15Сб
16Вс
17Пн
18Вт
19Ср
20Чт
21Пт
22Сб
23Вс
24Пн
25Вт
26Ср
27Чт
28Пт
29Сб
30Вс
31Пн
декабря 2018
• Личный кабинет
Логин: (регистрация?) Пароль: (напомнить?)
• РЕГИСТРАЦИЯ
Свежие статьи Самые свежие статьи Вестника К

Сотни компаний, государственных учреждений, школ, больниц и других организаций в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии получили электронные письма с угрозой взрывов, сообщает Reuters. Авторы писем угрожают взорвать бомбу, если не получат выкуп в размере до 20 тысяч долларов в биткоинах.

Меня вот эта тема с бесплатными лекарствами убивает. На них же выделяют деньги. И в большинстве случаев там не бог весть какие дорогие лекарства. То есть они ужасно дорогие для больных пенсионеров, но в масштабах регионального бюджета на здравоохранение — это крохи.

Тем не менее везде одно и то же: главврач говорит «у нас все лекарства бесплатные». Пациенты отвечают: мы всё купили сами...

13 декабря муниципальный депутат Пресненского района Елена Ткач выложила в фейсбуке материалы заседания московской градостроительно-земельной комиссии — она принимает решения о том, что и где можно строить в Москве. Из материалов следует, что еще в ноябре мэрия решила исключить дом по адресу Большая Никитская, 17, строение 1, из категории «зона сохраняемого землепользования» — то есть разрешила его снести...

Наверное, нет в России ничего важнее, чем Армия. Это один из редких островков благополучия, в том числе благодаря колоссальным расходам на военные нужды. Как в Великую Отечественную: "Всё для фронта! Всё для победы!" Секретность, закрытость и госпропаганда создают для обывателя прекрасную картинку, демонстрируя, что средства расходуются не зря. Однако через этот заслон периодически просачиваются эпизоды, которые показывают, что российская армия на самом деле ничем не отличается от остальной страны...

Специальный выпуск журнала MAD. В продаже в США с 1 января 2019 года...

• Поиск пользователя
• Реклама
• Где найти?
Где найти какой-то конкретный фильм или программу? Музыкальный файл или книгу? Теперь у наших читателей есть навигатор по сети!
Навигатор по сети
• Создай демотиватор!
Здесь вы можете создать свой демотиватор!
Поразите мир юмором, цинизмом и креативом!
О веселом Отдохни с Вестником

В Японии можно купить одноразовый блеск для губ, прессованную одежду в супермаркете и испытать на себе самый крутой сервис в мире. Мы нашли примеры того, как забота о людях переплетается с технологиями и перфекционизмом в этой удивительной стране...

Роботы в качестве сотрудников отеля. Лифты со швейцаром и магазины, в которых нет продавцов. Стоянка для зонтиков и мороженое в виде рыбы. Это и многое другое заставляет всех, кто приезжает в Японию, думать: «Вау! Хочу, чтобы так было и в моей стране!»

Мы нашли снимки из Японии, которые перенесут вас в мир будущего.

Не будем утверждать, что все предметы из нашей подборки необходимы на кухне так же, как и сковорода, и используются каждый день, но насколько проще вам будет управляться с отдельными продуктами и блюдами! Представьте, что резать лук, доставать косточки из вишни и чистить апельсины с улыбкой на лице возможно...

МВД объявило тендер на закупку 28,6 тыс. комплектов наручников «Нежность». Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные системы «СПАРК-Маркетинг».

• Новости мира

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"      

Информация к новости
  • Просмотров: 128
  • Комментариев: 0
  • Автор: Бэкки
  • Дата: 7-12-2018, 18:11
  • В закладки:
  • 0
7-12-2018, 18:11


СССР был страной, которая в 1917 году перечеркнула прошлое и решила доказать всему миру, что особый, советский путь развития гораздо лучше всех остальных вариантов. Фактически всё существование СССР было подчинено демонстрации этой уникальности. Партия хотела доказать, что мы не хуже западных капиталистов, а наоборот. В этой гонке различных систем стороны тщательно следили за успехами друг друга и тратили огромные ресурсы, чтобы сохранять лидирующие позиции в передовых сферах – в вооружении, разнообразных научных исследованиях, освоении космоса. Обеим сторонам надо было продемонстрировать свои преимущества или как минимум отсутствие отставания.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Это научное соперничество вынуждало тратить колоссальные средства. И далеко не всегда эти траты были разумны. Увидев у соперника перспективные разработки, стороны бросались копировать игрушку, не думая о её объективной необходимости для страны. И одним из таких спорных достижений советской науки и техники стал "Буран". Торжество инженерной мысли, которое оказалось бесполезным и вытянуло из страны колоссальные средства, вбив свой гвоздь в гроб СССР.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

