Ирина Лебедева, считающаяся крупнейшим специалистом в области авангарда и занимавшая пост директора Третьяковской галереи с 2009 года, уволена по решению учредителя — Минкультуры РФ — из-за целого ряда претензий к ее работе, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минкульта РФ. Ранее о грядущем увольнении Лебедевой сообщалось неофициально со ссылкой на источник в министерстве. Вместо Лебедевой директором Третьяковской галереи стала Зельфира Трегулова, перешедшая на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО. Сама Ирина Лебедева высказала недоумение по поводу своего увольнения: «Владимиром Ростиславовичем [министром культуры Мединским] была высказана претензия ко мне, что мы недостаточно активно сокращаем штаты сотрудников».
Увольнение Лебедевой укладывается в общую линию, проводимую Владимиром Мединским относительно подведомственных ему учреждений культуры. Ни один министр культуры в постсоветской России не сумел так настроить против себя интеллигенцию и содействовать разобщению российского общества. Мединский же известен тем, что в отличие от прежних руководителей Минкультуры, воспринимает себя не как ходатая перед руководством страны за творческих людей, сложившиеся коллективы и культурные учреждения с богатой историей, а как идеологический пропагандист, главная задача которого заключается в оптимизации расходов на культуру. В конце декабря 2014 года министр сообщил о сокращении денег на зарплаты работникам культуры, а в сентябре 2014 года заявил, что Россия «перенасыщена гуманитариями».
Не менее известны и другие провокационные и эпатажные высказывания Мединского. В январе 2013 года он заявил, что «у русского народа имеется одна лишняя хромосома». Многие тогда не поняли, что он хотел этим сказать, ведь известно, что непарное количество хромосом является признаком «синдрома Дауна». В мае 2014 года Мединский сравнил файлообменники с глистами, в октябре 2014 года сравнилавторитетную писательскую организацию ПЕН-клуб со стриптиз-клубом, в декабре же 2014 года, выступая на Санкт-Петербургском культурном форуме он раскритиковал тех, кто «снимает кино по принципу „Рашка-говняшка“». Также Мединский в одном из недавних выступлений перепутал Свердловскую область с Челябинской.
В июле 2013 года Мединский пренебрежительно отозвался о темах научных исследований некоторых сотрудников институтов Министерства культуры, особо отметив бесполезную, с его точки зрения, работу под названием «Философия зайца». Своеобразным ответом научной общественности на это его заявление стало проведение Институтом Русской литературы РАН научной конференции «“Философия зайца”: неожиданные перспективы гуманитарных исследований».
Также в феврале 2014 года, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», Мединский назвал «враньем» публикации Даниила Гранина о выпечке во время блокады Ленинграда ромовых баб для Смольного. Даниил Гранин, фронтовик, защитник блокадного Ленинграда, почетный гражданин Санкт-Петербурга, кавалер высшей государственной награды России — Ордена Святого апостола Андрея Первозванного такотреагировал на слова Мединского: «Такие заявления министра происходят от невежества. Нам всегда не везло с министрами культуры. Культурой вообще нельзя руководить. Культуру надо понимать, надо нести в себе».
