Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Перфоманс

Перфоманс

Министру Лене Адельсон Лильджерот отводилась почетная роль разрезать торт –  художественную инсталляцию  шведского художника Макоде Линде, выставленную на  мероприятии, посвященном 75-летию Федерации шведских художников, которое проходило в воскресенье в стокгольмском музей современного искусства.

Необычный экспонат в Moderna Museet должен был привлечь внимание общественности к проблеме практикуемого у некоторых народов обрезания женских половых органов, причем его афро-шведский создатель Макоде Адж Линде был частью инсталляции – его собственная голова увенчивала торт в виде женского тела.

Когда министр поднесла нож к произведению искусства, его создатель громко закричал «Нет, нет!»

Защищающая права лиц африканского происхождения Африканская шведская национальная ассоциация потребовала от Адельсон Лильджерот во вторник подать в отставку в связи с участием в «безвкусном, расистском зрелище».

«По версии Музея современного искусства,  это поедание торта должно было привлечь внимание к проблеме женского обрезания. Но как это можно сделать с помощью торта, изображающего расистскую карикатуру на чернокожую женщину … непонятно», – заявила глава этой организации  Китимбва Сабуни.

«Нелепая ситуация»

Министр культуры Швеции  назвала произошедший  инцидент «нелепой ситуацией».

«Я была приглашена на Всемирный день искусства выступить о свободе искусства и праве (художника) на  провокации, а потом меня попросили разрезать торт», – сказала она.

«У меня не было возможности осмотреть  торт заранее … Если кого-то это оскорбило, я прошу прощения. Пусть художник сам объяснит, что он имел в виду своей работой».

Макоде Линде заявил, что его произведение было превратно истолковано, отметив, что уже несколько лет с помощью искусства критикует распространенные среди выходцев из Африки стереотипы.


Представитель шведского Центра по борьбе с расизмом Марьям Осман Шерифай назвала появившиеся во многих СМИ фотографии министра культуры вызывающими «глубокую обеспокоенность», а саму художественную инсталляцию – «проблематичной».

«В Швеции, похоже, считается вполне приличным изображать африканцев таким образом, как нам даже в голову не придет изобразить другие этнические группы, подвергавшиеся преследованиям: например, евреев, цыган или саамов. В 21 веке мы все еще не покончили со стереотипными представлениями об африканцах, которые, кажется, передаются по наследству в шведском менталитете», – говорит Марьям Осман Шерифай.

Редактор отдела культуры шведской газеты  Expressen Карин Олссон, напротив, назвала музейное мероприятие « блестящим», и в «юмористическом тоне поднимающем вопросы власти и колониализма».

«Конечно, было бы гораздо проще поступить так, как посоветовали бы, наверное, PR-консультанты и нервничающие пресс-секретари:  вежливо отказаться разрезать торт, чтобы избежать впоследствии трудных вопросов. Но такие стерильные политики, которые никогда не рискуют, никому не нужны», – пишет она.

Искусствовед Дэн Джонсон из газеты Dagens Nyheter считает, что ситуация была для министра культуры в любом случае «тупиковой»: «Ее бы обвинили либо в ограничении  творческой свободы, либо в расизме».

Между тем, посетителей музея во вторник пришлось срочно  эвакуировать ​​после угрозы взрыва, переданной телефону говорившим по-английски неизвестным, обвинившим культурное учреждение в расизме.

Полиция с собаками обыскала здание, но ничего подозрительного не обнаружила.

 

Источник

 

Архив Вестник К