Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Как спасать пассажиров самолетов во время катастроф

Как спасать пассажиров самолетов во время катастроф

Инженер из Киева изобрел капсулу, которая спасает всех пассажиров при крушении самолета

Как спасать пассажиров самолетов во время катастроф

В конце октября в сообществе Street FX Motorsport & Graphics появилось видео с демонстрацией системы спасения пассажиров при аварии самолета.

Суть системы — отстреливающаяся капсула, которая способна обеспечить практически гарантированное спасение всех пассажиров и экипажа при авиакатастрофе в воздухе, на взлете и при приземлении.

Автор изобретения — инженер Киевского авиационного завода Владимир Татаренко

Работая на Киевском авиационном заводе, инженер выезжал в составе комиссии на аварии антоновских самолетов. 
По словам изобретателя, который по долгу службы не раз выезжал на место катастроф самолетов АН, человеческий фактор очень часто становится причиной катастроф. Конструкторы самолетов во всем мире пытаются улучшать надежность самих самолетов, но человеческий фактор никуда не девается. Инженер решил найти такое решение, которое справлялось бы с этой проблемой.

По данным Международной организации гражданской авиации, около 70% аварий происходит на установившемся горизонтальном полете. Решением стала отстреливающаяся капсула, которая крепится к фюзеляжу и может при надобности отделиться от самолета за считанные секунды.
Концепт капсулы с креслами для пассажиров и экипажа, который придумал Татаренко, может выскакивать из фюзеляжа самолета через задний люк за 2-3 секунды. Вначале из самолета выталкивается маленький парашют, он вытягивает большой парашют, который уже вытаскивает саму капсулу. Правда, она может быть установлена только на модели самолета, у которых в хвостовой части есть место для люка, через который проходит капсула, т.е. для Boeing или Airbus она пока что не подходит.
Еще одним спорным моментом конструкции является то факт, что капсула не объединена с кабиной пилотов, т.е. у них шанса на спасение не остается.

Капсула может крепится к фюзеляжу разъемными креплениями, все соединения самолета с капсулой (электрические, трубопроводные и т.д.) также могут размыкаться (к примеру, силовые кабели — с помощью разъемных муфт). Капсула спускается на системе парашютов, может приводняться на надувной плот или же приземляться на амортизирующую платформу (см. на видео).
Капсула летит со скоростью 8-9 м/с, в конструкции предусмотрен датчик, который определяет расстояние до поверхности. Когда расстояние сокращается, включаются пороховые двигатели, они тормозят контейнер — в результате он приземляется с нулевой скоростью, рассказывает изобретатель.

Такая капсула, которая может устанавливаться в серийные модели самолетов — это первый этап изобретения. Второй — создание новых моделей самолетов, оснащенных такими капсулами изначально. И если в первом случае, когда капсула устанавливается в существующую модель самолета, он становится тяжелее, то во втором его масса не поменяется.
Изобретатель говорит, что идея такой спасательной капсулы напрашивалась давно, но только относительно недавно появились сверхлегкие и прочные материалы, из которых ее можно производить — углеволокно.

Ориентировочная стоимость первого этапа — капсулы, которая может встраиваться в уже существующие модели самолетов с задним люком — около $1 000 000.

К слову сказать, это не единственное подобное изобретение. 

Вот, например, российская разработка АПАКС

Автор этой разработки Гамид Халидов из Дагестана 

Свою систему он назвал АПАКС — авиационная пассажирская автономная капсула спасения — строится на принципе отделяемых модулей, вставляемых в фюзеляж воздушного судна. В случае авиакатастрофы эти капсулы сначала герметизируются, а потом катапультируются. Каждая капсула оснащена специальным парашютом для мягкой посадки.
«Капсула создается из современного полимерного материала, благодаря чему она не сгорит и не утонет. Вес модулей составит не больше одной-двух тонн, перерасхода топлива не будет», — заверяет Гамид Халидов.
Между тем, некоторые авиационные специалисты относятся к подобным устройствам скептически. Они считают, что чем больше в лайнере различных систем, тем больше вероятность их поломки. Кроме того, по мнению конструктора, дополнительные две тонны — слишком большая нагрузка для воздушного корабля.

Еще одну подобную разработку придумали молдаване. Это, так называемый, кокон Балана

Смысл изобретения Балана заключается в том, что при аварии самолет, ударяясь о землю, не взрывается, а пассажиры не получают травм.

Первое направление открытия — система SIAAB1 2013 — представляет собой особое вещество, секрет которого кроется в его формуле. В смесь химических веществ очень сильной концентрации добавляют керосин (авиационное топливо для реактивных двигателей), изменяя его химическую и физическую структуру и превращая в твердое вещество, похожее на зеленый песок. Возгорание керосина при этом становится невозможным.

Второе направление изобретения — система SIAAB2 2013. Это гибридное жидкое и пенистое вещество (химическая формула которого также засекречена), находящееся в специальных титановых капсулах. За восемь секунд до крушения оно автоматически заполняет салон, превращаясь в пену.
В контакте с воздухом «волшебное» вещество увеличивается в объеме в 416 раз и затвердевает, создавая некий «кокон» вокруг пассажира, блокируя любые движения. Это позволяет избежать травм при ударе о землю. Через 30 секунд оно опять превращается в жидкость – действие ударной энергии длится не более четырех-пяти секунд. Вещество имеет немного едкий запах, но безвредно для глаз и кожи.

Как утверждает авиаинженер Александр Балан на сайте своей компании, до конца 2016 года планируется проведение экспериментов на полигоне и создание собственной лаборатории в Швейцарии.
Он уверен, что если эксперимент на полигоне пройдет удачно, система безопасности будет внедрена во всем мире.

Будет ли когда-нибудь внедрены эти изобретения, сказать сложно, но, я уверен, определенные серьезные изменения должны произойти…

Источник

 

Архив Вестник К