Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Рыцарь ордена улыбки

Рыцарь ордена улыбки

Котёночкин Вячеслав Михайлович

Режиссёр, художник, аниматор

Заслуженный деятель искусств

Народный артист России (1987)
Лауреат Государственной премии СССР (1988)
Награждён орденом Дружбы (1996)
Призы:
1963 – «Следы на асфальте» (приз на IV МКФ в Будапеште, Венгрия-67);
1971 – «Ну, погоди!» (4 вып.) (приз на ХХVIII МКФ спортивных фильмов в Кортина-д-Ампеццо, Италия-72)

 

родился в 1927 г., в Москве. Одно из самых ярких воспоминаний его детства – новогодняя ёлка в Колонном зале, где показывали мультфильмы. Тогда он увидел их впервые. Нельзя сказать, что в тот же миг он принял решение посвятить свою жизнь анимации, но след в душе это событие оставило. 

Котёночкин рано остался без отца – отец его умер от туберкулёза перед самой войной. 
Как и многие мальчишки, Слава мечтал оказаться на фронте, и поступил в артиллерийское училище. Там он приобрёл военную специальность, и друзей на всю жизнь. А ещё научился играть на маленькой трубе под названием «корнет-а-пистон». 

Война закончилась раньше, чем закончилась учёба в училище. Надо было устраивать свою жизнь. И тут произошла встреча, которая определила судьбу будущего аниматора. Котёночкин познакомился с выдающимся мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав о том, что его новый знакомый когда-то занимался в изостудии при Дворце пионеров и немного рисует, посоветовал ему попытаться поступить на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм».

Курсы художников-одушевителей на киностудии «Союзмультфильм», были организованы в 1946-47 гг. из-за необходимости пополнения жалкого штата мультипликаторов. 

Среди курсантов оказался «…долговязый, стриженный под «нулевой ежичек», в тюбетейке на остроносой голове молодой Бабы-Яги, длиннорукий парень с нахально-голубым взором из под густых бровей». Так описывает его Е.Мигунов по впечатлениям от встречи на курсах «Союзмультфильма», куда будущий знаменитый мультипликатор отправился в 1946 г., круто переменив свои жизненные планы. Не слишком хорошо рисующий, Слава обладал хваткостью, способностью подражания, даже некоего пародирования способов анимации, построения мизансцен и синхронизации движения с музыкальным мотором. 

Конкурс был огромный, но Котёночкину повезло, его приняли, и, что самое главное, он закончил эти курсы. Не всем принятым художникам это удалось – слишком специфическая это профессия – художник-мультипликатор. Кроме того, что надо отлично рисовать, надо чувствовать движение, обладать актёрским талантом, быть музыкальным…

Некоторое время он работал «негром» у корифея Бориса Петровича Дежкина, делал второстепенную работу по одушевлению сцен, завершая замысленные Дежкиным схемы построения сцен и методику работы. В своих попытках проявиться в музыкально-танцевальных сценах он, подходя к организации сцены так же широко и продуманно, как Дежкин, был. пожалуй, из-за ученической робости в чем-то скромней и мягче. Сцены его выглядели «человечней» и менее схематичными. А уж виртуальные «размельчения» (например, сделанная им позже сценка игры Гурвинека на скрипке и тубе-геликоне), пожалуй, могут стать на один уровень с лучшими достижениями мировой анимации. 
Ритмическое чутье и мелодическое осмысление «необходимостей» движения, слитно с музыкальным сопровождением, позволило ему стать любимцем многих режиссеров, гарантом успеха и смачности впечатления от картин в которых он участвовал.В их числе были мастера мультипликации А.Иванов, И. Иванов-Вано, Д.Бабиченко, Л.Амальрик, В.Полковников, Л.Атаманов и многие другие.
Он был достаточно шустрым и в жизни. Имел успех у девиц и женщин. Как и весь бравый коллектив студии, умел и любил выпить. И даже, вывалиться на ходу из такси (впрочем, без вреда для себя). 

Везде был своим человеком. Юмора у него хватало доступного для всех. Но иногда проскальзывала в нем тоска от наигранной веселости друзей. На секунду показавшись другим, возвышенным, он опять опускался до матершинного панибратства. Но, вскоре, опять вздыхал…

В начале 1960-х годов Котёночкин пробует себя в качестве режиссёра. Дебют был удачным – один из первых его фильмов – «Следы на асфальте», получает серебряную медаль на фестивале в Будапеште.

