Новые изобретения всегда с боем пробивали себе дорогу. В 1916 году британский фельдмаршал Дуглас Хейг раскритиковал в пух и прах танки: «Предложение заменить кавалерию железными повозками абсурдно и попахивает государственной изменой». Даже Наполеон не доверял технике, прокомментировав новости о пароходе Фултона: «Вы собираетесь разжечь костер под палубой корабля и этим заставить его плыть против течений и ветров? Извините, но у меня нет времени на подобную чушь»…
В 1895 году один из величайших физиков, президент Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе Уильям Томсон (лорд Кельвин) заявил: «Летательные аппараты тяжелее воздуха невозможны». Заявление на тот момент выглядело вполне разумным. Действительно, даже бумеранги, в конце концов, падают.
«Полет на машине тяжелее воздуха представляется непрактичным, неважным и попросту невозможным». – Саймон Ньюкомб. Всего через 18 месяцев братья Райт совершили первый в истории пилотируемый полет.
Томас Эдисон тоже считал, что для перемещения по воздуху нужно искать другие способы. Привычные убеждения и житейский опыт людей иногда приземляют полет их абстрактного мышления. Хорошо, что братья Райт не обращали внимания на высказывания авторитетных лиц и продолжали предпринимать абсурдные попытки изобретения самолета.
«Никогда не будет построен самолет большего размера».- инженер Боинга 247, самолета со сдвоенным двигателем, в котором помещалось 12 человек.
«Поместить человека в многоступенчатую ракету, переместить в гравитационное поле Луны, где пассажиры смогут делать научные наблюдения, сесть на Луну, а затем вернуться на Землю — всё это представляет собой дикий сон, достойный Жюля Верна. Я смело могу сказать, что такие антропогенные рейсы никогда не будут происходить, независимо ни от каких будущих достижений». – Ли де Форест, американский изобретатель вакуумной трубы, 1926 г.
«Ракета никогда не сможет покинуть атмосферу Земли». – New York Times, 1936 г.
«Забавы с переменным током – пустая трата времени. Никто не будет им пользоваться. Никогда». – Томас Эдисон, американский изобретатель, 1889 г.
«Когда закроется парижская выставка (1878 г.), электрический свет уйдет вместе с ней и никогда больше не появится». – Профессор Оксфорда Эразм Уилсон.
В 1897 году Кельвин отметил, что у радио нет никаких перспектив. В 1878 году компания «Western Union» распространила среди сотрудников меморандум, где говорилось: «Так называемый «телефон» имеет слишком много недостатков и не может рассматриваться в качестве эффективного средства связи. Для нашей фирмы он не представляет никакого интереса».
Тогда же главный инженер Британского почтамта сэр Уильям Прис снисходительно заметил, что «в США телефон нужен, а нам – нет, поскольку у нас полно рассыльных мальчишек». Как видим, люди, хоть даже и образованные, не всегда могут адекватно оценить потенциал новых открытий.
«Беспроводной музыкальный ящик не имеет коммерческой ценности. Кому захочется платить за сообщения, посланные всем сразу и никому конкретно?» — партнеры Дэвида Сарноффа на вопрос об инвестировании радио, 1921 г.
«Ли де Форест заявил во многих газетах, что в скором времени станет возможным перенести человеческий голос через Атлантический океан. Послушав эти абсурдные и намеренно ложные утверждения люди купили акции в его компании..» — федеральный прокурор США, обвиняющий изобретателя Ли де Фореста в том, что тот обманным путем продавал акции для своей компании.
«Нет ни единого шанса в том, что космические спутники связи смогут улучшить работу телефонов, телеграфов, телевидения или радио в США». – Т. Кравен, член Федеральной комиссии связи, 1961 г. (первый спутник связи был запущен в 1965 году).
В начале XX века Французская Академия предупреждала об экологической катастрофе, к которой неизбежно должно привести накопление конского навоза, связанное с развитием гужевого транспорта в Париже. Пугающие предсказания были и в Лондоне: «количество лошадей увеличивается с такой скоростью, что вскоре жители столицы будут ходить по колено в конском навозе». «Лошадиные» прорицатели попросту не были способны заметить огромный потенциал безлошадного транспорта – автомобилей, трамваев и метро.
В конце XIX века авторитетный журнал «Literary Digest» выразил мнение: «Пока что «безлошадные повозки» считаются предметом роскоши. Цена на них будет, безусловно, падать, однако даже в самом отдаленном будущем они не станут столь же распространенными, как, например, велосипеды». Однако Генри Форд, поставив производство автомобилей на конвейер, очень быстро превратил их из роскоши в средство передвижения.
Когда в 1909 году юрист Генри Форда решил стать совладельцем автомобильной компании своего знаменитого клиента, президент Мичиганского сберегательного банка отговаривал его: «Не делайте этого. Лошади будут всегда, а автомобили – всего лишь временная причуда».
Консервативные люди цепляются за старое и отказываются видеть перспективы нового. Железные дороги на заре своего появления тоже были не в почете. В 1864 году кайзер Вильгельм I придумал очень удачный, как ему тогда казалось, аргумент против паровозов: «Никто не станет платить деньги, чтобы добраться из Берлина в Потсдам за один час, потому что он может сделать то же самое на лошади за один день, притом совершенно бесплатно». То ли железнодорожные переезды были в то время слишком дороги, то ли кайзер был слишком скуп, то ли путешествия на лошадях доставляли ему огромное удовольствие.
