С Севастополем на Украине особая история. Если по поводу того, русский ли Крым, иногда вспыхивают споры, то с Севастополем ответ однозначный — это русский город. 100% населения говорит по-русски, думает по-русски и почти все считают себя русскими. Севастополь всегда ощущал себя чужеродным телом в составе Украины. Все попытки ассимилировать севастопольцев воспринимались населением крайне враждебно. Наверное, поэтому, как только в Крыму появилась возможность самоопределиться, Севастополь ухватился за нее с особым энтузиазмом. Севастополь первый заменил все украинские флаги на российский триколор. Предполагаемых русских солдат здесь вполне однозначно воспринимают как героев-осободителей. «Наконец Россия о нас вспомнила!» — думает Севастополь.
Про солдат надо сделать отступление. Интуиция нам подсказывает — если нечто выглядит как российский солдат, ездит на военной технике российских солдат и говорит как российский солдат, то это, вероятно, российский солдат и есть. Но российская пропаганда нам говорит, что это могут быть и «местные силы самообороны». Чтобы никого не расстраивать, неопознанных военных я буду называть «предположительно русские военные». Местные в шутку называют их «вежливые люди», «крымская самооборона» или просто «зеленые человечки».
Если раньше я не очень понимал смысла действия российских властей, то сейчас все потихоньку встает на свои места. Операция в Крыму — это такое красивое шоу для всего мира, вроде церемонии открытия Олимпиады. Солдаты в новенькой форме позируют перед телекамерами ведущих мировых каналов. Весь мир показывает нашу армию и флот уже четвертый день. Без единого выстрела одна за одной украинские военные части переходят на сторону Крыма.(upd. Такие заявления делают власти Крыма. Версия требует уточнений) Всем, у кого еще раньше были вопросы, Путин дает понять, что Запад нам не указ, что в зоне интересов России мы будем действовать как считаем нужным. А если вопросы после этого остаются, то можно просто улыбнуться: «Солдаты? Какие солдаты, у нас там нет никаких солдат!». Уверен, на церемонии закрытия войны все косяки с неопознанными солдатами остроумно и с самоиронией обыграют.
Крым — идеальный плацдарм для такого шоу. Большинство населения здесь совершенно искренне любит Россию и хочет быть в ее составе. Есть татары, конечно, но с ними вроде как договорились. Договариваться с татарами вообще просто, в отличие от русских, у них очень четкая социальная структура. Можно договорится с несколькими авторитетами, и все поддержат Россию без проблем. Судя по тому, что уже неделю от крымских татар ничего не слышно, с ними все вопросы закрыли.
Во всем этом шоу меня очень смущает наша пропаганда. Людям реально разрушают мозги. Людей начинают делить на своих и чужих, людям навязывают образ мифического врага. Если смотреть телевизор, кажется, что в Крыму идет война. Люди из других регионов звонят своим родственникам в Крым и просят их быстрее спасаться. На самом деле война идет не в Крыму, а в головах людей. Я просто поражаюсь, какое количество людей удалось зомбировать всяким бредом из телевизора. В обществе все чаще начинают звучать вопрос «А ты за кого?», и неправильный ответ может разрушить многолетнюю дружбу, семью и рассорить родственников. Вежливые зеленые человечки завтра уйдут, а народ еще много лет будет жить с войной в голове. Это жертва за красивую картинку по телевизору.
Иногда начинает казаться, что в Крыму кремлевских политологов больше, чем зеленых человечков. Какие-то непонятные подковерные движения, какие-то странные, явно платные митинги то тут, то там. Один только молодой человек из какой-то кремлевской молодежки, который менял флаг на харьковском горсовете, чего стоит. Вы только подумайте, активист кремлевского молодежного движения меняет флаг над зданием горсовета в другом государстве. В общем, очень много какой-то подозрительной мышиной возни, в которой нам еще предстоит разобраться. Вся эта возня сильно накаляет обстановку. Очень многое сейчас в Крыму делается для красивой картинки в новостях.