"Атлантис" (STS-125) и "Индевор" (STS-400) на стартовой площадке Космического центра Кеннеди

12 апреля 1981 года впервые в истории человечества с мыса Канаверал стартовал многоразовый транспортный космический корабль "Спейс Шаттл". В гонке многоразовых космических кораблей победили США, первыми запустив своё изделие. К этому моменту аналогичная программа СССР уже развивалась полным ходом. Создание "советского Шаттла" началось ещё в середине 70-х годов. 

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Надо отметить, что исследования по созданию космических кораблей многоразового использования велись ещё до запуска первого спутника Земли. Изначально казалось, что многоразовые космические корабли будут гораздо дешевле, чем одноразовые. Что при всей сложности создания затраты себя окупят. Свою роль вносила и гонка вооружений. Все подобные проекты многоразовых космических кораблей 50-60-х годов имели военный характер. Американский X-20 Dyna Soar, "ВКА-23" Мясищева, "Проект 136" Туполева, "Лапоток" Цыбина задумывались как военные разведчики, перехватчики спутников, орбитальные бомбардировщики. Однако технический уровень тех лет был слишком низок, чтобы реализовать амбициозные проекты многоразовых космических кораблей.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

X-20 Dyna Soar

В то же время разработки проектов многоразовых систем 50-х годов позволили накопить опыт для создания первых многоразовых космических кораблей, воплощаемых уже "в железе". В СССР это была программа "Спираль". Авиационно-космическая система "Спираль" начала разрабатываться в 1966 году. Она должна была состоять из гиперзвукового самолёта-разгонщика, который поднимал бы на скорости 6 Махов десятитонный орбитальный космический корабль многоразового использования на высоту 30 км. Разработка велась, были созданы аппараты-аналоги космического самолёта, отрабатывались технологии. Программа была технически очень сложная и амбициозная. Однако, в 1972 году Ричард Никсон объявил о начале работ над "Спейс Шаттлом". И СССР не смог устоять перед соблазном скопировать американские идеи. Создание "советского Шаттла" оказалось задачей более простой технически, чем "Спираль", но более дорогой из-за масштабов. Но партия сказало "надо!", а советский народ не имел возможности спросить "а зачем?".

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Так должен был выглядеть воздушный старт с гиперзвукового самолета-разгонщика авиационно-космической системы "Спираль" 

Официальной датой старта советской многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран" считается 1976 год. В ходе программы "Буран" эволюционировал и менялся. Изначальный проект ОС-120 был практически идентичен "Спейс Шаттлу". На орбитальном самолёте так же, как и у американцев, были размещены три маршевых двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. При этом советский корабль получался тяжелее американского и весил 120 тонн. 

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

ОС-120

Вторым этапом развития стал орбитальный самолёт ОК-92. Он лишался маршевых двигателей, зато получал воздушно-реактивные двигатели. Воздушно-реактивные двигатели должны были дать более высокую гибкость применения в военных целях. С ними космический корабль меньше зависел от взлётно-посадочной полосы и мог приземляться на многих аэродромах СССР. 

И только в марте 1978 года проектирование остановилось на привычном нам "Буране". "Буран" лишился маршевых двигателей как у американцев, зато получил гораздо более мощные орбитальные двигатели, которые давали большие возможности для манёвров на орбите. При использовании корабля в качестве "орбитального бомбардировщика" у него были более широкие возможности чем у "Спейс Шаттла".

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Вообще, версия, что американцы делают орбитальный самолёт для того, чтобы иметь возможность наносить быстрые ядерные удары из космоса, была очень популярна среди руководства СССР. Другой популярной версией было предположение, что "Спейс Шаттлы" с их возможностью возвращать с орбиты грузы весом до 15 тонн будут воровать советские спутники. И в СССР не понимали, для чего американцы хотят осуществлять до 60 пусков "Шаттлов" в год. Все выводы советских экспертов сводились к военной составляющей американской программы.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Space Shuttle Atlantis

В СССР в принципе не понимали особенности капиталистической экономики США. На тот момент заканчивалась американская лунная программа, и руководство NASA не хотело остаться без работы. NASA, цепляясь за места и бюджеты, изо всех сил проталкивало программу "Шаттлов", обосновывая её рентабельность при большом количестве запусков. По расчётам выходило, что если делать больше 30 пусков в год, это будет выгоднее, чем столько же раз запускать одноразовые носители.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