13 января 2015 года Мединский наряду с Никитой Михалковым, Дмитрием Рогозиным и еще несколькими деятелями выступил за создание «патриотического» интернета. В их заявлении, в частности говорилось: «Мы должны выступить в поддержку президентского курса и перейти в идеологическое контрнаступление по всему фронту — в этой войне за умы». Год назад именно Минкульт стал инициатором скандально знаменитого письма российских деятелей культуры в поддержку позиции президента РФ Владимира Путина по Украине и Крыму. Те, кто подписывал это письмо, тем самым доказывали свою политическую лояльность и могли рассчитывать на преференции от власти. Кстати подписи уволенной на днях директора Третьяковки Ирины Лебедевой под этим письмом не оказалось…
В декабре 2014 года Мединский заявил, что кинокартины, дискредитирующие образ России, будут лишены государственного финансирования. Этому предшествовало другое его заявление, сделанное в ноябре 2014 года, когда он сообщил, что кинофестиваль «Артдокфест» не получит ни копейки государственных денег из-за политической позиции президента фестиваля Виталия Манского. «Ни один проект Манского, в том числе и «Артдокфест», не получит никогда никаких денег, пока я являюсь министром культуры», — цитирует министра «Интерфакс». Мединский считает, что В.Манский не имеет права просить денег у государства. «Он наговорил столько антигосударственных вещей, что пусть делает фестиваль за свой счет, никто не против. Мы же не запрещаем его фестиваль», — подчеркнул министр. До Манского СМИ подробно освещали скандалы с режиссерами Гарри Бардиным и Александром Миндадзе, которые по словам философа Александра Рубцова «привели к тому, что министра уже открыто, в прессе называют чиновником, брошенным на культуру «из банно-прачечного треста»». В августе 2013 года сын известного аниматора Гарри Бардина, режиссер Павел Бардин даже призвал коллег-кинематографистов вообще не обращаться за помощью к министру культуры Владимиру Мединскому, чтобы не подвергаться «унижению».
ВОЛНА УВОЛЬНЕНИЙ
За неполных три года, что Мединский руководит Министерством культуры, произошло беспрецедентное количество увольнений руководителей учреждений культуры, на места которых были поставлены доверенные люди министра. Напомню лишь о наиболее громких случаях.
23 января 2013 года стало известно, что директор Государственного института искусствознания Дмитрий Трубочкин написал вынужденное заявление об уходе. Вот что об этом писала газета «Известия»: «Первое «восстание» случилось в НИИ искусствознания, где директорствовал самый активный на тот момент противник задуманных Минкультом реформ Дмитрий Трубочкин. На заседании ученого совета НИИ искусствознания 11 декабря прошлого года Владимир Мединский произнес ставшую знаменитой фразу «Представьте, что было бы, если в 1943 году руководство любого НИИ вступило в дискуссию с руководителями правительства». Спустя полтора месяца г-н Трубочкин объявил об увольнении по собственному желанию. Методы сегодняшнего Минкультуры действительно отличаются от тех, что применялись в 1943-м: почти со всеми директорами расстаются тихо и мирно. Но есть и любопытные параллели с традициями советского госуправления. Как минимум в три института из пяти вскоре после начала конфликта были назначены особые заместители директора — проводники линии министерства. Они не имели профильного искусствоведческого образования, главная их цель состояла в подготовке реформ изнутри коллектива».
24 января 2013 года Владимир Мединский заявил о том, что у Литературного музея сменится руководитель. «Мы недовольны руководством Государственного литературного музея, поэтому я думаю, что мы его усилим, — сказал он. Новым директором вместо Марины Гомозковой стал проректор РГГУ Дмитрий Бак. Недовольство прежним руководством музея могло быть вызвано его конфликтом с РПЦ по поводу здания. Вот что об этом писала Лента.Ру: «Литературный музей обычно попадает в поле зрения СМИ из-за того, что занимает помещения Высоко-Петровского монастыря, что в центре Москвы, на улице Петровка. С 1990-х на здания притязает Русская православная церковь; в середине десятилетия ей отдали пять залов, где теперь находится отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата. По словам Гомозковой, с 2000 года, когда патриарх Алексий II объявил о претензиях церкви на здания религиозного назначения, национализированные после Октябрьской революции, давление РПЦ усилилось. При этом музей сам не против переехать, однако достойных помещений ему не предлагают. Весной 2012 года директор жаловалась на это избранному президенту РФ Владимиру Путину и тот, в свою очередь, предложил отдать музею здание Московского окружного военного суда на Старом Арбате. С тех пор, однако, про эту идею ничего слышно не было».
24 января 2013 года было принято решение о назначении новым директором Музея-заповедники Кижи Андрея Нелидова. До этого Нелидов не слишком удачно возглавлял Республику Карелия, не пробыв в должности губернатора и двух лет. Это политическое назначение тогда вызвало волну протестов в Карелии. Прежний директор музея Эльвира Аверьянова узнала о своем увольнении по телефону, многие сотрудники были готовы уволиться из музея.