В Севастополе сейчас напряжение чувствуется очень сильно. Это Симферополь переварил начало конфликта и продолжил жить мирной жизнью, а Севастополь находится в полной боевой готовности. Все на нервах. Такое впечатление, что в любую минуту на город кто-то нападет. Кто должен напасть, не очень понятно. Телевизор рассказывает о «бандеровцах», которые на «поездах дружбы» должны приехать в Крым и устроить здесь Майдан. Многие в это верят, хотя вероятность этой версии примерно такая, как если бы Севастополь прилетели захватывать марсиане. Все больше слухов о кораблях НАТО, которые подбираются все ближе к городу-герою и в любой момент могут напасть по просьбе Киева. На мой взгляд, версия тоже маловероятная. Есть версии о каких-то террористах.
Хорошим врагом могли бы стать татары. Межэтнический конфликт вполне понятный и логичный. Напомню, что именно со столкновения с татарами в Симферополе все началось неделю назад. Я не исключаю, что если бы зеленые человечки не пришли в Крым, через неделю татары могли бы начать качать права и ставить свои блок-посты. Предотвращение межэтнических конфликтов могло бы стать более логичным обоснованием для ввода в Крым войск. Но с татарами, судя по всему, договорились, так что на роль врага они уже не годятся.
Складывается впечатление, что Крым так долго ждал российские войска, что теперь очень боится, что что-то пойдет не так.
Конечно, в Крыму есть и те, кто объединяться с Россией не хочет. Не хочет совершенно искренне. Есть и те, кому перспектива превращения Крыма в Лазурный берег ближе, чем Геленджик. Но этих людей сейчас не слышно. Крайне непопулярная позиция, за которую на улице можно получить и по голове, в Севастополе уж точно. Люди же нервничают.
Утром выезжаем из Симферополя. На улицах стоят «зеленые человечки»
Война войной, а кушать украинскому ДАИшнику надо, поэтому на каждом опасном участке стоит «снайпер» и ловит нарушителей скоростного режима.
Некоторые ДАИшники ударяются в философию…
Это блок-пост по дороге на Севастополь. Блок-посты организованы силами так называемой самообороны. Это действительно самооборона. Люди безоружные, проверяют подозрительные машины. Иногда с ними стоят милиционеры. Никакого особого контроля нет, чего ищут, не знают. Стоят «на всякий случай». Вообще в Крыму копируют многие вещи, которые делали еще месяц назад в Киеве. Так же, как в Киеве в свое время часть населения определили в «титушки», в Крыму часть неугодных записали в «бандеровцев» или «майданутых». Как в Киеве народные блок-посты обыскивали машины, так и в Крыму теперь простые люди взяли на себя полномочия досматривать и проверять транспорт. Народ пока наслаждается внезапно свалившейся на него властью.
По дороге встречается военная техника с российскими номерами. 21 — это объединенное стратегическое командование «ЮГ» (ранее — Северо-Кавказский военный округ).
Первая моя цель — военный аэродром Бельбек, здесь базируется истребительный авиаполк. Уже несколько дней здесь разгорается конфликт. Военная часть блокируется предположительно российскими военными. Подъезды заблокированы самообороной.
Поселок около части
Черное море!
Пробираюсь на территорию части
Давайте послушаем президента Путина:
ВОПРОС: Владимир Владимирович, можно уточнить? Люди, которые осуществляли блокирование частей украинской армии в Крыму, – в форме, очень похожей на российскую военную форму. Это были российские солдаты, это были российские военные?
В.ПУТИН: А Вы посмотрите на постсоветское пространство. Там полно формы, которая похожа на форму… Пойдите в магазин у нас, и вы купите там любую форму.
ВОПРОС: Но это были российские солдаты или нет?
В.ПУТИН: Это были местные силы самообороны…
ВОПРОС: Можно тогда уточнить вопрос? Принимали ли мы участие в подготовке сил самообороны Крыма?
В.ПУТИН: Нет, не принимали.
Прихожу я на территорию военной части, а там:
Или вот…
Ну и что нам думать? Вполне возможно, это какие-то злодеи угнали нашу технику, или кто-то подделал номера российские.