И вообще никогда не планировалось использовать "Спейс Шаттлы" в качестве космических бомбардировщиков. Ещё в 60-х во время работы над X-20 Dyna Soar американцы поняли, что "орбитальный бомбардировщик" – это дорогая и медлительная платформа. На подготовку старта уходили сутки. Оперативное применение было исключено. Все усилия были направлены на создание межконтинентальных ядерных ракет и подводных ракетоносцев с принципиально другой степенью готовности к пуску.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Сборка "Бурана" на Тушинском машиностроительном заводе

Но в СССР была своя атмосфера, и советская научная мысль в принципе не понимала, как "мирный комбайн" может не иметь скрытых военных режимов. 14 лет работ, 1 млн 200 тыс. сотрудников, 1100 предприятий, фабрик, заводов, ведомств и НИИ. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. В пересчёте на курс 2016 года затраты на программу оценивались в 2 трлн российских рублей.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Основным отличием "Бурана" от "Спейс Шаттлов" является способ выведения на орбиту. На "Шаттлах" установлены маршевые ракетные двигатели, которые получают топливо из гигантского оранжевого топливного бака. По бокам топливного бака находятся твердотопливные ускорители, которые дают 83% тяги на старте. На высоте около 45 километров ускорители отстреливаются и на парашютах спускаются в океан. В итоге теряется только топливный бак. Остальные элементы системы сохранялись и использовались повторно. СССР не имел таких компактных и мощных маршевых двигателей для орбитального корабля, какие были у США. И твердотопливные ускорители такой мощности СССР тоже не умел делать. Более того, из-за относительной близости мыса Канаверал к экватору США имели преимущество по соотношению мощности двигателей к выводимой массе. При одинаковой мощности ракетных двигателей ракета-носитель, запущенная с мыса Канаверал, выводит на 15% большую массу, чем ракета, запущенная с Байконура. И из-за недостатка необходимой мощности для выведения орбитального корабля была создана система "Энергия-Буран".

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Space Shuttle Atlantis

"Буран" доставлялся на орбиту ракетой-носителем "Энергия". Сверхтяжёлая "Энергия" имела стартовую массу 2400 тонн и могла выводить на орбиту самые разнообразные грузы с массой до 100 тонн. Всего было осуществлено два пуска "Энергии". Оба – с полной потерей носителя. В перспективе планировалось сохранять боковые разгонные блоки с двигателями. Однако до реализации планов так и не дошло. 

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Отделение твердотопливных ускорителей

С самого начала работ над программой "Бурана" использовался задел по "Спирали". Так, в 1982-84 годах четыре раза слетал в космос беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-4.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

БОР в Центральном музее ВВС в Монино

Для испытаний было построено два полноразмерных аналога "Бурана". Аналог БТС-001 использовался для наземных статических испытаний. После их завершения на его основе в 1993 году был создан аттракцион в Парке Горького. В 2014 году в ночь с 5 на 6 июля пятидесятитонная конструкция была перемещена на ВДНХ.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Второй аналог БТС-02 использовался для отработки посадки "Бурана" и подготовки экипажей космонавтов. Это была аэродинамически максимально точная копия космического корабля с установленными на неё четырьмя двигателями АЛ-31. БТС-02 выполнил 24 испытательных полёта с общим налётом 8 часов. Посадки выполнялись в том числе в полностью автоматическом режиме. В настоящее время находится в Музее техники города Шпайер в Германии в качестве выставочного экспоната.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

БТС-002 и летающая лаборатория над аэродромом ЛИИ

Первый и последний полёт "Бурана" в космос состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель "Энергия" стартовала с Байконура и вывела космический корабль на орбиту без экипажа. Полёт проходил полностью в автоматическом режиме. За 205 минут "Буран" сделал два витка вокруг Земли и выполнил посадку на аэродроме Байконура "Юбилейный". Американские "Спейс Шаттлы" все свои полёты выполняли только с экипажами. Полностью автоматическая посадка "Бурана" заслуженно считается выдающимся достижением советской науки.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

При посадке возникла нештатная ситуация, которая продемонстрировала успех замысла создателей. На высоте 11 км "Буран" в автоматическом режиме получил информацию об изменении погодных условий на аэродроме. И совершенно неожиданно для всех он совершил манёвр с разворотом на 180 градусов. "Буран" зашёл на полосу с другой стороны от изначально планируемой траектории: такое решение приняли бортовые компьютеры. На земле это стало неожиданностью. Рассматривался даже подрыв корабля. Однако было принято решение посмотреть на его действия. И "Буран" не разочаровал создателей. Посадка была выполнена с выдающейся точностью.

