Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » От производства новых ГЛОНАССов отказываются из-за санкций. Вот еще шесть образцов техники, которые не справились с импортозамещением

От производства новых ГЛОНАССов отказываются из-за санкций. Вот еще шесть образцов техники, которые не справились с импортозамещением

В конце июня стало известно, что Россия откажется от финансирования серийного производства новых навигационных спутников ГЛОНАСС-К. Как следует из поправок к Федеральному бюджету на 2019 год, деньги потратят на переделку этих спутников. Цель — заменить иностранные комплектующие, которые запрещено поставлять в Россию из-за санкций, на пока не существующие российские. Одновременно американские СМИ узнали о возможных проблемах с импортозамещением материалов для новейшего ракетного комплекса «Авангард». 

Мы рассказываем, почему не получается запустить новые ГЛОНАССы и какие еще образцы российской техники пострадали от американских, европейских и украинских санкций.

Спутник ГЛОНАСС-К 

ГЛОНАСС-К

Зачем нужен 

Чтобы заменить уже устаревшие ГЛОНАССы. К — третье поколение спутников навигационной системы. От второго поколения (ГЛОНАСС-М) его отличает большая точность позиционирования (вырастет в два раза и сравняется с американской системой GPS) и долговечность (гарантийный срок 10 лет у К вместо семи лет у М).

В чем проблема

В американских комплектующих. После появления в 2014 году первого пакета американских санкций президент Владимир Путин приказал провести импортозамещение в том числе в космической отрасли, но к концу 2018 года предпоследнее поколение (ГЛОНАСС-М) состояло из иностранных компонентов на 40%. В августе 2018 года США полностью перекрыли поставки в Россию электронного оборудования двойного (военно-гражданского) назначения; чаще всего речь идет о компонентах класса military-space (защищенные в том числе от космической радиации).

ОТКУДА ИМПОРТНЫЕ ДЕТАЛИ?

Как решают проблему

Запусками старых спутников и попытками сделать новые на российских или иностранных комплектующих. Планировалось, что новый спутник с индексом К2 только из отечественных комплектующих будет разработан к концу 2016 года. Недавно глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин пообещал запустить первый ГЛОНАСС-К2 до конца 2019 года.

Спутник «Арктика-М»

Зачем нужен

Для освоения Арктики и прогнозов погоды. Четыре метеоспутника «Арктика-М» должны вести метеосъемку северных широт, наблюдать за ледовой обстановкой и оповещать об этом метеорологов и пользователей Северного морского пути.

В чем проблема

Первый запуск «Арктики-М» постоянно переносят, в том числе из-за санкций. До 2014 года планировалось собирать спутники в основном из иностранных комплектующих — так же как их аналоги для средних широт — геостационарные метеоспутники «Электро-Л». В доработанной «Арктике» должны были быть российские приборы, но собранные из иностранных микросхем. Первый запуск был сначала запланирован на 2015-й, потом — на 2017-й, затем — на 2019 год.

 

Заказчик спутников Росгидромет жалуется, что российская группировка фактически не работает и предсказывать погоду приходится по данным зарубежных космических аппаратов; в случае, когда требуются оперативные данные, у российских метеорологов возникают большие сложности. «У нас нет своей спутниковой группировки, она умерла», — сказал глава Росгидромета Максим Яковенко в феврале 2019 года.

Как решают проблему

Дату запуска в очередной раз сдвинули — на 2020 год.До этого предполагалось, что первый спутник стартует в июне 2019 года, второй — годом позже.

Спутник «Сфера-В»

Зачем нужен

Чтобы обеспечивать связью военных и, возможно, высшее руководство страны. Это новое поколение спутников связи двойного назначения, созданное для замены аппаратов «Меридиан» разработки 1980-х годов. И «Меридиан», и «Сфера-В» имеют схожие со спутниками ГЛОНАСС компоненты. 

В чем проблема

Спутники «Сфера-В» на основе российских комплектующих оказались слишком тяжелыми.Масса «Сфер-В», которые были созданы в 2016 году из российских комплектующих, была превышена на 30% от проекта; выяснилось, что ни один из существующих российских носителей не может вывести его на необходимую высокоэллиптическую орбиту. 

Как решают проблему

Минобороны вернулось к старым спутникам. Вместо «Сфер» теперь срочно делают «Меридианы», потому что гарантийные сроки четырех спутников группировки уже подходят к концу; к тому же нынешняя группировка плохо покрывает северные районы страны, что не устраивает военных. Возможно, «Сферы-В» все же будут запущены после 2021 года, когда появится новая модификация ракеты «Ангара». Два «Меридиана» запустят в 2019 году.

Спутник «Гонец-М»

«Гонец-М»

Зачем нужен

Для спутниковой связи. «Гонец» — аналог Iridium — разрабатывается с 1980-х; сдана в опытную эксплуатацию в 2015 году, сейчас на орбите находятся девять из положенных по проекту 12 низкоорбитальных спутников. По сравнению с Iridium российская система имеет небольшую пропускную способность и предполагает передачу небольших пакетов данных (такая же концепция у компании Orbcomm). Пока система не пользуется коммерческим успехом; часть экспертов считает, что и не будет пользоваться никогда. Однако на ее базе Россия планирует создать мощную систему спутниковой связи и доступа к интернету из 640 спутников, которую Владимир Путин назвал «прорывом».

