19Вт
20Ср
21Чт
22Пт
23Сб
24Вс
25Пн
26Вт
27Ср
28Чт
29Пт
30Сб
июня 2018
• Личный кабинет
Логин: (регистрация?) Пароль: (напомнить?)
• РЕГИСТРАЦИЯ
Свежие статьи Самые свежие статьи Вестника К

В 1940 году страны Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу. Это событие произошло вследствие подписания договора «О дружбе и границе» (пакт Молотова-Риббентропа) между СССР и Третьим Рейхом. Документ разделял сферы влияния между двумя сверхдержавами того времени в восточной Европе. В результате в том же году на территорию Литвы, Латвии и Эстонии зашли советские войска, а после территория этих государств была официально включена в состав Союза Советских Социалистических Республик...

У обычного стекла есть намного больше странностей, чем мы привыкли думать. Отдайте его шаолиньским монахам и ученым, и оно предстанет загадочным и необычным...

Совет Европейского союза принял решение о продлении санкций, введенных против Крыма, еще на год, до 23 июня 2019 года.

Сотрудники Службы национальной безопасности Армении провели обыск в доме задержанного депутата Манвела Григоряна. На видео, опубликованном пресс-службой ведомства, видны склад боеприпасов, оружие, зоопарк и автопарк...

Полиция Германии задержала гендиректора концерна Audi Руперта Штадлера по делу о фальсификации данных о вредных выбросах дизельных двигателей...

• Поиск пользователя
• Реклама
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
• Где найти?
Где найти какой-то конкретный фильм или программу? Музыкальный файл или книгу? Теперь у наших читателей есть навигатор по сети!
Навигатор по сети
• Создай демотиватор!
Здесь вы можете создать свой демотиватор!
Поразите мир юмором, цинизмом и креативом!
О веселом Отдохни с Вестником

Если вы когда-либо с сомнением относились к художественной ценности макияжа, то китайский влогер (видеоблогер) Хе Юйхун из города Чунцин легко убедит вас в том, что это — настоящее искусство...

Сегодня наличием яхты уже никого не удивишь, а вот иметь собственный остров — это куда более значимый признак больших высот в жизни. Однако Yacht Island Design придумала кое-что еще более крутое — суперъяхта и райские остров одновременно...

Как известно, что-то модно, а что-то вечно. Уже несколько веков девушки всех стран наряжаются в красивые платья. Но, благодаря некоторым дизайнерам, платья могут быть не только красивыми, но и странными. Данная статья расскажет именно о таких платьях...

В развивающих карточках ребенка наткнулась на подборку обычных и необычных домов. О некоторых слышу впервые, спешу поделиться. 

• Новости мира
Половина россиян хочет видеть Путина президентом и после 2024 года
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос «Ведомостей», способно ли общественное мнение изменить позицию Путина о необходимости ухода с поста президента после второго президентского срока, ...

Захарова заявила, что Запад обманул Россию
После окончания холодной войны Россия полностью открылась западным странам, но ее обманули, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова в интервью финскому изданию Hufvudstadsbladet.

Назван минимальный доход для причисления к среднему классу
В Петербурге, Подмосковье, Краснодарском крае, Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО, Тюменской и Свердловской областях, регионах Дальнего Востока, Мурманской и Архангельской областях ...


Информация к новости
  • Просмотров: 701
  • Комментариев: 0
  • Автор: Бэкки
  • Дата: 27-05-2017, 18:11
  • В закладки:
  • 0
27-05-2017, 18:11

Общество » О людях / «Кроткая» Сергея Лозницы: носители и наследники тюремной культуры      


«Кроткая» — художественный фильм классика современного кинематографа Сергея Лозницы, участвующий в конкурсе 70-го Каннского фестиваля. Картина была принята неоднозначно, звучали неодобрительные отзывы от критиков и зрителей. Антон Долин считает, что «Кроткая» — бескомпромиссный и мощный фильм — на самом деле одно из важнейших событий фестиваля.

«Кроткая» Сергея Лозницы: носители и наследники тюремной культуры

Внимание: в тексте есть спойлеры!

Радикальный, беспощадный, злой, бескомпромиссный и мощный фильм — «Кроткая» вызвала у одних ярость, у других недоумение. Но были и те, кто увидел в ней главное событие фестиваля. 

«Кроткая» — одно из последних произведений Достоевского и одно из самых причудливых. Первый парадокс: подзаголовок «фантастический рассказ» — прихоть гения, которую он сам толком не смог объяснить; текст вполне реалистический. Второй парадокс: название обманывает читателя, поскольку безымянная героиня, покончившая с собой жена ростовщика, отнюдь не кротка и не покорна. Там даже есть главка «Кроткая бунтует». 