Кстати, бортовые компьютеры "Бурана" были сделаны на базе американского компьютера IBM System/370. Это не была точная копия американского компьютера. Использовалось значительно переработанное программное обеспечение. На борту находилось два комплекта БЦВМ, каждый из которых состоял из четырёх компьютеров. Система допускала одновременный выход из строя двух компьютеров. Американские "Спейс Шаттлы" не имели такого запаса по резервированию.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Ещё одним впечатляющим достижением стала теплозащита "Бурана". При входе "Бурана" в атмосферу температура отдельных участков корабля достигала 1600 градусов. От уничтожения корабль защищали 37 500 специальных керамических плиток общей массой 9 тонн. "Буран" в своём полёте потерял всего 6 плиток. Американские корабли теряли по несколько десятков. 

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Элементы теплозащиты

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Транспортировка третьего лётного экземпляра 2.01 "Байкал" в Жуковский в июне 2011 года

В общей сложности планировалось создание пяти лётных экземпляров корабля. Помимо слетавшего в космос изделия 1.01 "Буран" было полностью построено изделие 1.02 "Буря". В 1992 году "Буря" должна была полететь к станции "Мир" в беспилотном режиме. Планировалась автоматическая стыковка, посещение экипажем "Мира" и беспилотная посадка на Байконуре. Однако полёт так и не состоялся. "Буря" сегодня находится в помещении монтажно-заправочного корпуса (площадка 112А) вместе с технологическим макетом ОК-МТ, который предназначался для отработки предстартовых операций. 

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

"Буря" и ОК-МТ в МЗК (площадка 112А), 2015 год

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Сам "Буран" погиб 12 мая 2002 года в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на площадке № 112. Из-за ошибок при строительстве комплекса рухнула крыша. При этом погибли восемь рабочих, которые занимались ремонтом крыши. Рабочие погрузили 10 тонн рубероида кучей на одну точку крыши. Перегруженный элемент не выдержал и рухнул на один из баков находящейся внизу ракеты-носителя "Энергия". Бак находился под давлением воздуха и произошёл воздушный взрыв, который привёл к полному обрушению крыши. Останки "Бурана" были распилены работниками космодрома и отправлены на металлолом.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

МИК после обрушения

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Надо отметить, что до отправки на своё кладбище "Буран" успел совершить ещё несколько полётов. Не в космос. В 1989 году "Буран" полетал на Ан-225 "Мрия" – самом большом в мире самолёте. Кульминацией стал показ в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже.

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"

Программа многоразовых орбитальных самолётов опередила время. Разработка стоила огромных денег. Пуски так и не смогли продемонстрировать преимущество в цене перед одноразовыми космическими кораблями. 30-летняя программа "Спейс Шаттла" обошлась в 200 млрд долларов за 135 пусков. В 2010 году один запуск стоил 775 млн долларов. История показала, что гораздо выгоднее запускать дешёвые "Союзы", а многоразовые космические корабли и ракеты-носители должны выглядеть совершенно иначе.

Считается, что в результате работ над "Бураном" было создано много технологий, которые были внедрены в различных отраслях промышленности. Однако через три года после полёта "Бурана" страны не стало, а промышленность пришла в упадок. "Буран" стал вершиной советского прогресса. Его создание продемонстрировало одновременно достижения науки и бессмысленность этих достижений. Глядя на фото "Бурана", невозможно остаться равнодушным. Это, бесспорно, одно из величайших творений человека, которое было создано из милитаристских побуждений, а в итоге оказалось достижением ради достижения. Многоразовый космический корабль, создававшийся ради удешевления полётов, оказался одноразовым и чудовищно дорогим. Но, несмотря на все эти противоречия, "Буран" всё равно вызывает гордость и восхищение.

Источник



Вернуться   ==   Сообщить об ошибке? ==  Просмотров: 128  ==  Комментариев: 0    Автор: Бэкки


Дорогие друзья! У нас появилась официальная группа вконтакте: http://vk.com/vestnik_k - теперь следить за нашими новостями еще удобнее!
поделиться с друзьями     
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем, чтобы получить доступ ко всем ресурсам сайта.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • На Главную
  • Флэш-игры
    Игры Вестника
    Время Вестника
    Радио: нажми "Play" Лучшие радиостанции
    → в отдельном окне
    У нас находят
    Вверх
    Вверх