16 мая 2013 года был уволен директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва Юрий Веденин.
4 июня 2013 известный киновед Кирилл Разлогов покинул пост директора Российского института культурологии «по собственному желанию». Однако позднее, он признался «Известиям», что его выжили из вуза в рамках кампании «по избавлению от людей, которые не хотят перемен». Разлогов также говорил, что «началась кампания, которая ему не очень импонирует и что лучше в ней не участвовать». С письмом в поддержку Разлогова выступили известные деятели культуры: Андрей Битов, Фазиль Искандер и др.
18 июня 2013 года была уволена директор Российского института истории искусств (РИИИ) в Санкт-Петербурге Татьяна Клявина. 28 июня 2013 года один из чиновников Минкульта избил прямо в институте аспирантку Ольгу Евсееву. Однако через год, в июле 2014 года, Министерство культуры приняло решение сменить и нового директора РИИИ Ольгу Кох, поставленную на место Клявиной. Как отмечает «Интерфакс», приход в институт Ольги Кох, произошедший в рамках министерской «оптимизации» подведомственных научных институтов, был крайне негативно воспринят многими сотрудниками. Уже через два месяца после прихода Ольги Кох из института были уволены свыше 30 сотрудников Зубовского института. Большинство их них позже восстановились на работе по решению суда.
1 июля 2013 года стало известно об отставке бессменного директора ГМИИ им. А.С. Пушкина, живой легенды Музея Ирины Антоновой, которая занимала пост директора с 1961 года. Её преемница на посту директора Марина Лошак дала весьма циничную оценку своей предшественнице, назвав ее новую должность «почетной пенсией» и дополнительно пояснив: «она уже тут не хозяйка…»
3 июля 2013 года на 67-м году жизни скончался директор Государственного научно-исследовательского института реставрации, исследователь и специалист в области охраны памятников Александр Трезвов, не выдержавший оказываемого на него давления. Смерть Трезвова естественным образом решила проблему его «увольнения». Показательно его последнее интервью газете «Известия». На вопрос «Из пяти НИИ, подведомственных Минкульту, в четырех за последнее время сменились директора. Вы единственный, кто устоял», — он ответил: «— Если сказать откровенно и честно, мне становится очень неловко — будто я чем-то лучше тех, кого уволили. Пропадает всякое желание что-либо делать в будущем. Но тем не менее институт существует, и надеюсь, что он продолжит работать. Если бы его уничтожили, это стало бы последней каплей. Меня всё время приводит в бешенство, в ярость, я не знаю, какими словами описать эти чувства, когда мои попытки объяснить руководству миссию нашего института ни к чему не приводят».
8 июля 2013 года был отправлен в отставку директор Политехнического музея Борис Салтыков, занимавший пост директора с 2010 года. Об истории с Политехническим музеем смотри видео.
9 июля 2013 года был отправлен в отставку директор Большого театра Анатолий Иксанов, который занимал этот пост с 2000 года.
16 октября 2013 года глава департамента культурного наследия министерства культуры РФ Юлия Зазулина, покинула свой пост по собственному желанию, не проработав на нем и трех недель. Зазулина прокомментировала свое увольнение «Ленте.ру» следующим образом: «Когда я стала руководителем департамента, то у меня появилась возможность ближе познакомиться с финансовой деятельностью министерства. И мне хватило недели, чтобы убедиться, что многие подозрения, высказываемые в том числе в прессе — верны. Я не хочу иметь с этим ничего общего». Известно, что Департамент культурного наследия, в частности, занимается распределением субсидий из бюджета на музеи и постоянные выставки, в том числе на выполнение госзаказов. Примечательно, что преемница Зазулиной, Екатерина Проничева, также быстро покинула эту должность, задержавшись на ней лишь девять месяцев.
