно актрисой екатеринбургского «Коляда-театра» Василиной Маковцевой, — действительно Кроткая. Она безропотна и бестрепетна в каждом кругу того Ада, который решает пройти добровольно. Данте искал в преисподней свою Беатриче, она едет в Сибирь на поиски мужа. Тот сидит в тюрьме, куда она посылала ему по почте передачи. Последняя посылка пришла в ее деревню обратно. У Кроткой нет других способов узнать о причинах, кроме как лично отправиться в места не столь отдаленные. 

Это фильм о России. О самом русском, что только бывает на свете: дорогах и дураках, которые у нас традиционно не так уж глупы, многие прикидываются. Своеобразное продолжение «Счастья моего» Лозницы, но и вообще резюме его стиля и творчества. Здесь слышны отклики «Портрета», «Пейзажа» и «Поселения», напрямую цитируются «Полустанок» и «Представление». А вместе с тем — своеобразный итог русской литературы, из который вышел режиссер-космополит (белорус, украинец, гражданин Германии) Лозница. Между строк читаются «Мертвые души», от самого принципа романа-путешествия до неизбежной «птицы-тройки». «Господа Головлевы» и «История одного города», «Железная дорога» и «Кому на Руси жить хорошо»; если возвращаться к Достоевскому, то, разумеется, «Бесы». 

На финальном сюрреалистическом банкете поэт (есть тут и такой персонаж) читает «Таракана», незабвенную неоконченную басню капитана Лебядкина. Ее герой, как известно, попал в «стакан, полный мухоедства». Жаргонное слово «стакан» сегодня неизбежно вызывает мысли об аресте и тюрьме, шире — о замкнутости пространства, откуда некуда бежать. «Мухоедство» — те самые люди-насекомые, которые облепляют Кроткую. Не люди даже и не бесы тем более, а, как здесь это называют, «человечки», «пацанчики». Комментируя свою басню, Лебядкин уточнял, и тогда это казалось бредом: «Таракан не ропщет!» В фильме Лозницы реплика обретает конкретный смысл. Даже низведенный до состояния таракана, русский человек не думает роптать. 

Может сложиться ощущение, будто «Кроткая» — беспросветная невыносимая чернуха, которую глупые люди объявят русофобским поклепом на народ-богоносец. Это ощущение неверно (хотя объявят). Лозница и его невероятные соавторы — оператор Олег Муту, художник по звуку Владимир Головницкий, художник-постановщик Кирилл Шувалов — с первых кадров создают соблазнительно цельную кинематографическую ткань, упругую и красивую. От приключений героини невозможно оторваться, и ничего чудовищного формально в них нет. Бесчисленные встречные-поперечные — вовсе не монстры. Проститутки, бандиты, бездомные, калики перехожие, полицейские, сутенеры, вдовы, старики. Их лица и тела неидеальны, речь сбивчива и часто груба. Пожалуй, так. Но всмотритесь: у одного удивительный голос, у другого страдание в глазах, третий и правда хочет помочь, просто не знает как. То есть, все-таки не пацанчики, все-таки люди. В эпизодических ролях прекрасные актеры: Борис Каморзин, Роза Хайруллина, Марина Клещева. И, конечно, Лия Ахеджакова в одной из самых своих тонких, до слез смешных и трогательных ролей. Она играет правозащитницу, «иностранного агента», готовую в любую минуту расплакаться от собственного бессилия. Но, невзирая на это, говорит Кроткой те же слова, что остальные: «Думаете, вы здесь одна такая, уникальная?»   

Конечно, не уникальная, в том-то и суть. Жизнь у всех не сахар, это не новость. Недаром выражение лица Кроткой не меняется: она знает заранее, что ее ждет. На почте нахамили? Ха-ха, кто из нас не знает о сервисе «Почты России». В автобусе тесно? В тесноте, да не в обиде: доброжелательные попутчики расскажут, как недавно всем автобусом везли на плечах чей-то гроб. Что такого, все умрем. На вокзале обыскали? Так не ограбили! А что унизили — это не нарочно. Плюс борьба с терроризмом, а у этой — коробка подозрительная. В плацкартном вагоне пьют и поют. Но не бьют, не лезут. И так далее. На каждом шагу ты ждешь срыва. Вот сейчас ее изобьют, арестуют, убьют. Но катастрофы не происходит. Только к финалу начинаешь догадываться, что страшнейший из кошмаров — в ожидании кошмара, в уверенности, что он обязательно произойдет. Откуда эта уверенность? Не из атмосферы фильма, а из нашей, детской еще, привычки. 