«Кроткая» Сергея Лозницы противоречит предполагаемому первоисточнику во всем. Во-первых, это действительно фантастический фильм, хотя довольно долго притворяется будничным, реальным и по-документальному дотошным. Во-вторых, его также безымянная героиня, сыгранная потрясающе сдержанно актрисой екатеринбургского «Коляда-театра» Василиной Маковцевой, — действительно Кроткая. Она безропотна и бестрепетна в каждом кругу того Ада, который решает пройти добровольно. Данте искал в преисподней свою Беатриче, она едет в Сибирь на поиски мужа. Тот сидит в тюрьме, куда она посылала ему по почте передачи. Последняя посылка пришла в ее деревню обратно. У Кроткой нет других способов узнать о причинах, кроме как лично отправиться в места не столь отдаленные. 

Это фильм о России. О самом русском, что только бывает на свете: дорогах и дураках, которые у нас традиционно не так уж глупы, многие прикидываются. Своеобразное продолжение «Счастья моего» Лозницы, но и вообще резюме его стиля и творчества. Здесь слышны отклики «Портрета», «Пейзажа» и «Поселения», напрямую цитируются «Полустанок» и «Представление». А вместе с тем — своеобразный итог русской литературы, из который вышел режиссер-космополит (белорус, украинец, гражданин Германии) Лозница. Между строк читаются «Мертвые души», от самого принципа романа-путешествия до неизбежной «птицы-тройки». «Господа Головлевы» и «История одного города», «Железная дорога» и «Кому на Руси жить хорошо»; если возвращаться к Достоевскому, то, разумеется, «Бесы». 

На финальном сюрреалистическом банкете поэт (есть тут и такой персонаж) читает «Таракана», незабвенную неоконченную басню капитана Лебядкина. Ее герой, как известно, попал в «стакан, полный мухоедства». Жаргонное слово «стакан» сегодня неизбежно вызывает мысли об аресте и тюрьме, шире — о замкнутости пространства, откуда некуда бежать. «Мухоедство» — те самые люди-насекомые, которые облепляют Кроткую. Не люди даже и не бесы тем более, а, как здесь это называют, «человечки», «пацанчики». Комментируя свою басню, Лебядкин уточнял, и тогда это казалось бредом: «Таракан не ропщет!» В фильме Лозницы реплика обретает конкретный смысл. Даже низведенный до состояния таракана, русский человек не думает роптать. 

Может сложиться ощущение, будто «Кроткая» — беспросветная невыносимая чернуха, которую глупые люди объявят русофобским поклепом на народ-богоносец. Это ощущение неверно (хотя объявят). Лозница и его невероятные соавторы — оператор Олег Муту, художник по звуку Владимир Головницкий, художник-постановщик Кирилл Шувалов — с первых кадров создают соблазнительно цельную кинематографическую ткань, упругую и красивую. От приключений героини невозможно оторваться, и ничего чудовищного формально в них нет. Бесчисленные встречные-поперечные — вовсе не монстры. Проститутки, бандиты, бездомные, калики перехожие, полицейские, сутенеры, вдовы, старики. Их лица и тела неидеальны, речь сбивчива и часто груба. Пожалуй, так. Но всмотритесь: у одного удивительный голос, у другого страдание в глазах, третий и правда хочет помочь, просто не знает как. То есть, все-таки не пацанчики, все-таки люди. В эпизодических ролях прекрасные актеры: Борис Каморзин, Роза Хайруллина, Марина Клещева. И, конечно, Лия Ахеджакова в одной из самых своих тонких, до слез смешных и трогательных ролей. Она играет правозащитницу, «иностранного агента», готовую в любую минуту расплакаться от собственного бессилия. Но, невзирая на это, говорит Кроткой те же слова, что остальные: «Думаете, вы здесь одна такая, уникальная?»   

Конечно, не уникальная, в том-то и суть. Жизнь у всех не сахар, это не новость. Недаром выражение лица Кроткой не меняется: она знает заранее, что ее ждет. На почте нахамили? Ха-ха, кто из нас не знает о сервисе «Почты России». В автобусе тесно? В тесноте, да не в обиде: доброжелательные попутчики расскажут, как недавно всем автобусом везли на плечах чей-то гроб. Что такого, все умрем. На вокзале обыскали? Так не ограбили! А что унизили — это не нарочно. Плюс борьба с терроризмом, а у этой — коробка подозрительная. В плацкартном вагоне пьют и поют. Но не бьют, не лезут. И так далее. На каждом шагу ты ждешь срыва. Вот сейчас ее изобьют, арестуют, убьют. Но катастрофы не происходит. Только к финалу начинаешь догадываться, что страшнейший из кошмаров — в ожидании кошмара, в уверенности, что он обязательно произойдет. Откуда эта уверенность? Не из атмосферы фильма, а из нашей, детской еще, привычки. 

