Ничего не происходит в бизнесе, пока кто-то не примет решение. В наши дни, когда рынок развивается с невероятной скоростью, своевременное принятие решений имеет решающее значение. Решение, которое принималось вчера, сегодня может быть уже неправильным решением.
Однако процесс принятия решений совсем не прост, потому что каждый, включая экспертов, имеет свое собственное представление о том, как принять правильное решение.
Есть 7 основных типов принятия решений. Они построены таким образом, чтобы вовлечение сотрудников в процесс принятия решения постепенно возрастало, а контроль с вашей стороны постепенно уменьшался.
1. Решите и объявите о своем решении
Этот метод заключается в том, что вы сами рассматриваете возможные варианты с точки зрения целей, приоритетов, сроков, а затем самовольно выносите решение и сообщаете об этом своей команде. Такой подход, скорее всего, приведет к демотивации опытных команд, но может оправдать себя в тех случаях, когда надо действовать быстро и решительно.
Не стоит использовать этот метод без крайней необходимости, иначе это приведет к тому, что сотрудники компании будут чувствовать себя недооцененными, и производительность может снизится до такой степени, что любой стартап будет не конкурентоспособным.
2. Решите, а затем объясните другим
Другой вариант — принять решение, а затем объяснить команде, компании и клиентам, почему было принято такое решение и какую выгоду оно сулит.
В этом случае решение становится частью процесса обучения команды, и уверенность команды в вас увеличивается, а не уменьшается.
3. Решите и предложите обсудить
Представить решение и пригласить членов команды обсудить основные моменты — это еще один способ. Команда задает интересующие их вопросы и высказывает свои опасения, если они возникли. Таким образом члены команды чувствуют себя значимыми и вовлеченными в работу.
4. Предложите решение и согласуйте его с другими
Взяв на вооружение этот метод, вы также можете обсудить и рассмотреть предварительное решение вместе со своей командой. Пусть каждый выскажет свое мнение, прежде чем вы примите окончательное решение. Таким образом, члены команды оказывают реальное влияние на принятие решения и чувствуют, что их вклад был оценен.
5. Не решайте, а порекомендуйте
Признаком еще бо̀льшего доверия своей команде будет представление ей возможных вариантов решения и предложение членам команды выдвинуть свои собственные идеи и дополнительные варианты, а также обсудить с ними возможные последствия различных вариантов. Этот метод является очень мотивирующим для членов команды, т.к. они непосредственно вовлечены в процесс принятия решения и чувствуют себя значимыми и влиятельными.
6. Объясните ситуацию и попросите команду принять решение
Этот метод делегирует, т.е. перекладывает право принятия решений на команду, возможно, с некоторыми ограничениями. При этом вы можете участвовать или не участвовать в принятии решения, на ваше усмотрение. Решение зависит от команды. Здесь очень важно, чтобы команда была опытной и могла справиться с серьезной ответственностью.
7. Попросите команду изучить ситуацию и принять решение
При таком подходе члены команды сами анализируют ситуацию, разрабатывают возможные варианты ее развития, а затем определяют предпочтительный курс действий. Вы соглашаетесь поддержать их решение и беретесь за его осуществление. Этот метод выводит вашу команду на самый высокий стратегический уровень принятия решений – все вопросы они решают абсолютно самостоятельно.