Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Споры вокруг решения оскаровского комитета

Споры вокруг решения оскаровского комитета

3Вокруг вчерашнего решения российского оскаровского комитета разгорается скандал. Напомним, предпочтение, подавляющим числом голосов членов Оскаровского комитета, было отдано фильму «Утомленные солнцем 2: Цитадель» Никиты Михалкова. Но один из членов комитета отказался подписывать протокол заседания — это был председатель комиссии Владимир Меньшов.
20 сентября 2011 года Владимир Меньшов выступил с рядом заявлений, в которых прояснил свою позицию:
Он считает, что «был использован административный ресурс. Люди, которые даже не могут аргументировать свой выбор, голосовали тем не менее определенным образом» (из интервью «Известиям»). Более того, известный режиссер ставит под сомнение существующий состав комитета: «…уже есть альтернативный Союз кинематографистов. Они могут поставить перед Американской киноакадемией вопрос о правомочности нынешнего комитета. Думаю, развитие событий будет бурным. Может быть, академия «Ника» учредит новый комитет — не знаю. Я неоднократно говорил о том, что нужна более авторитетная комиссия. В нынешнем комитете нет людей из Питера. Не хватает некоторых оскаровских номинантов».
Выдвижение Михалковым своей киноработы в претенденты на «Оскар» Меньшов назвал некорректным и вообще высказался против участия в оскаровском конкурсе от России фильма, провалившегося в прокате — лента заработала 1,3 миллиона долларов за два первых уикенда — и собравшего «зубодробительную критику». По мнению режиссера, «год был урожайный — «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила-была одна баба» Смирнова в этом году могли претендовать», а выбранная картина не может представлять Россию на такой престижной премии.

Возникшая ситуация заставляет высказывать свое мнение многих кинематографистов. Например, Андрей Кончаловский выступил по этому поводу со специальным заявлением, текст которого мы публикуем полностью:

Заявление А.С. Кончаловского 20.09.2011
«19 сентября 2011 года в СМИ появилось сообщение о решении российского оскаровского комитета, что претендентом на премию «Оскар» станет фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Везде повторяется, что я, Андрей Кончаловский, являюсь членом этого оскаровского комитета. Это недоразумение. Я в очередной раз ставлю общественность в известность, что я уже как три года НЕ ВХОЖУ В СОСТАВ ЭТОГО КОМИТЕТА.
Первое заявление с просьбой не считать меня членом оскаровского комитета я написал в 2008 году по той причине, что я был занят съёмками фильма, мне не хотелось отрываться от своей работы. Но мне из комитета продолжали присылать картины и опять просили принять участие в отборе фильма-кандидата на премию. Тогда в 2009 году я написал второе заявление,  по другой причине, — я решил не участвовать в оскаровской комиссии, потому что, на мой взгляд, сейчас она не представляет кинематографическую общественность России и не отражает ситуацию в кинематографе.
На данный момент уже чётко определилась двойственность кинематографической ситуации в России. У нас две национальных киноакадемии: «Ника», которая образовалась почти двадцать пять лет назад, и «Золотой орёл», которому восемь лет. Честно говоря, создание второй национальной академии стало началом раскола, который с годами только усилился и привёл к образованию ещё одного киносоюза. Кроме того, существуют также кинематографические гильдии, состоящие из действующих профессионалов киноиндустрии. Я убежден, что в оскаровский комитет России должны входить, во-первых, представители двух киноакадемий, во-вторых, двух киносоюзов, и, наконец, представители всех гильдий. Только в этом случае комитет может выражать абсолютное мнение кинематографической общественности. Не надо забывать, что этот комитет ещё должен быть признан Американской Академией как легитимный орган.
Мне кажется, процесс выборов членов оскаровского комитета, как и выбор фильма-претендента на премию «Оскар» от России, должен быть демократическим, и более точно отражать ситуацию в российском кинематографе».

 

Напомним, что первыми советскими обладателями «Оскара» стали режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин. В 1943 году их документальная эпопея «Разгром немецких войск под Москвой» была награждена в категории «Лучший документальный фильм». Следующим лауреатом почетной статуэтки в категории «Лучший неанглоязычный фильм» стала в 1968 году картина Сергея Бондарчука «Война и мир». Затем в этой же категории побеждали «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии), «Москва слезам не верит» (1981) Владимира Меньшова и  «Утомлённые солнцем» (1994) Никиты Михалкова. В категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» в 2000 году победил фильм Александра Петрова «Старик и море», но производством его занимались канадские и японские продюсеры, так что России этот маленький шедевр не принадлежит.

Немало в категории «Лучший фильм на иностранном языке» было и наших номинантов:
 «Братья Карамазовы» (1969 реж. Иван Пырьев)
 «Чайковский» (1971 реж. Игорь Таланкин)
 «А зори здесь тихие…» (1972 реж. Станислав Ростоцкий)
 «Белый Бим Чёрное ухо» (1978 реж. Станислав Ростоцкий)
 «Частная жизнь» (1982 реж. Юлий Райзман)
 «Военно-полевой роман» (1984 реж. Пётр Тодоровский)
 «Урга» (1992 реж. Никита Михалков)
 «Кавказский пленник» (1996 реж. Сергей Бодров)
 «Вор» (1998 реж. Павел Чухрай)
 «12» (2007 реж. Никита Михалков)

В 1962 году Валентин Ежов и Григорий Чухрай за фильм «Баллада о солдате» были включены в категорию «За лучший оригинальный сценарий». В 1985 году работа режиссера Ирины Калининой «Воспоминания о Павловске» была среди пятерки в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».
Трижды становился номинантом наш аниматор Александр Петров: «Корова» (1990), «Русалка» (1998), «Моя любовь» (2008), а также Алексей Харитиди за «Гагарин» (1996) и Константин Бронзит за фильм «Уборная история – любовная история» (2009).

 

Архив Вестник К