Что-то эта поездка в Омск произвела на меня большое впечатление. Когда ездишь сам, то как-то не обращаешь внимание на то, насколько всё ужасно, вроде и привык уже. Я сам вполне себе ездил и при случае езжу на газелях, электричках и раздолбанных трамваях.
Конечно, я больше люблю московское метро, но как то мысль о том, что весь транспорт должен быть такого же качества, как московское метро, сама по себе в голову не приходит. Привыкаешь и кажется, что так и должно быть.
Другие тоже привыкли — если вдруг на какой-то момент выходишь из состояния «всё тлен, всё плохо» и начинаешь размышлять на тему того, что, может быть, мы не должны жить в таком говне, то сразу набегают сограждане и рассказывают «да ты что, это же Россия, жизни не знаешь совсем». Короче привыкли мы как-то к этому всему.
Но позавчера я погулял по Омску с Вуканом Вучиком. Он транспортный профессор, занимается транспортом с 60-х годов и видел все возможные системы в самых разных странах, от лучших систем в Норвегии до худших в Африке. Наиболее часто используемое слово в прогулке было «невероятно», а самая главная мысль «как страна с отличным общественным транспортом 30 лет назад пришла к этому».
Холодный душ случился у меня, в общем, после этой прогулки. Но давайте обо всём по порядку.
Вот осматриваем рельсы
— Посмотри, Максим! Там же в рельсах дырка огромная, они не сварены! Трамвайные рельсы сваривают уже почти 100 лет, иначе же трамвай гремит. Почему же они тут не сварены?
— А эта стрелка, она же сломана! подпёрта какими-то штуками… я не верю что система в таком состоянии работает, как можно содержать её так?
Тут подпись к фотке не нужна, можно посмотреть на выражение лица профессора
Приехал трамвай
— Доски на сидениях?
— Музеи содержат лучше свои музейные системы, это невероятно! Я не могу в это поверить, просто не могу. Трамвайная система имеет выделенную полосу движения, это самое дорогое, что есть в трамвае, землеотвод. Он идёт без пробок по рельсам с выделенной полосой и содержится в таком состоянии? Это невероятно, невероятно
Видео довольно тяжело смотрится и хочется начать рассказывать, что ты, чувак, жизни нашей не знаешь, у нас Россия и тут всё так. Ну, или там «чего приехал, езжай в свою Америку и там учи как жить, мы тут так живём и нам всё хорошо». Но давайте не забывать, что это не политик, а транспортный профессор, родившийся в Югославии, работавший в Германии, а потом в США сделавший академическую карьеру. Не путайте это с политикой, это человек изучает пример работы в сфере, которой он занимается всю жизнь
Дальше изучали основной способ передвижения по Омску — маршрутки. Они в Омске перевозят 55% пассажиров
— Посмотри на эту дверь и как сюда входить! Мы говорим про маломобильных и пожилых людей, но тут самым мобильным, молодым и сильным будет тяжело…
— Тут темно и неприятно, плохо пахнет, тесно, в случае аварии все полетят вперёд и будет не пойми что, как люди пользуются таким транспортом?
Мимо головы профессора пролетело металлическое крепление двери ГАЗели, входящий пассажир ловко от него увернулся
— Деньги за проезд будем передавать?
— Да, да, сейчас
Через всю маршрутку поехали 50 рублей
— Эта система напоминает мне системы в неразвитых странах, в Африке и некоторых странах Южной Америки. Но они там очень стараются их улучшить! Я не могу поверить, это невероятно, что страна с отличными транспортными системами и традициями в этой сфере приходит к такому!
У водителя зазвонил телефон, он ответил, поднёс к уху и начал по нему говорить
— Я не могу поверить в это! Человек управляет автобусом с 12 пассажирами, он за них ответственен и он говорит по телефону! Этот водитель был бы немедленно уволен в любой адекватной транспортной компании! Невероятно
Немного погуляли по городу. Перед лекцией чистили ботинки
Пока транспортная система находится в таком состоянии, деньги идут на строительство метро. 12 миллиардов рублей уже потрачено, построена одна станция и метромост.
Ещё 24 миллиарда рублей собираются потратить, чтобы перевозить 4% пассажиров
Дальше была лекция. Пришли в основном молодые люди, для Омска очень много — человек 350.
Слушайте, вот с какого ж хрена? Почему мы так живём и почему к этому привыкли?
Профессор Вучик приехал в Омск не критиковать город, понятное дело. Он привёз концепцию улучшения транспортной системы с помощью строительства легкорельсовой системы на бюджеты миллион лет строящегося метро. Подготовило концепцию Агентство Городские Проекты, а оплатил всю эту историю сенатор от Омской области Андрей Голушко.
Проект позже представит Вадим Гинзбург, но если кратко — предлагается использовать подземные строения, пустить там трамвай, вывести его наружу, соединить с текущими линиями, модернизировать их и создать систему, которая будет в двухкилометровой доступности у 80% жителей города, а в пешей у 30% (это как в европейских городах цифры)
Это дело представили всем возможным заинтересованным лицам. На лекции
Губернатору
Провели большую пресс-конференцию
Не знаю, чем закончится история, но надежда есть. В создании проекта кроме профессора Вучика участвовали российские специалисты, которые работают в НИИ и непосредственно проектируют в России трамваи — это не какой-то далёкий иноземный прожект, это основанное на наших СНИПах и нормах предложение, которое можно реализовать за планируемый на метро бюджет.
В Омске у этой истории есть адекватные союзники, посмотрим что выйдет.
Мне очень хочется, чтобы что-нибудь вышло, а то ну невозможно же. Правда грустно. Это же наша страна, наши родители, дедушки, бабушки, друзья, знакомые, родственники так живут. Да и мы сами, хоть и привыкли уже и не замечаем
Источник