Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Великая мадемуазель Коко Шанель.

Великая мадемуазель Коко Шанель.

Она сняла с женщин корсет и одела их в брюки. Открыла миру черный цвет, красоту белого жемчуга и легендарные духи. Стала знаменитой не только благодаря своей деятельности в мире моды, но и романами с представителями высшего света, коих в ее биографии было немало. Унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Ее высказывания о людях были просто убийственны, а грубость граничила с высокомерием. Она была поразительно  работоспособна, энергична и презирала людей.  И ей прощалось все. Она была неподражаема и уникальна. Она – великая и невероятная Габриэль (Коко) Шанель.


Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года  (позже она «убавит» себе 10 лет и перенесет рождение в Овернь) в Сеймуре, Франция, в приюте для бедных. Вторая дочь Альберта Шанель и Евгении Жанны Деволь, брак которых в тот момент не был зарегистрирован.  Незаконнорожденное дитя любви. Отец девочки был рыночным торговцем, мать — дочерью сельского плотника. Работники приюта зарегистрировали девочку в муниципалитете, дав ей имя Габриэль в честь медсестры, помогавшей при родах.


Мать Габриэль умерла, когда дочке было одиннадцать лет. Через неделю после ее смерти отец оставит Габриэль и ее двух сестер в монастырском сиротском доме. Больше Габриэль не увидит своего отца. Какое будущее у сироты? Только мечты. Мечты о несбыточном и прекрасном завтра. В будущем она никогда не упомянет свои годы в сиротском приюте.


В 18 лет —  помощник продавца в маленьком магазинчике одежды, а в свободное от работы время — кабаре. Излюбленными песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что она и получила прозвище — Коко. Она пробует себя в качестве певицы и танцовщицы, надеясь сделать карьеру в театре. Эти первые попытки выйти в мир не принесли ей удачи.

Во время одного из ее выступлений приглянулась Этьену Бальзану, богатому офицеру в отставке, увлеченного верховой ездой и разведением породистых лошадей и переехала жить к нему в Париж. Габриель всего 22 года, но она уже знает чего она хочет — быть модисткой. Бальзану ее идея не понравилась: в Париже модисток более чем достаточно.

“Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти.”

Вскоре Коко Шанель встретит другого человека, который отнесется к ее идее с интересом — Артура Капела.  До встречи с ним Шанель не могла и мечтать встретить человека, подобного себе: с предпринимательскими способностями и спортивным характером. На момент их встречи, несмотря на свой молодой возраст, Артур Капел уже был выдающимся бизнесменом. Он помог Шанель открыть ее первый шляпный магазин в Париже в 1910 году, а также позднее,  в 1913 году, ее бутик в г. Довиль, Франция. 

«Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.»

После того, как она открыла свой бизнес и получила возможность применить свой вкус и свои способности, Коко Шанель превратилась в  женщину-предпринимателя до конца своей жизни. Остановить ее на этом пути уже не сможет никто и  ничто: ни отсутствие опыта, ни войны. До конца жизни она будет работать как дизайнер и как предприниматель, воплощая в жизнь свои идеи об искусстве быть элегантной.

Итак, Коко – модистка и продает шляпки известным дамам. Вскоре знаменитые клиентки разнесут новость о своей необычной модистке в Париже.

Ее бизнес превратился в феномен, до этого неизвестный в истории моды. До Шанель портные никогда не были частью высшего общества.  Коко Шанель изменила общественное мнение о работе дизайнера. Она возвела ее на пьедестал недосягаемый и манящий. Она была вхожа и приглашена везде,  в самые аристократические круги. Тем не менее, ее саму это нисколько не удивляло.

«Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века.»

Почувствовав себя уверенно, Шанель ушла от Бальзана и стала жить самостоятельно, поддерживая близкие отношения с другом Бальзана Копелем.

