В XIX веке европейцы разграбили императорский дворец в Пекине. Китайцы считают это одним из самых унизительных событий в своей истории
Посетители фотографируют бронзовые головы крысы и кролика в Национальном музее Китая. Экспонаты были вывезены из Китая и возвращены обратно французским миллиардером Франсуа Пино
По оценкам правительства Китая, с 1840 года из страны вывезли более 10 миллионов предметов искусства и антиквариата; большинство из них были похищены во время так называемого «столетия унижения» — периода с 1840 по 1949 год, когда на территорию Китая неоднократно вторгались иностранные армии.
Самые ценные предметы искусства были вывезены после разграбления Старого Летнего дворца в Пекине, служившего резиденцией императоров. В 1860 году дворец захватили британская и французская армии, вошедшие в Пекин в ходе Второй опиумной войны. Европейцы вынесли из дворца все ценности, после чего сожгли его. Большинство похищенных из Старого Летнего дворца предметов искусства были отправлены в Европу; они осели в частных коллекциях или достались монархам в качестве трофеев.
Китайцы не стали восстанавливать Старый Летний дворец. Он остался в руинах — как символ национального унижения. Не менее унизительной в Китае считают демонстрацию предметов искусства из дворца в европейских музеях.
«Это само по себе выглядит воровством. Они просто бездумно хвастаются [этими предметами]», — заявил GQ исследователь Лю Ян, составивший полный каталог похищенных из Старого Летнего дворца ценностей.
«Я знаю, что мы не вернем все при моей жизни. Но мы не сдадимся, неважно, какие усилия придется приложить», — говорит Лю Ян.
За последние годы произошла серия краж из европейских музеев. Воры уносят только предметы китайского искусства
В 2010 году банда воров подожгла несколько машин в Стокгольме в качестве отвлекающего маневра и ограбила китайский павильон в музее королевского дворца Дроттнингхольм. Вскоре ограбления произошли в ряде других европейских музеев, включая музеи Даремского и Кембриджского университетов в Великобритании, дворец Фонтенбло во Франции и музей KODE в Норвегии; последний ограбили дважды с перерывом в три года, похитив из него в общей сложности 78 экспонатов.
Во всех случаях воры крали только предметы искусства и антиквариат из Китая, чаще всего в прошлом вывезенные европейскими армиями. Большинство украденных экспонатов так и не нашли, несмотря на то, что они хорошо известны и задокументированы, что усложнило бы их продажу на черном рынке.
Кто был заказчиком ограблений, до сих пор неизвестно. Норвежская полиция нашла зацепку, выяснив, что один из украденных при первом взломе KODE экспонатов выставлен в аэропорту Шанхая. Но власти Норвегии отказались принимать меры, опасаясь испортить взаимоотношения с Китаем.
«Если мы говорим, что предмет в Китае, они отвечают: „Докажите“», — рассказал GQ Кеннет Дидриксен, глава подразделения полиции Норвегии по расследованию преступлений в сфере искусства.
После второго ограбления KODE китайский миллиардер Хуан Нубо пожертвовал музею 1,6 миллиона долларов — по его словам, на обновление системы безопасности. Вскоре KODE передал на постоянную экспозицию в Пекинский университет семь мраморных колонн из Старого Летнего дворца. Нубо отрицает связь между пожертвованием и возвратом ценностей; при этом он заявил китайской газете China Daily, что демонстрация колонн в Европе «была позором [для страны]».
Среди китайских бизнесменов стало модно возвращать похищенные европейцами предметы искусства. Они готовы покупать их за миллионы долларов
Хуан Нубо не единственный китайский бизнесмен, который готов тратить миллионы долларов на возврат вывезенных из страны предметов искусства. Если в 2000 году на Китай приходился 1% мирового арт-рынка, то в 2014 году эта доля выросла до 27%; при этом интерес китайских коллекционеров вызывают в том числе не самые заметные предметы национального искусства.
В 2010 году при продаже на аукционе в Лондоне китайской вазы стартовая цена 800 тысяч долларов за полчаса достигла 69,5 миллионов — несмотря на неясное происхождение лота. Покупателем вазы предположительно выступил китайский бизнесмен, чье имя не называется.
«Возвращение вывезенных из страны предметов искусства стало модой среди элиты», — заявил China Daily Чжао Сю, глава аукционного дома конгломерата China Poly Group.
Контролируемая государством China Poly Group, чьи активы оцениваются в 139 миллиардов долларов, — один из крупнейших игроков на китайском арт-рынке. В частности, она пытается вернуть на родину все 12 бронзовых голов животных, украшавших фонтан в Старом Летнем дворце и вывезенных европейцами. Эти головы считаются одними из самых ценных предметов, похищенных из дворца. На данный момент из 12 голов Китай вернул семь (четыре из них принадлежат China Poly Group), местонахождение остальных остается неизвестным.
«Мы можем использовать много способов вернуть головы, аукционы — лишь один из них», — заявил GQ Цзян Инчун, глава компании Poly Culture, управляющей коллекцией предметов искусства и антиквариата China Poly Group.
«Мы не можем игнорировать факт, что ценности были вывезены нелегально, даже если их бережно сохранили. Если вы украли моего ребенка и хорошо о нем заботились, это не искупает ваше преступление», — считает он.