В чем проблема

Спутники «Гонец-М» не могут запускать с 2015 года из-за санкций Украины. Единственным носителем для отправки этих спутников на низкую орбиту остается ракета «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ»; эта система оснащается блоком управления украинского производства. Украина ввела ограничения на поставки блоков еще в 2015 году. Россия все же иногда получает украинские комплектующие — для запуска иностранных спутников. Также иногда ракеты «Рокот» используют в интересах российского Минобороны (каким образом они в этих случаях получают украинские блоки управления, неизвестно). Так, вместо «Гонцов» в 2019 году на орбиту был отправлен военный спутник «Гео-ИК-2» (проводит сверхточную геодезическую съемку поверхности Земли; такая съемка нужна, например, для прокладывания маршрутов крылатых ракет). «Гео-ИК-2» — тоже жертва санкций; он стал первым, кому США отказались поставлять электронную базу — это случилось еще до аннексии Крыма, в 2013 году. 

Как решают проблему

С помощью новой ракеты. Последний шанс для «Гонцов-М» попасть на орбиты с помощью «Рокота» будет в этом году. Потом ракету снимут с производства. «Роскосмос» уже заказал для «Гонцов» новый носитель — модернизированную «Ангару», она должна быть готова к 2023 году.

МС-21 (и другие самолеты)

МС-21

Зачем нужен

Для конкуренции с Boeing-737 и Airbus-320. МС-21, он же «Магистральный самолет 21-го века» — российский среднемагистральный самолет с самым широким фюзеляжем в классе, что обеспечивает повышенный комфорт для пассажиров. Экономичность, которая является главным конкурентным преимуществом современных лайнеров, достигается за счет использования композитных материалов и конструкции крыла. Начало серийного выпуска было намечено на 2017 год.

В чем проблема

Санкции оставили самолет без материалов для крыльев. Из-за санкций США американские и японские компании отказалисьпоставлять композитные материалы («черное крыло»), которые и делали лайнер экономичным; без них проект не имеет экономического смысла. Одновременно с МС-21 из-за украинских санкций пострадали и два других крупных авиастроительных проекта — Ан-140 и Ан-148; они были разработаны на Украине, но в них было больше российских комплектующих, чем в SSJ и МС-21.

Как решают проблему

Россия сделает «черное крыло» для МС-21 сама. По первоначальному проекту доля российских комплектующих должна была составить 38%, теперь планируется довести ее до 97%. Но на это потребуется много времени — теперь начало серийного производства перенесено на 2021 год. Вероятно, проект изначальной стоимостью более 400 миллиардов рублей еще подорожает. Производство Ан-140 в Самаре (завод остался должендва миллиарда рублей за непоставленные самолеты) и Ан-148 в Воронеже закрыто.

Вертолетные двигатели ТВ3-117

Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В для вертолета Ми-8Т

Зачем нужны

Двигатели этой серии стоят почти на всех гражданских и военных вертолетах России. Но делает их украинская компания «Мотор Сич».С начала 2010-х двигатели начали собирать в России (из украинских комплектующих), но к 2014 году российское вертолетостроение по-прежнему почти полностью зависело от украинских двигателей.

В чем проблема

Украина (частично) прекратила поставки двигателей.«Мотор Сич» утверждает, что с 2014 года согласно решению правительства Украины не строит двигатели для военных вертолетов из России. Однако сохраняются поставки для гражданских вертолетов, а также для военных вертолетов, которые Россия отправляет на экспорт. При этом продажи компании упали на 40% — украинцы также поставляют двигатели ООН и другим пользователям российских вертолетов. Производство вертолетов в России тоже упало — с почти 300 в 2012 году до 189 в 2016 году; по крайней мере часть падения была вызвана ограничениями на поставку украинских двигателей.

Как решают проблему

Россия будет делать двигатели сама. С 2014 года было организовано производство аналога украинского двигателя — ВК-2500 — из отечественных комплектующих в Санкт-Петербурге и Уфе. Вице-премьер Юрий Борисов в 2018 году сказал, что вопрос импортозамещения «окончательно закрыт». Впрочем, в 2018 году было произведено только 180 двигателей ВК-2500; в 2019 году производство будет расширено.

 

На новые вертолетные двигатели импортозамещение не распространяется: «Мотор Сич», скорее всего, будет делатьсиловые установки для тяжелого российско-китайского вертолета AHL (Advanced Heavy Lifter); в 2018 году китайские компании пытались купить «Мотор Сич», но этому помешала Служба безопасности Украины.

Ракетный комплекс «Авангард»

Гиперзвуковой ракетный комплекс «Авангард»

Зачем нужен

Для преодоления противоракетной обороны США. «Авангард» — один из образцов новейшего оружия, о создании которого объявил в послании Федеральному собранию в 2018 году президент Владимир Путин. Основа комплекса — гиперзвуковойманеврирующий боевой блок для ракет стратегического назначения. Поставлен на вооружение в 2018 году. Точные характеристики блока неизвестны.

В чем проблема

В композитных материалах. Американский телеканал CNBC со ссылкой на разведку США утверждает, что у России хватит композитных материалов на производство только 60 «Авангардов». По данным телеканала, поиски поставщика таких материалов для производства теплозащиты успехом не увенчались. Российские эксперты уверяют, что «предприятия не испытывают трудностей», а сообщение — «утка, которую вбросили на фоне проблем с [материалами для крыла самолета] МС-21».

Как решают проблему

Официально в России отрицают наличие проблемы. «Производство и поставка комплексов „Авангард“ с гиперзвуковым планирующим крылатым боевым блоком идут в соответствии с графиком, без сбоев», — рассказали в аппарате вице-премьера Юрия Борисова, курирующего ОПК.

 

Архив Вестник К