Банальный факт: кино — это зеркало. В отношении картин Лозницы это особенно справедливо. Они в высшей степени интерактивны, без зрительской рефлексии невозможен просмотр ни «Счастья моего», ни «События», ни «Блокады», ни «Аустерлица». С «Кроткой» — та же история. Да, это сгущенный до гротеска портрет современной России. Но зависит от вас, отшатнетесь ли вы от этой России с ужасом или почувствуете грусть и боль. 

«Кроткая» — еще и самый музыкальный фильм режиссера, поэтому так сильно действует эмоционально. В начале и финале — будто поломанные вальсы Олега Каравайчука. Посередине — задушевный блатняк вперемежку с Вертинским («Ехали на тройке с бубенцами», само собой). Вишенкой на торте ариозо Грязного из «Царской невесты», еще одна говорящая отсылка. Опера Римского-Корсакова — о том, что в царстве тирана развращены сердца и испорчены души. Грозному не надо появляться на сцене, чтобы влюбленный опричник отравил свою зазнобу и заколол ее жениха. А потом, ясное дело, мелодично, со слезой в голосе, покаялся. «Кроткая» — фильм не про Сталина или Путина. Он про людей, как вы да я, как целый свет. Про то, как повязаны мы все, наследники и носители тюремной культуры, уже переставшие замечать, что периодически говорим и думаем на фене. 

Встреченный Кроткой доброжелательный водитель-частник возносит оду тюрьме — главной скрепе русского общества. Вернемся к литературным аллюзиям. Вспоминаются и «Записки из Мертвого дома», еще один важнейший текст Достоевского, и великие «Очерки блатного мира» Шаламова, и вообще вся традиция отечественной тюремной прозы. В фильме Лозницы тюрьма — впечатляющее старинное здание, знаменитый «Белый лебедь» из Даугавпилса (там и снимали), — кафкианский Замок. Только русский человек стремится не в Замок войти, а проникнуть в тюрьму. Добровольно. Хотя все вокруг кричат об одном: «Уезжай!»   

А возможно ли это — уехать? Кроткая приходит на вокзал и застывает в зале ожидания, здешнем Лимбе. Возможно, она пребывала в нем с самого начала, как и остальные пассажиры, напрасно ждущие ответа у окошечка. Зал ожидания, в котором все спят и видят сны, быть может: сильнейшая метафора из «Полустанка», первого самостоятельного фильма Лозницы, повторена и развита здесь. Последние полчаса «Кроткой» — сон героини, полностью ломающий структуру фильма и сбивающий с толку окончательно. Кафка, Достоевский и Некрасов в этом концептуалистском спектакле сменяются ранним соцартом а-ля Владимир Сорокин (впрочем, Лозница не раз повторяет в фильме главный прием сорокинской «Очереди», закадровый анонимный диалог на все темы сразу). А катарсической развязкой становится жуткая до дрожи сцена изнасилования, прямиком из «Хрусталев, машину». С тем фильмом, в свое время освистанным и не понятым в Каннах, у «Кроткой» немало общего. Если не художественно, то концептуально. 

В эту секунду тебя впервые осеняет. Мы не только не знаем имени Кроткой, мы ничего не знаем и о ее муже, ради которого все затевалось. Ей обещали свидание, а закончилось все насилием. Так может, она того и хотела, за этим и отправилась в ад? Вероятно, она замужем за вертикалью власти и тоскует по ней, ждет ее возвращения, сама стремится навстречу. И в этом картина Лозницы — совершенно точная экранизация «Кроткой» Достоевского, в которой жертва добровольно вышла замуж за палача. Но как только в голову приходит эта леденящая мысль, фильм, по счастью, заканчивается.

Источник 



Вернуться   ==   Сообщить об ошибке? ==  Просмотров: 470  ==  Комментариев: 0    Автор: Бэкки


Дорогие друзья! У нас появилась официальная группа вконтакте: http://vk.com/vestnik_k - теперь следить за нашими новостями еще удобнее!
поделиться с друзьями     
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем, чтобы получить доступ ко всем ресурсам сайта.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • На Главную
  • • Популярное
    {topnews category="24,25,23,30,65,34,12,63,73,67"}
    Флэш-игры
    Игры Вестника
    Время Вестника
    Радио: нажми "Play" Лучшие радиостанции
    → в отдельном окне
    У нас находят
    Вверх
    Вверх