Российский летчик Игорь Сулим, почти год работающий в Китае, в интервью «Московскому комсомольцу» рассказал о проблеме оттока пилотов из России и особенностях работы в азиатской стране.
По его словам, начало оттока летных кадров в Азию было положено пилотами обанкротившейся авиакомпании «Трансаэро».
«Это сейчас тиражируются сообщения о том, что у нас не хватает командиров воздушных судов, что люди потянулись «за длинным рублем» и не хотят работать в России. На самом деле, когда рухнула вторая по величине и, может быть, лучшая в стране авиакомпания, никто о судьбе людей и их семей не думал», — заявил Сулим.
В этот момент, по словам пилота, китайский рынок авиаперевозок быстро рос и ему требовались новые квалифицированные кадры. После начала работы в Китае профессионалов из «Трансаэро» местные авиационные власти обратили свое внимание на других российских пилотов, их начали приглашать на работу.
«Если наши чиновники готовы выбрасывать «на помойку» молодых, здоровых и трудоспособных летчиков, то китайцы себе этого позволить не могут», — считает летчик.
Сулим также признался, что уехавшие летчики считают работу в Китае следующим, более высоким этапом карьеры.
«Посудите сами: за самый короткий срок вы получаете опыт работы в международной компании, изучаете особенности организации полетов за рубежом, уровень английского языка и ваша профессиональная подготовка выходит на новый, ранее недоступный уровень. Ваша ценность как специалиста возрастает в разы», — сказал летчик.
При этом, сравнивая условия работы в Китае и России, Сулим восхитился организацией работы там и выразил сомнение в том, что российские авиакомпании смогут догнать китайские. Безопасности авиаперевозок уделяют огромное внимание.
«Если у нас такой лозунг, как «Наш приоритет — ваша безопасность» только декларируется, у них он имеет статус закона. Например, если у вас время отдыха на 10 минут меньше нормативного, то следующий полет в обязательном порядке отменяется, иначе компания будет оштрафована на десятки, если не сотни тысяч долларов».
В России, отмечает пилот, к безопасности относятся иначе: просят проявить лояльность, взять ответственность на себя, пойти на нарушение.
Главная проблема российской авиации, по мнению Сулима, — бюрократия и странные действия Росавиации.
«Действия Росавиации сейчас напоминают театр абсурда. …В рамках бюрократической возни, под лозунгом борьбы за безопасность полетов, практически уничтожена и находится в состоянии комы малая авиация, развалена авиация ДОСААФ, закрываются отличные авиационные учебные центры, готовящие первоклассных специалистов», — заявил летчик.
Он уточнил, что энтузиастов, готовых создавать летные школы и аэродромы за счет собственных средств, «просто-напросто душат».
Массовая утечка летных кадров в страны Азии, как сообщает «Коммерсант», идет с 2014 года. За это время на работу в авиакомпании Китая и Южной Кореи перешли более 300 высококвалифицированных командиров воздушных судов и инструкторов.
Добавлю к сказанному самые высокие в мире зарплаты на данный момент зафиксированы в Китае. Например, командиру Airbus A320 в Поднебесной платят от 14 тыс. долларов в месяц (примерно 174 тыс. в год). Еще более высокие оклады у пилотов грузовых воздушных судов (250 тыс. долларов в год у командира Boeing B747-400). В России пилот имеет от 300 до 500 тысяч рублей, пилот инструктор зарабатывает 700 т. рублей