Давайте посмотрим на военную базу… Самолеты стоят…
Вертолет лежит…
Как-то очень странно красят здесь колеса машинам. Первый раз такое вижу. Да и здания тоже не в лучшей форме. Судя по всему, все, что могло отсюда улететь — улетело до ввода войск. Осталось всякое старье. Хотя, злые языки говорят, что летать тут могут только 4 самолета. Сразу скажу, я снял то, что можно было снять из-за забора. Вполне возможно, что в глубине части все выглядит получше.
Иду, а навстречу бегут украинские военные. «Мы не отступаем!
Мы бежим на усиление вниз!» — комментирует на бегу мужик в шапке и смеется.
Фотограф Денис Синяков осматривает украинскую авиабазу…
Через 10 минут подходим к летному полю, тут десятки украинских солдат стоят и чего-то ждут.
Очень непонятная ситуация для меня. Дальше я попробую объяснить, как я себе ее вижу. Сразу скажу, это очень субъективное мнение, так как до конца разобраться, что здесь происходит, не может никто. Складывается впечатление, что обе стороны в одинаковых декорациях снимают свою версию развития событий, не замечая друг друга. Хотя на второй день в Крыму сложно чему-то удивляться.
Итак, позавчера сюда приехали неопознанные солдаты на военной технике с российскими номерами и предложили командиру сложить оружие. Предложение для всех воинских частей на территории Крыма примерно одинаковое — переходите на сторону народа (нового правительства Крыма) или уходите по домам.
С одной стороны, требование абсурдное. Сами посудите, к воинской части независимого государства приходят вооруженные до зубов солдаты и просят сдаться. «Оккупанты!» — скажете вы. Но большинство местных жителей скорее назовут «оккупантами» украинских военных. Все оцепления происходят при поддержке местных жителей, которые и уговаривают солдат перейти на сторону новой крымской власти. Большинство так и делает. Во всем Крыму сопротивляются, по-моему, только 2-4 части.
И вот предположительно русские солдаты окружают авиабазу. Командир базы Юлий Мамчур оценил ситуацию так: «Вы видели амуницию и оружие русских? Что я мог против них сделать? У нас не было никаких шансов». Но оружие сдавать он поначалу отказался. Предположительно русские сказали, что оружие им чужого не нужно, им важно разоружить часть. После переговоров решили, что оружие сдадут в оружейную комнату и ее опечатают русские и украинцы. Оружие украинские военные сдали и пошли по домам. Русские договорились не входить на ее территорию и просто оцепили ее. На территорию самой части пропустили только несколько украинских солдат, которые следили за порядком.
В моем понимании командир сдался без боя. На этом вопрос мог бы быть закрыт. Но утром он проснулся и решил стать героем. Он собрал в колонну своих подчиненных, они взяли красное знамя полка, украинский флаг и, распевая песни, пошли на свои рабочие места. Безоружные, так как его они сдали накануне, но с журналистами. Журналистов командир взял, как он сам говорит, «чтобы нас не постреляли». Солдаты в оцеплении не ожидали такого красивого маневра и открыли огонь в воздух, предупредив, что будут стрелять по ногам. Эту сцену вы видите на видео выше.
Юлий Мамчур сразу стал героем Майдана. Настоящий мужик, не сдался и безоружный пошел на автоматы «русских оккупантов». На мой взгляд, вся эта сцена какая-то не совсем искренняя. Не знаю, что думал командир, может быть, стало стыдно, что сдал все сразу, и он решил восстановить честь мундира? В любом случае, журналисты были довольны. Во-первых, солдаты наконец открыли огонь, чего многие ждали. В СМИ начали писать, что огонь был чуть ли не из миномета. Во-вторых, журналисты получили красивую и пафосную историю борьбы за Родину. Один крик украинского военного «Стреляй, сука!» чего стоит. Можно Оскар давать.
Я верю, что бывают геройские поступки, но все эти пронзительные диалоги выглядят неискренними.
Через несколько минут со стороны российских военных приедет автобус с журналистами, они выйдут и снимут свои сюжеты уже для российского ТВ. Так работает пропаганда с обеих сторон.
