Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Петра — жемчужина пустыни.

Петра — жемчужина пустыни.

Выжженные солнцем долины, каменистые скалы и непроходимые пустыни. Без воды под расплавленными жарой небесами можно прожить лишь пару дней, но именно здесь, в горячих песках Аравии, возникло Набатейское царство. Никто не знает, откуда взялись набатейцы и куда исчезли. После них остались города-призраки и тайна, разгадка которой не найдена до сих пор.

Одна из них – Петра – каменный город, в самом сердце пустыни,  потерянный на века и заново открытый человечеством


 

Поистине уникально это необыкновенное чудо, красно-розовый город, моложе лишь самого времени.
Дж. У. Бергон

Сведений о происхождении самих набатеев  — нет. Оставлены лишь догадки. Или они потомки Измаила (был у него сын по-имени Набайот), или потерянное колено Израиля со времен разрушения Первого Храма, или они те самые набатеяне, основавшие после Потопа город Вавилон.

Набатеи транспортировали ценнейший по тем и по этим временам товар – благовония, пряности, наркотики, шелка, драгоценные металлы. «Пряный» путь напоминает дорогу в ад. Товар нужно было перевезти из Персидского залива и Йемена, через Аравийскую пустыню (ту самую, которая погубила армию Наполеона) в Дамаск и Газу.

Набатеи дорожили своей профессией. Ради ее сохранения жертвуют всеми  радостями оседлой жизни. Набатейцы не пахали, не сеяли, не строили домов, не пили вина. Тех, кто нарушал это табу, убивали. Все что у них было — умещалось на горбе верблюда. Никто не знал пустыню лучше, чем они, и никто не мог выжить в песках дольше, чем они.

На всем пути из восточной Африки в Палестину набатейцы рыли водосборники для дождевой воды. Караваны узнавали об их местонахождении по определенным знакам. За полгода набатейцы преодолевали 3 тыс. км. В каждом караване было 10 тыс. верблюдов. Старых животных сменял родившийся в пути молодняк. Мясо умерших животных набатейцы использовали в пищу, а кости — как материал. Самый древний текст Корана был написан на бедренной кости верблюда, и его автором был набатеец.

Профессия требовала глубоких ирригационных знаний. Набатеи владели ими в совершенстве. Сооружая в пустыне хранилища для дождевой воды, маскируя их от постороннего глаза, они монопольно владели торговым путем. Кроме того, специальность обязывала знать языки, иметь независимый характер и дипломатический ум.

Нарушение набатейцами древнего табу — строительство городов — стало началом конца цивилизации набатеев.
Будущее Набатейское государство охватит центральную и южную части современной Иордании, южную и юго-восточную часть Израиля (Аравийская впадина), центральный и южный Негев, вплотную прилегавший к Иудейскому царству.

В течение столетия кочевой народ умудряется осесть на вышеописанной территории, т.е. становится домоседом. И прославляется как искусный зодчий. Ирригационный  опыт совершенствуется до гениальности. Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях, на удивление самим римлянам. Они остаются верными своей профессии, придав ей  новый статус – торговля. Теперь набатеи сами назначают цены, взымают пошлину.


Делают своей столицей Петру, расположенную на пересечении трех главных торговых путей, где и хранят, по преданию, несметные  богатства. В Набатейской истории Петре посвящена отдельная  часть.

Само место, где родилась из небытия Петра примечательно. История Петры опутана огромным количеством мифов и библейских легенд. Первое упоминание о ней встречается в Ветхом Завете, там Петра называется Селлой.

В пещерах будущего города, после разрушения Содома и Гоморры, прятался Лот с дочерьми; несколько сот лет спустя именно там прозвучит отчаяние Моисея, вынужденного ударить Скалу посохом, заставляя ее напоить водой евреев (и поныне в этом месте плещет источник), а расколовшаяся Скала станет ущельем Сик, в котором будет высечена Петра. Вот  на таком удивительном историческом перекрестке вырос город.