А в 1968 году выходит первая серия «Ну, погоди!». Ни до, ни после ни один отечественный мультфильм не имел такого оглушительного успеха у зрителя. Мешками приходили письма, проводилось бесчисленное количество творческих встреч во всех уголках страны. Зрители просили продолжения. И фильм, который изначально не планировался как сериал, стал самым длинным мультсериалом советских времён.
Для этого режиссер и собрал творческий коллектив, кстати сказать, замечательный. Но не целиком такой, какой хотелось. Вмешалась цензура, худсовет запретил озвучивание роли Волка В.Высоцким. Одиозная, видите ли, фигура. Так что «заслуженным Волком СССР» стал А.Папанов, а Зайцем – К.Румянова. Упрямый режиссер, правда, нашел способ ввести голос Высоцкого в сюжет. Помните, там звучит его песня из кинофильма «Вертикаль»? Котеночкин вообще сам лично подбирал шлягеры для фильма, а иногда приглашал композиторов – Г. Гладкова, А.Зацепина, В.Мигулю.

Несколько раз Вячеслав Котеночкин хотел закончить «Ну, погоди!», но возвращался вновь к работе над этим мультфильмом. Сериалы были нормой во всем мире, но не в СССР. Второй фильм уже стал нонсенсом, а третий породил анекдоты: «Ха-ха-ха, давай 200 серий делать!» А что «ха-ха-ха»? Пошли письма, требования снимать дальше. Как-то Котеночкин выступал в телепередаче «Будильник» и предложил зрителям придумать развитие сюжета: вот Заяц спускается по перилам, а внизу стоит Волк с мешком. На «Союзмультфильм» с почты понесли мешки писем! И даже после смерти А.Папанова нашлись записи с его голосом, черновые наброски – и по этому материалу был составлен сценарий для двух серий.

Серия фильмов “Ну, погоди!” принесла В.Котёночкину славу не только в СССР, но и практически во всех соцстранах. 

Не секрет, что именитые режиссеры называли «Ну, погоди!» ширпотребом, низкопробным кино. Но лицо Котеночкину этого не говорили. Но он сам не являлся поклонником авторского, фестивального кино, называл его выпендрежем. Никогда не делал фильмов с фигой в кармане. Он читал сценарии, даже не пытаясь уловить каких-то подтекстов, намеков. Он и «Ну, погоди!» снимал на заданную тему: не обижай маленького, иначе сам попадешь в глупую ситуацию. Чего потом только не читали про эти мультфильмы! Кто-то выяснял половую принадлежность Зайца, намекал на «голубую» тему: почему Волк ему дарит цветы? Другие писали, что Заяц — интеллигент, а Волк — работяга. Друзья, это обычный детский фильм! И так счастливо сложилось, что он понравился и взрослым. Вероятно, они разглядели в Волке типичного парня с улицы. Это был целый социальный пласт 1970-х. Естественно, Волк не с луны свалился. Он был узнаваемым персонажем и не только в нашем микрорайоне, но и во всем соцлагере. Вот для западного зрителя «Ну, погоди!» так же непонятен, как фильмы Гайдая. Ждать от американца, что он будет смеяться над «Кавказской пленницей», бесполезно. 

Котеночкин увидел «Тома и Джерри», когда сын купил видеомагнитофон, году в 1987-м. Раньше он видел лишь несколько фильмов Диснея, которые хранились на «Союзмультфильме» в очень плохом качестве. А Диснея он боготворил. В 1975 году Котеночкин побывал на его студии и был представлен Фрэнку Томасу. Этот великий аниматор входил в ближайшее окружение Диснея, известное как «девять стариков». Котеночкин, естественно, даже не слышал эту фамилию. Томас поинтересовался: «Какой ваш любимый фильм?» Слава назвал «Бэмби». «О, я работал на «Бэмби»! А какие ваши любимые сцены?» Он перечислил энное количество сцен, в том числе свою любимую, когда Скунс с подругой уходит в цветочки, оборачивается и сконфуженно пожимает плечами. Томас сказал: «Вы, наверное, специально готовились к встрече со мной, потому что перечислили все мои сцены!» Тут же — «мир, дружба, жвачка», хотя ни к какой встрече Котеночкин не готовился и понятия не имел, кто такой Фрэнк Томас. Так что у нашего Зайца уши диснеевские. А «Том и Джерри» здесь ни при чем.