Банальный факт: кино — это зеркало. В отношении картин Лозницы это особенно справедливо. Они в высшей степени интерактивны, без зрительской рефлексии невозможен просмотр ни «Счастья моего», ни «События», ни «Блокады», ни «Аустерлица». С «Кроткой» — та же история. Да, это сгущенный до гротеска портрет современной России. Но зависит от вас, отшатнетесь ли вы от этой России с ужасом или почувствуете грусть и боль. 

«Кроткая» — еще и самый музыкальный фильм режиссера, поэтому так сильно действует эмоционально. В начале и финале — будто поломанные вальсы Олега Каравайчука. Посередине — задушевный блатняк вперемежку с Вертинским («Ехали на тройке с бубенцами», само собой). Вишенкой на торте ариозо Грязного из «Царской невесты», еще одна говорящая отсылка. Опера Римского-Корсакова — о том, что в царстве тирана развращены сердца и испорчены души. Грозному не надо появляться на сцене, чтобы влюбленный опричник отравил свою зазнобу и заколол ее жениха. А потом, ясное дело, мелодично, со слезой в голосе, покаялся. «Кроткая» — фильм не про Сталина или Путина. Он про людей, как вы да я, как целый свет. Про то, как повязаны мы все, наследники и носители тюремной культуры, уже переставшие замечать, что периодически говорим и думаем на фене. 

Встреченный Кроткой доброжелательный водитель-частник возносит оду тюрьме — главной скрепе русского общества. Вернемся к литературным аллюзиям. Вспоминаются и «Записки из Мертвого дома», еще один важнейший текст Достоевского, и великие «Очерки блатного мира» Шаламова, и вообще вся традиция отечественной тюремной прозы. В фильме Лозницы тюрьма — впечатляющее старинное здание, знаменитый «Белый лебедь» из Даугавпилса (там и снимали), — кафкианский Замок. Только русский человек стремится не в Замок войти, а проникнуть в тюрьму. Добровольно. Хотя все вокруг кричат об одном: «Уезжай!»   

А возможно ли это — уехать? Кроткая приходит на вокзал и застывает в зале ожидания, здешнем Лимбе. Возможно, она пребывала в нем с самого начала, как и остальные пассажиры, напрасно ждущие ответа у окошечка. Зал ожидания, в котором все спят и видят сны, быть может: сильнейшая метафора из «Полустанка», первого самостоятельного фильма Лозницы, повторена и развита здесь. Последние полчаса «Кроткой» — сон героини, полностью ломающий структуру фильма и сбивающий с толку окончательно. Кафка, Достоевский и Некрасов в этом концептуалистском спектакле сменяются ранним соцартом а-ля Владимир Сорокин (впрочем, Лозница не раз повторяет в фильме главный прием сорокинской «Очереди», закадровый анонимный диалог на все темы сразу). А катарсической развязкой становится жуткая до дрожи сцена изнасилования, прямиком из «Хрусталев, машину». С тем фильмом, в свое время освистанным и не понятым в Каннах, у «Кроткой» немало общего. Если не художественно, то концептуально. 

В эту секунду тебя впервые осеняет. Мы не только не знаем имени Кроткой, мы ничего не знаем и о ее муже, ради которого все затевалось. Ей обещали свидание, а закончилось все насилием. Так может, она того и хотела, за этим и отправилась в ад? Вероятно, она замужем за вертикалью власти и тоскует по ней, ждет ее возвращения, сама стремится навстречу. И в этом картина Лозницы — совершенно точная экранизация «Кроткой» Достоевского, в которой жертва добровольно вышла замуж за палача. Но как только в голову приходит эта леденящая мысль, фильм, по счастью, заканчивается.

Источник 



Вернуться   ==   Сообщить об ошибке? ==  Просмотров: 701  ==  Комментариев: 0    Автор: Бэкки


Дорогие друзья! У нас появилась официальная группа вконтакте: http://vk.com/vestnik_k - теперь следить за нашими новостями еще удобнее!
поделиться с друзьями     
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем, чтобы получить доступ ко всем ресурсам сайта.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • На Главную
  • • Популярное
    {topnews category="24,25,23,30,65,34,12,63,73,67"}
    Флэш-игры
    Игры Вестника
    Время Вестника
    Радио: нажми "Play" Лучшие радиостанции
    → в отдельном окне
    У нас находят
    Вверх
    Вверх