Город полностью вырублен в скале. В зависимости от времени суток Петра окрашивается в розовый, темно-красный, пурпурный или оранжевый цвета. Фасады дворцов и храмов тщательно обработаны, а за ними … ничего, кроме небольших ниш, С самого рождения Петра была задумана как грандиозный некрополь, который набатейцы посещали во время своих странствий по «пряному» пути и только много позже стала «живым» городом.

Двести лет расцветала Набатея. Набатейская письменность распространится от Атлантического побережья северной Африки до Индонезии, продолжит развитие и сохранится до наших дней. Набатейская письменность надолго переживет Набатейское царство. Набатейская верхушка роднится с иудейской. Мать легендарного царя Ирода – набатейская царица.

Набатейцы медленно, но верно приближали свой конец. Вслед за изготовлением керамики они стали выращивать виноград и делать из него вино. Так было нарушено еще одно древнее табу. Вкусив плоды своих трудов, набатейцы добровольно отказались от титула «королей пустыни», и этим немедленно воспользовались римляне.    


В 106 году н.э. наступает конец независимого государства. Этой победы добился римский император Троян. Римляне практически бескровно захватили царство.
Римляне перестроили Петру согласно своим представлениям о красоте и удобстве, а горожане вкусили дары цивилизации — римляне провели водопровод.  

Стоит отметить, что с водоснабжением в городе были серьёзные проблемы. За год, в суровых условиях Аравийской пустыни, выпадало не более 15 сантиметров осадков. Такого количества воды было явно не достаточно для обеспечения города. Для этого были вырублены целые каналы и водоёмы прямо в горной породе каньона. Такие меры способствовали сохранению каждой капли воды и позволяли содержать в стенах города верблюдов и выращивать урожай.

Вслед за Петрой угасли и другие набатейские города на всем протяжении «пряного» пути. Набатейцы покинули их. Они растворились в пустыне так же неожиданно, как и появились.    С 4-го века н.э. Набатея постепенно растворяется в христианской Византии и бесследно канет в Средневековье.

На века Петра спрячется от глаз человечества в самом сердце пустыни, бережно хранимая Историей для потомков.
До XIX века в Европе ходили лишь слухи о существовании загадочного города, затерянного в песках.


Из уст в уста передавались легенды, о том, что в далекой и жаркой пустыне то ли Египта, то ли Иордании существует город Селла (Петра), хранящий тайны рождения мира и несметные сокровища. Уже  исследовались древние пирамиды, храм Артемиды в Эфесе и Луксора в Египте, а о Петре ходили лишь смутные истории, больше похожие на сказку или вымысел.

Местное население пустынь Иордании ревностно охраняло свою жизнь и тайны города Петры от вторжения посторонних. Долгое время Петра считалась потерянным городом.

В современной истории Петра впервые была обнаружена в 1812 году швейцарским востоковедом Буркхардом, который обманным путем уговорил кочевников провести его к таинственному городу, запрятанному в пустыне Вади Муса.

Город, вырубленный в скалах пустыни, потряс ученых и путешественников. С тех пор это удивительное и непознанное место привлекает историков, археологов и туристов.
Попасть в долину можно  только, пройдя через ущелья на севере и юге.

Большинство городских строений Петры построены в разные эпохи и при разных правителях. В городе есть здания датированные 18 веком до н. э., а есть и более “новые”, построенные уже римлянами с 395 по 106 года до н. э. Строений, построенных уже в нашей эре, практически нет, так как город тогда уже приходил в упадок.
Самый известный памятник Петры — Эль-Хазне (Казна).


Древний водопровод, построенный римлянами, действует до сих пор. По городским каналам-артериям всё ещё бежит вода.
Местами здесь еще осталась древняя мостовая набатейских времен.

Сейчас город Петра в Иордании является одним из чудес света и входит в десятку самых посещаемых мест в мире. ЮНЕСКО внесло Петру в список шедевров культурного наследия человечества.

 

Архив Вестник К