Командир Юлий Мамчур ведет переговоры по телефону с представителем российского стороны. Российская сторона просит включить радиолокационные средства. Юлий отказывается: «Хрен я им что включу! Они мне летать не разрешили, а я буду им что-то включать!». Кто-то из военных рядом предполагает, что русские хотят посадить Ил-76, поэтому им и нужны включить украинское оборудование.
Вскоре украинцы и предполагаемые русские договорились о совместном патрулировании, и утренний конфликт был исчерпан. Командир сохранил лицо и стал героем интерната, правда, уже без своей авиабазы.
Украинские солдаты
Предполагаемый российский пулеметчик лежит в кустах среди мусора, который оставили украинские военные. Странно, почему в воинской части в кустах мусор. Видимо, готовились к захвату части и решили усложнить жизнь врагу )
Около ворот части стоит десяток молодых людей, которых на Майдане было принято называть титушками. Они в масках, ведут себя очень агрессивно по отношению к журналистам.
Молодые люди называют себя «ополченцами из Севастополя», которые приехали блокировать военную базу. Зачем, когда ее уже 2 дня блокируют предполагаемые российские военные — непонятно. Кто они? Зачем? Украинские военные на КПП молодых людей на базу не пустили. Молодые люди попытались блокировать иностранных журналистов, которые выезжали с базы. По аналогичной схеме «местные жители» заблокировали журналистов в других частях.
Вот так это выглядит потом в новостях:
«Съемочную группу телеканала «Аль-Джазира» заблокировали в военной части в Евпатории. Когда съемочная группа пыталась выйти с территории воинской части после того, как завершила съемки на ее территории, дорогу перекрыли местные жители.»
Ото всюду мне мерещатся уши кремлевских политтехнологов. Наверное, паранойя…
На машинах «ополченцев» украинский флаг заклеен патриотичной наклейкой.
Севастополь русский
27. Агитация
«Ответ пятому каналу» — справа. С прессой тут отношения очень сложные.
На местном форуме есть даже список журналистов, которые, по мнению севастопольцев, необъективно освещают события.
На форуме предлагают даже «срочно ввести процедуру аккредитации иностранных журналистов на территории Севастополя и Крыма.»
В списке «особо опасных журналистов» есть даже я с бабушкой! )
Приятно такое внимание. Жалко, тема не очень зашла, и список неправильных журналистов какой-то короткий. Мне как-то одиноко в такой компании.
Вообще здесь ненавидят любую иностранную прессу. Вчера даже немного побили журналистов BBC, когда услышали английскую речь. Не любят почти все киевские СМИ. Особенно те, которые положительно освещали Майдан. Лучше всего сейчас в Севастополе быть журналистом России-1 или НТВ.
Такое отношение местных к СМИ мне не совсем понятно. То есть они, с одной стороны, считают, что журналисты подло врут, при этом не разрешают у себя работать.
Небольшое обращение к севастопольцам, которые наверняка прочитают этот пост. Если вы хотите, чтобы про вас рассказывали правду — перестаньте мешать журналистам. Поверьте, плохое снимут все равно, вашего разрешения не спросят, а вот хорошего с таким отношением будет мало.
Тем временем в Балаклаве все спокойно.
Из сувенирных лавок пропали украинские флаги. За это могут и побить.
Яхты ждут сезона
Штаб записи добровольцев. Говорят, добровольцев много — чуть ли не 50 000 на весь город. Мне цифра кажется сильно завышенной. Их в штабе переписывают и распределяют по разным объектам. Кто-то отправляется на блок-посты вокруг города, кто-то — блокировать части с украинскими военными, которые отказались сдаваться, а кто-то — просто патрулировать город в поисках мифических врагов.
Погода в Севастополе испортилась
Не сезон
Выход из бухты заблокирован, чтобы оставшиеся украинские корабли не могли уйти в море.
В целом в Севастополе все спокойно. У суда стоит автозак с каким-то жуликом.
В банкоматах по-прежнему ограничения на выдачу наличных
В конце месяца в Крыму должен пройти референдум, где жители выберут, куда и с кем им идти дальше.