А доктор естественных наук Университетского колледжа Лондона Дионис Ларде утверждал: «Железнодорожные путешествия на высокой скорости невозможны, поскольку пассажиры не смогут дышать разреженным воздухом и умрут от удушья». Как говорится, теория без практики мертва.
«Железнодорожные вагоны разгоняются до огромной скорости в 24 км/ч двигателями, которые в добавок к тому, что ставят в опасность жизнь пассажиров, с грохотом проносятся по сельской местности, поджигая поля и пугая скот, женщин и детей. Думаю, Всевышний никогда не хотел, чтобы люди ездили на такой сумасшедшей скорости». – Мартин ванн Бюрер, губернатор Нью-Йорка.
«Что касается подводных лодок, то все, что я могу себе представить, это то, как их экипажи гибнут от удушья». – Герберт Уэльс, британский романист, 1901 г.
Появление телевидения вполне естественно сопровождалось мрачными пророчествами. Ведущая образовательных радиопередач Мэри Сомервиль считала, что у телевидения нет будущего, поскольку оно – лишь череда ярких вспышек. — «Это ваше телевидение — затея-однодневка. Оно долго не проживет».
А продюсер компании «20 th Century Fox» Дэррил Занук полагал: «Телевидение долго не протянет, потому что людям быстро надоест каждый вечер пялиться в деревянный ящик».
Иногда люди слишком обольщаются, преувеличивая возможности человеческого ума и недооценивая неисчерпаемость природы. Так, Чарльз Дуэлл, заведовавший Федеральным патентным бюро, в 1890 предложил закрыть это учреждение, считая, что всё уже придумано и изобретать больше нечего. В 1929 году профессор Йельского университета Ирвинг Фишер утверждал: «Акции достигли уровня, который гарантирует стабильность». Это он заявил накануне всемирного экономического кризиса.
Иногда новое кажется невероятным, поэтому в него отказываются верить. 3-й президент США Томас Джефферсон на сообщение о падении нескольких метеоритов ответил: «Я скорее поверю в то, что эти профессора врут, чем в то, что камни могут падать с неба!». А тот же лорд Кельвин, услышав об открытии проникающих Х-лучей, сказал: «Скоро выяснится, что рентгеновские лучи – мистификация».
«Нет никаких причин для использования компьютера дома». – Кен Олсен, президент, заседатель и основатель Digital Equipment Corporation, производитель больших компьютеров вычислительного центра, выступал против персональных компьютеров в 1977 г.
В 1943 году президент компании IBM Том Уотсон-старший заявил: «Думаю, что во всем мире есть спрос примерно на пять вычислительных машин» (компьютеров тех времен). Похоже, что он был прав, ибо в то время компьютер был размером с вагон и на такие компьютеры спрос действительно был невелик.
Научный журнал «Popular Mechanics» в 1949 году о компьютерах написал следующее: «Вычислительная машина ENIAC весит 30 тонн, а ее начинка состоит из 18000 электронных ламп. Между тем компьютеры будущего должны весить лишь 1,5 тонны и вмещать в себя только 1000 ламп». Такие прогнозы неудивительны, ведь в то время люди и подумать не могли о появлении интегральных микросхем.
«Мы никогда не создадим 32-битовую систему». – Билл Гейтс
«Потенциальный мировой рынок копировальных аппаратов вместит не более 5000 единиц». — IBM основателям компании Xerox, 1959 г.
«Домашнее копирование убьет музыку». – кампания 1980х гг, заявляющая, что люди, записывающие музыку на кассеты с радио, уничтожат музыкальную индустрию.
Атомная энергия тоже не пользовалась доверием известных людей. Эрнест Резерфорд, впервые осуществив деление атомного ядра, сказал: «Получение энергии подобным образом – затея бесперспективная. Любой, кто планирует делать это, строит несбыточные фантазии».
В 1932 году великий Эйнштейн высказался в том же духе: «Нет ни одного малейшего признака того, что контролируемый распад атомного ядра будет когда-либо доступен».
Уинстон Черчилль в 1939 году дал оценку военному потенциалу атомной реакции: «Эта энергия может быть сравнима по эффективности с обычной взрывчаткой, но она вряд ли произведет более серьезные разрушения». В 1945 году пятизвездочный адмирал Уильям Лихи уверял президента Трумэна: «Это будет самая глупая вещь, которую мы когда-либо делали. Атомная бомба никогда не взорвется. Это я вам говорю как эксперт-взрывотехник».
В 20-х годах ХХ века в Советском Союзе существовали прогнозы о том, что в начале XXI века численность населения СССР превысит 700 миллионов человек. Тогда никто даже не думал, что к тому времени Советского Союза уже не будет.
Многие из этих предсказаний могут показаться смешными, хотя смеяться над ними не обязательно. Ведь мы бессильны перед будущим и можем лишь предполагать. Ошибки в прогнозах неизбежны, поэтому всякие предсказания или неутешительные прогнозы следует воспринимать как информацию к размышлению.
Никогда не говори никогда, — у жизни свое чувство юмора…