Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Трудно быть…гением.

Трудно быть…гением.

Так легко ли быть гением? А людям, которые  их окружают? К сумасшедшим общество всегда питало немного нездоровый интерес, особенно к великим сумасшедшим. Считается, что одаренный человек, получивший способности от природы, всю жизнь беспечно наслаждается бесплатно доставшимся подарком. Но как в действительности такие люди уживались со своими творческими способностями? Легко ли быть Гением?

Гениальность: сумашествие или болезнь?


Эмпедокл, греческий ученый и философ. Эмпедокл является одним из самых известных гениев, который внес значительный вклад в науку. Еще 450 лет до рождения Иисуса Эмпедокл открыл: что свет передвигается со скоростью; что Земля имеет шарообразную форму; центробежную силу; что воздух – это субстанция; теорию эволюции; итальянскую школу медицины.
Эмпедокл верил в то, что он – бог. Для того, чтобы доказать всем скептикам свое бессмертие, Эмпедокл заявил, что он прыгнет в вулкан Этна и выпрыгнет обратно целым и невредимым. Как сказал поэт Ричард Осборн: «Великий Эмпедокл, грешная душа; прыгнул в Этна и зажарился».


Пифагор, греческий математик, чьим именем была названа теорема, которую все мы учили еще в школе, открыл для себя свою собственную религию. Однако эта религия «Pythagoreanism» была абсолютно безумной. У нее было 2 основных догмата: переселение душ; бобы – это зло. Да, не какие-то там образные, сверхъестественные бобы, а простые бобы.
Безумные директивы:
— Ни при каких условиях не ешьте бобы.
— Разглаживайте все складки на подушке/постели.
— Не спите поперек кровати.
— Не гуляйте по дороге.
— Не позволяйте ласточкам гнездиться под крышей.


Долгое время не утихали споры вокруг имени Джонатана Свифта, автора бессмертного Гулливера. И, в конце концов, медики поставили ему диагноз: Безумен! «
В подтверждение этой теории обычно приводились три доказательства. Во-первых, назначение незадолго до смерти писателя официального попечительского надзора за его делами ввиду умственной недееспособности. Во-вторых, прогрессирующая потеря памяти, неспособность узнавать даже близких друзей и знакомых. И, наконец, хлопоты по созданию первой в Ирландии психиатрической больницы, которой он завещал все свое немалое состояние и в которую, если верить злым языкам его современников, надеялся сам войти первым пациентом.

Лорд Байрон, английский поэт. Его считают вторым после Шекспира самым талантливым поэтом Англии. Еще в 14 лет Байрон опубликовал свою первую работу. Его стихотворение «Дон Жуан» остается одним из наиболее ярких в английской поэзии.
Все началось тогда, когда Байрон приехал в Кембридж, где ему немедленно приказали отправить его собаку обратно домой, так как студентам запрещалось держать питомца. Тогда Байрон решил завести животное, о запрете которого не было речи в своде правил. Он завел медведя. Это животное жило с Байроном в его комнате в общежитии. Распугивая студентов, поэт водил питомца на прогулку.
Затем у поэта появилось новое увлечение: он играл в военного адмирала. Байрон выстроил 2 небольшие каменные крепости, а в озере у него был собственный флот, состоящий из игрушечных кораблей.


Немецкий композитор Шуман страдать приступами помешательства начал в 24 года, а в 46 лет вовсе лишился рассудка. Его преследовали говорящие столы, он видел звуки, которые складывались в аккорды и музыкальные фразы.

Шведский естествоиспытатель Карл Линней, создатель единой системы растительного и животного мира, к 60 годам впал в паралитическое и бессмысленное состояние.

Английский писатель Гаррингтон, известный своим сочинением Океания, посвященным Кромвелю,  воображал, что мысли вылетают у него изо рта в виде пчел и птиц, и хватался за веник, чтобы разогнать их.

Итальянскому философу Кардано (математику, инженеру, астрологу и медику, в его честь, кстати, назван карданный вал) мерещилось, что за ним шпионят все правительства, а мясо, которое ему подавали, специально пропитывали воском и серой.

Моцарт страдал манией преследования, считая к тому же, что итальянцы хотят его отравить.

Гениальным людям, как и сумасшедшим, чужда умеренность во всем. Многие из гениев злоупотребляли и злоупотребляют спиртными напитками.

Так, Ибсен, перепив, начинал комкать и рвать все, что подвертывалось под руку, часто уничтожая только что написанное.

