Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Общество » Сегодня Виктору Цою могло бы исполниться 50

Сегодня Виктору Цою могло бы исполниться 50

Лидеру группы «Кино» Виктору Цою 21 июня 2012 года исполнилось бы 50 лет. Он был не просто рок-звездой — он стал символом целого поколения. Его песня «Мы ждем перемен» была гимном молодежи конца 80-х. Хотя Виктора Цоя не стало более 20 лет назад, но в сердцах поклонников он навсегда остался молодым, дерзким и ни на кого не похожим.

24 июня 1990 года. Последний герой советской страны выступает в Лужниках. Продано 40 тысяч билетов, но народу тысяч на 20 больше. Это начало киномании и самый последний концерт Виктора Цоя. Ему 28, а вовсе не 50, и таким он остался на черно-белых слегка мутных снимках. Фотограф Сергей Берменьев опоздал на концерт, но после в футбольной раздевалке полчаса он всего одним объективом в темном помещении снимал Цоя, и сегодня эти последние фотографии звезды заняли целую улицу в Петербурге.

Ни малейшего чванства! Немного усталый, но довольный после концерта Цой. Задумчивый и очень серьезный, смеющийся. Вот он по-детски прикрывает рот рукой — вырвалось нецензурное словечко. И надпись помадой прямо на снимке — это не кощунство. Это манифест! Весь Петербург до сих пор в традиционных надписях «Цой жив». И на Богословском кладбище, где похоронен музыкант, кажется, что это правда. Поклонники, которые и родились-то уже в 90-е, знают: он не умер, он просто вышел покурить. И они приходят навестить Цоя каждый день.

Он всегда казался немного замкнутым. «Художник», — думали родители. Он и правда был художником — учился в Серовском училище, да и позже кисти и краски не забросил. В мастерской Сергея Бугаева «Африки», бывшего участника группы «Кино», до сих пор хранится картина — яркие краски и Гагарин, машущий из ракеты. Очень цоевский символ!

Но самое важное Цой говорил в своих песнях: главное — быть честным. За эту честность и правду приходилось отвечать всем участникам его группы. «Меня любили арестовывать после концерта. Цой врывался и кричал: «Отпустите ударника!» Ему говорили: «А ты знаешь, с кем разговариваешь? Мы тебя самого арестуем». Никто не дрался, но я чувствовал, что мы вместе, мы – группа», — вспоминает Сергей Бугаев.

В знаменитом ленинградском рок-клубе популярность Цоя росла стихийно. Редкие кадры запечатлели момент, когда сотрудники КГБ отключили на концерте звук. Публика музыкантов не отпускает, а они и не собираются уходить.

Чтобы его не привлекли по статье «Тунеядство» — рок-музыка работой не считалась, — Виктор Цой трудился в кочегарке, что только добавляло ему любви поклонников. Но он оставался замкнутым. Режиссеру Алексею Учителю, снимавшему тогда фильм «Рок», пришлось заключить с Цоем настоящую сделку: он ставит камеру и не задает вопросов, а Цой отсматривает материал и выносит вердикт. «Увидели тогда массу интересного, потом к нам пришли ребята, устроили что-то типа худсовета. Уже выходя, Цой буркнул: нормально. Это был для меня пропуск в этот мир», — вспоминает кинорежиссер.

Что было бы, если бы он был жив? Стал бы признанным поэтом? Снимался бы в кино? Уехал бы в Корею или Японию, где в 90-е тоже началась настоящая «киномания»? Ответа на этот вопрос нет! Ему не 50, а 28, и иначе быть не могло. И вообще: он не умирал. Цой всегда жив!

Но поклонники знают: он не умер, он просто вышел покурить…

 


 

Архив Вестник К