В 1918 г. Копель погиб в автокатастрофе. Коко снова вернулась в круг парижской богемы. В это время ее часто видели на французской Ривьере в обществе подруги пианистки. Поползли слухи о бисексуальности модистки. Несмотря на то, что Шанель ввела моду на женские брюки, сама она их носила редко, так как считала, что женщина никогда не будет выглядеть в брюках так же хорошо, как мужчина.

«Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально.»


Непродолжительный роман с одним из Великим Князем Дмитрием заставил ее более внимательно отнестись к деталям русского народного костюма, мотивы которого появились в ее фасонах.

У неё всегда было большое количество романов и интриг, но все они так и не закончились чем-то серьёзным. Предложения ей делали довольно часто. Однажды герцог Вестминстерский попросил ее руки, на что она с характерной для нее иронией ответила:

 «На свете тысячи всяких герцогинь, но лишь одна Коко Шанель»


Такой ответ не удивителен, ведь ее работа была для нее единственным смыслом жизни.

В 1919 году Шанель открывает Дом моды в Париже. В это время у Шанель уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, любила носить маленькие шляпки и солнцезащитные очки.

В 1921 году мир узнает  «Chanel № 5».

“- Куда наносить духи?

— А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?”


Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.

В 1926 году Коко Шанель создает свое знаменитое маленькое черное платье, ставшее вещью вне моды. В прошлом – это униформа парижских продавщиц, в ХХ веке без него гардероб любой модницы считается неполным. Полмира сразу же «одевается в траур».


Приталенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук — образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. В возрасте пятидесяти пяти лет Коко Шанель была на вершине своей красоты и славы. Ее лицо и фигура, как будто бы достигли полного совершенства. Никогда до этого она не одевалась с таким чувством воображения и свободы.

“Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.”


В это время ею особенно восхищались и особенно охотно фотографировали. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель». Эти были золотые годы в биографии Коко Шанель.

«Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.»

Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи, Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо, известным балетным импресарио Сергеем Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, драматургом Жаном Кокто.

Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее «самой рассудительной женщиной на свете». Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Она казалась окружающим целеустремленной, уверенной в себе, довольной собой и своими успехами женщиной.

“Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их подстегивает дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, женщины перестали бы одеваться.”


Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже. Из-за слухов о ее любовной связи с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера, Шанель была арестована в сентябре 1944 года, по инициативе Комитета по Общественной Морали. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет – эти годы стали самой печальной главой жизни великой кутюрье. Слава Шанель ушла в забытье.


В довоенной моде доминировали женщины такие как Шанель, Ланвэн, Чиапарелли, Вионнет. В послевоенной моде власть перешла к мужчинам: Баленсиага, Диор. Грандиозный успех последнего, казалось, подтверждал факт, что у моды Шанель больше нет будущего.

“Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.”


Тем не менее, в 1953 году Шанель приняла решение открыть свой салон в Париже в следующем году. Коко исполнилось 70 лет. Пятого февраля 1954 года (опять пятерка!) состоялось открытие Дома Шанель. Отзыв критиков был беспощадным. Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение — она не смогла предложить ничего нового! Критики не сумели понять, что в этом как раз и состоит ее секрет — ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. Шанель осталась глуха к критике. Ей потребовалось три года, чтобы вернуться к вершине своей славы. Новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

«Элегантность в одежде означает, прежде всего,  свободу движения.»


У Коко Шанель началась новая жизнь. Ей удалось снова изменить стиль и моду, сделав свой собственный стиль доминирующим отныне и уже навсегда. Костюм «от Шанель» стал демонстрацией статуса нового поколения: созданный из твида, с обтягивающей юбкой, жакетом без воротника, покрытым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами.

Женские сумочки, ювелирные украшения и обувь имели потрясающий успех.


Коко  Шанель тихо умерла 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номерс-люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от известного на весь мир Дома Шанель. Доходы ее империи составляли 160 млн долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три, но очень стильных костюма.


“Мне не нравится, когда люди говорят о моде Шанель. Шанель — это прежде всего стиль. Мода выходит из моды. Стиль — никогда.»


 

Архив Вестник К