Ван Гог сутками рисовал, ведрами пил абсент, отрезал себе левое ухо и написал автопортрет в таком виде, а в возрасте 37 лет покончил жизнь самоубийством. После его смерти, кстати, врачами было обнародовано свыше 150 медицинских диагнозов, которые при жизни были поставлены великому живописцу.
Среди прочих тяжелых болезней эскулапы нашли у Ван Гога эпилепсию, опухоль мозга, маниакально-депрессивный психоз, шизофрению, магниевую недостаточность и даже отравление наперстянкой, которой в то время лечили психические заболевания…

«Только великие люди обладают великими недостатками» — говорил знаменитый Ларошфуко.
Жорж Санд добавляла: Вот где сидят у меня эти великие люди. Хорошо читать их жизнеописания, приятно посмотреть на них, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, но плохо иметь с ними дело. Они злы, взбалмошны, деспотичны, желчны, подозрительны.


Шопенгауэр писал: Гении не только невыносимы в жизни, но безнравственны и жестоки, им трудно иметь друзей. На высотах мысли царит одиночество.
При этом сам Шопенгауэр однажды избил одну старуху и должен был по суду платить ей всю жизнь пенсию.
Гейне писал о себе: Мое умственное возбуждение есть скорее результат болезни, чем гениальности. Чтобы хоть немного утешить страдания, я сочинял стихи. В эти ужасные ночи, обезумев от боли, бедная голова моя мечется из стороны в сторону и заставляет звенеть с жестокой веселостью бубенчики изношенного дурацкого колпака.
А заключал он размышления о гениальности и сумасшествии словами: творчество — это болезнь души, подобно тому, как жемчужина есть болезнь моллюска.


Гении необычны уже внешне своими привычками и чудачествами.


Например, Шиллер почему-то мог творить лишь тогда, когда на столе у него лежали гнилые яблоки.


Микеланджело – гений эпохи Ренессанса . Этот гений игнорировал даже самые базовые «пункты» самосохранения. Мало того, что он купался крайне редко, он практически не менял одежду, засыпая порой даже в обуви, считая, что так он сохранит вдохновение, которое  «оседает на одежде» . Как говорил помощник художника, иногда Микеланджело настолько долго не мылся, что его кожа слазила сама, как у змеи. Все его странности привели к тому, что художник начал страдать от аутизма.

Гайдн не работал без своего кольца с алмазом: он поминутно его рассматривал.


Вагнер во время сочинения очередного музыкального произведения раскладывал на стульях и другой мебели яркие куски шелка, имел обыкновение брать их в руки и теребить.

Для успешной работы над романом Золя привязывал себя к стулу.

Никола Тесла, физик и инженер. Его имя многое значит для науки, хотя и получил признание Тесла уже посмертно. Сам Роберт Ломас назвал его «человеком, который изобрел 20 век». Тесла страдал от обсессивно-компульсивного расстройства. Он боялся прикоснуться к любому предмету, на котором было хотя бы немного пыли. Кроме того, Тесла избегал всего круглого. Перед тем как войти в здание, он обязательно трижды обходил его. Если ему приходилось останавливаться в отеле, он требовал себе комнату, чей номер бы обязательно делился на три. За трапезой Тесла всегда пользовался 18 салфетками: 3 кучки по 6 салфеток.

Мюссе слагал свои стихи при свечах, в полном одиночестве, за столом, где стояло два прибора для его милой воображаемой женщины, которая должна была вот-вот прийти и разделить с ним ужин.

Шарлотта Бронте постоянно отрывалась от писания очередного романа и отправлялась чистить картофель, чтобы обдумать очередную сцену.

Дюма-сын для пробуждения вдохновения любил раз пять основательно поесть.

А Агата Кристи однажды призналась, что  сюжеты своих романов она придумывает за мытьем посуды.

Анри Матисс страдал от депрессии, бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался со звериным воплем. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение. Врачи напрасно убеждали его, что ему нечего бояться, у него нет никаких глазных болезней. Но Матисс им не верил. Перед тем как приступить к рисованию, он испытывал острое желание кого-нибудь придушить! А сам процесс творчества связывал с вырезанием у больного опухоли ножом и без наркоза.

Флобер во время работы стонал вместе с изображаемыми им героями. Плакал и смеялся, а то принимался большими шагами быстро ходить по кабинету и громко скандировать слова.


О Монтескье рассказывали, что на полу у стола, где он занимался, можно было заметить углубления от постоянного подёргивания их ног.

Английский писатель Гоутон, занимаясь литературной работой, одновременно орудовал ножом или ножницами. За время писательских бдений он обстругал не один письменный стол, изрезал несколько кресел, а однажды исполосовал подвернувшееся под руку любимое платье жены.