Параллельно с «Ну, погоди!» Котёночкин создал ещё несколько замечательных фильмов. Персонажам одного из них – «Котёнок с улицы Лизюкова» даже установлен памятник. В Воронеже, на улице Лизюкова – там, где разворачиваются события фильма.

Глядя на фильмографию Котёночкина поражаешься – как много успел сделать этот человек! И сколько улыбок он подарил нескольким поколениям зрителей.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В АПРЕЛЬ» (1962)
«МЫ ТАКИЕ МАСТЕРА» (1963)
«СЛЕДЫ НА АСФАЛЬТЕ» (1964)
«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА» (1965)
«МЕЖА» (1967)
«ПРОРОКИ И УРОКИ» (1967)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 1)» (1969)
«ФАЛЬШИВАЯ НОТА» (1969)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 2)» (1970)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 3)» (1971)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 4)» (1971)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 5)» (1972)
«ПЕСНЯ О ЮНОМ БАРАБАНЩИКЕ» (1972)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 6)» (1973)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 7)» (1973)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 8)» (1974)
«НА ЛЕСНОЙ ТРОПЕ» (1975)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 9)» (1976)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 10)» (1976)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 11)» (1977)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 12)» (1978)
«КТО ПОЛУЧИТ ПРИЗ» (1979)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 13)» (1980)
«ОН ПОПАЛСЯ!» (1981)
«СТАРАЯ ПЛАСТИНКА» (1982)
«ПОПАЛСЯ, КОТОРЫЙ КУСАЛСЯ» (1983)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 14)» (1984)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 15)» (1985)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 16)» (1986)
«КОТЕНОК С УЛИЦЫ ЛИЗЮКОВА» (1988)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 17)» (1993)
«НУ, ПОГОДИ! (Выпуск 18)» (1993)

Вячеслав Ктёночкин мечтал когда-нибудь создать большой, полнометражный фильм, и в конце 1980-х, начале 1990-х годов началась работа над «Русланом и Людмилой». Совместно с замечательным художником Геннадием Новожиловым была проделана огромная подготовительная работа. Но времена были тяжёлые, и проект не состоялся. Жаль. 

В последние годы, несмотря на тяжёлую болезнь, Вячеслав Котёночкин продолжал много работать. Он был президентом студии “Союзмультфильм” и детского анимационного фестиваля “Золотая рыбка”. В 1999 году вышла книга его воспоминаний “Ну, Котеночкин, погоди!”.

1990-е годы стали роковыми для большинства художников старшего поколения. Нельзя сказать, что Котеночкин был обижен. Часто давал интервью, ездил на встречи, его приглашали на фестивали «Крок» и в Суздаль. Потом, когда здоровья не стало, он сник. Оззи Осборн как-то сказал: «Жизнь — такая странная штука: как только начинаешь о ней что-нибудь понимать, она тут же заканчивается». Наверное, у Котеночкина было такое же ощущение. Последний год он почти не вставал с кровати и все время смотрел телевизор. И так получилось, что весь этот год по всем каналам крутили «Ну, погоди!». Сын все время заставал его за просмотром. Наверняка у него прокручивалась в памяти вся жизнь. Друзья, люди, фильмы…

За свою работу в кино Вячеслав Михайлович Котеночкин получил немало престижных наград и титулов, но, пожалуй, самым дорогим был для него Орден Улыбки, которого мастер рисованной комедии удостоился в Польше. Это редкое звание Кавалера Ордена Улыбки как-то особенно соответствует и характеру, и творчеству, и даже ласково-шутливой фамилии Котеночкина, исповедовавшего и в жизни и на экране идеалы доброты и человечности. Таким Вячеслав Михайлович и останется в нашей памяти. 

Показывайте детям и смотрите сами мультфильмы Вячеслава Котеночкина – они несут доброту и радость!





 

Архив Вестник К