В апреле 2014 года архитектурный критик Григорий Ревзин сообщил в фейсбуке о своем увольнении с поста комиссара Российского павильона на Венецианской биеннале по архитектуре. По мнению журналиста, это произошло из-за его позиции по ситуации в Крыму. Какобъяснил свое увольнение в интервью Deutsche Welle Григорий Ревзин: «Я уверен, что уволили меня именно из-за моих публикаций. Тем более, что уже известно имя нового комиссара: это Семен Михайловский, который подписал письмо деятелей культуры в поддержку политики Путина». 10 февраля 2015 года стало известно, что Минкультуры России провело устную воспитательную беседу с директором «Театра.doc» по поводу демонстрировавшегося там украинского фильма.
В июле 2014 года был уволен директор Государственного центрального Музея кино Наум Клейман, возглавлявший его с 1992 года. 27 октября 2014 года научные сотрудники Музея кино взбунтовались против ставленника Мединского Ларисы Солоницыной, сменившей Клеймана, и в полном составе подали в отставку, но потом по просьбе самого Клеймана забрали свои заявления об уходе.
8 октября 2014 года Владимир Мединский представил в Литературном институте имени Горького нового руководителя — писателя Алексея Варламова.
Это лишь самые известные случаи смены руководителей известных музеев и институтов, произошедшие за два последних года. Из старых руководителей-тяжеловесов, занявших свои посты еще до Мединского, остались, пожалуй, лишь директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Гениева. Вопрос — надолго ли?
ПРОТЕСТ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Нельзя сказать, что российская интеллигенция совсем никак не реагировала на действия министра Мединского. В мае 2014 года группа российских интеллектуалов выступила с открытым письмом, выражающим протест против присуждения Мединскому степени венецианского университета (стоит напомнить, что докторская диссертация Мединского также вызывала критику по причине обнаруженного в ней плагиата). Свои подписи под письмом оставили Александр Архангельский, Сергей Гандлевский, Юрий Апресян. Тимур Кибиров, Ольга Седакова, Лев Рубинштейн, Людмила Улицкая, Мариэтта Чудакова и многие другие. В письме говорилось следующее: «Мы призываем Университет Ка’ Фоскари — и персонально его проректора Сильвию Бурини — отказаться от шага, который станет позором для уважаемого учебного заведения с почти полуторавековой историей. Присуждение почетной степени европейского университета одной из самых одиозных фигур современной российской культурной политики, борцу с европейскими ценностями, мультикультурализмом и толерантностью, нанесет репутации учебного заведения ущерб, который не компенсируют никакие финансовые вливания и прожекты, щедро обещанные теперь подчиненными и приближенными российского министра. Никакие меркантильные соображения не могут и не должны служить оправданием для предательства истинных академических ценностей и забвения таких фундаментальных понятий, как честь и честность, без которых немыслима никакая культура».
В январе 2015 года председатель Координационного совета по защите интеллектуальной собственности Евгений Савостьянов заявил о своем выходе из коллегии и Общественного совета Министерства культуры России в знак несогласия с политикой министерства и его главы, Владимира Мединского. В официальном письме на имя министра культуры Савостьянов пояснил свое решение: «Причиной данного решения является позиция, занятая Вами и, соответственно, Министерством культуры, по ряду острых общественно значимых вопросов — таких как государственная поддержка фестиваля документального фильма «Артдокфест» и судьба «Tеатра.doc», а также ряд Ваших публичных заявлений и высказываний, за которые мне стыдно».
Однако сам Мединский своих поступков отнюдь не стыдится и, напротив, считает себя эффективным менеджером и патриотом, работающим на благо страны. Хотя, возможно, что он просто пытается соответствовать эпохе невежества и обскурантизма, принимая посильное участие в построении пресловутой вертикали, борьбе с инакомыслием и в сокращении государственных расходов на культуру. Ведь министерство культуры не существует изолированно от остальных подразделений власти, а сигналы из Кремля идут вполне однозначные. В конце концов, уйдет в отставку Владимир Мединский — на его место придет условная Елена Ямпольская.
Источник