Великим мыслителям наравне с помешанными свойственны постоянное переполнение мозга кровью (гипперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к холоду.


Например, Бальзак писал свои романы, стоя босыми ногами на студеном каменном полу. Руссо заставлял свой мозг работать интенсивнее, стоя на солнцепеке с непокрытой головой.


Шиллер, работая над своими произведениями, всегда держал ноги в холодной воде.


Эдгар По
мог сидеть часами за письменным столом и молча смотреть на лежащий перед ним лист чистой бумаги.


Примерно также поступал Метерлинк — автор философской пьесы-притчи «Синяя птица». Каждое утро он отсиживал за письменным столом три часа, даже если ни одна мысль не приходила в голову.


Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов, и если заканчивала роман в 10.30, то тут же начинала новый, над которым работала полчаса.


Французский баснописец Лафонтен, когда находило вдохновение, часами метался по улицам, не замечая прохожих, с удивлением наблюдавших, как он жестикулирует, топает ногами, во весь голос, выкрикивая рождающиеся строки.


Бернард Шоу, уже в преклонном возрасте, надевал резиновые ботинки, застегивал на все пуговицы подбитый байкой плащ и, обращаясь к домочадцам, говорил: Иду писать пьесу! И отправлялся на рынок, где было очень оживленно. Часто его видели в пригородных поездах с блокнотом в руках, быстро набрасывающим строку за строкой.


Шуберт, проживший всего 31 год, любимые свои произведения, прежде чем обнародовать, обязательно должен был сыграть… на гребенке.


Дюма-отец писал только на особых квадратных листах. Если такой бумаги не оказывалось или она кончалась, он прекращал работу.


Анатоль Франс, наоборот, никогда не запасал бумагу и писал на чем попало: на старых письмах, конвертах, пригласительных билетах, даже визитных карточках.


Рассеянность и забывчивость некоторых гениев просто удивительны.


Конечно, объясняются они особой сосредоточенностью на творчестве, когда все постороннее словно перестает существовать.


Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей.


Гоголь и Гете не замечали смертельной опасности во время своей работы.


Однажды Ампер, уходя из своей квартиры, написал мелом у себя на дверях: Ампер будет дома только вечером. Но вернулся домой еще днем. Прочитал надпись на своих дверях и ушел обратно, так как забыл, что он сам и есть Ампер. Он же постоянно сморкался в тряпку, которой стирал мел во время лекций, и, намазанный мелом, возбуждал веселость студентов.


Великий Ньютон как-то принимал гостей и, желая их угостить, отправился в свой кабинет за вином. Гости ждут, а хозяин не возвращается. Оказалось, войдя в рабочую комнату, Ньютон так глубоко задумался над своим очередным трудом, что совершенно позабыл о друзьях.
Известен также случай, когда Ньютон, задумав сварить яйцо, взял часы, заметил время и через пару минут обнаружил, что в руке держит яйцо, а варит часы.
Когда Ньютон писал свои Принципы, то, поглощенный своими мыслями, забывал одеваться и есть. Однажды он пообедал, но не заметил этого. И когда пошел по ошибке обедать в другой раз, то очень удивился, что кто-то съел его кушанья. В другой раз рассеянность обошлась ученому очень дорого. Как-то, уходя из дома, он забыл погасить свечу на столе, и все его рукописи — плоды многолетних упорных трудов — сгорели в пожаре. От этого рассудок великого физика помутился на несколько месяцев.


Другой знаменитый физик Эйнштейн, встретив своего друга и, поглощенный мыслями, сказал: Приходите ко мне вечером. У меня будет и профессор Стимсон. Его друг, озадаченный, возразил: Но ведь я и есть Стимсон! Эйнштейн на это ответил: Это не имеет значения, все равно приходите!


 Отец русской авиации Жуковский однажды, проговорив целый вечер с друзьями в собственной гостиной, вдруг поднялся, ища свою шляпу, и начал торопливо прощаться, бормоча: Однако я засиделся у вас, пора домой!


Величайшие идеи мыслителей рождаются внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанного. По мнению психиатров, не подлежит сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Исследователи творчества гениев утверждают, что они, как правило, были плохими учениками и студентами.


Так, Либих лишь по протекции Гумбольдта попал в профессора.


Также и Гоголь получил кафедру. Ко всему прочему Гоголь был аттестован в школе как тупица и шалопай.


Пушкин очень слабо успевал в Лицее и плакал на уроках арифметики.


Лев Толстой на экзаменах в университете нахватал единиц.


Чехов два раза в гимназии оставался на второй год.

Так легко ли быть Гением? А как себя чувствуют близние люди, окружающие Гения?


 

Архив Вестник К