Губернатор Петербурга, Валентина Матвиенко, просит премьера — В. Путина — лишить Санкт-Петербург звания исторического города и вычеркнуть «Питер» из списка исторических поселений.
Уж больно хлопотно согласовывать. Разрушить бы к чертям все старье, да новые дома построить.
Подобные «антиисторические» настроения объясняются тем, что власти исторических поселений с июля 2010г. обязаны согласовывать градостроительную документацию с Росохранкультурой.
Смольный недоволен необходимостью согласования документации и указывает, что эта мера грозит Северной столице остановкой инвестиционных и строительных проектов. На данный момент в список исторических поселений включено около 40 городов — от тех, что находятся на Золотом кольце, до Енисейска.
Накануне, 26 января, текст письма петербургского губернатора поступил в правительство РФ. В.Матвиенко оспаривает приказ Минкультуры и Минрегиона от 29 июля 2010г. Закон «Об объектах культурного наследия народов РФ» предусматривает очень жесткий контроль за сохранением не только отдельных памятников, но и всех «исторически ценных градоформирующих объектов». То есть постановление ставит целью сохранение общего культурного облика городов, учитывая планировку, застройку и природный ландшафт.
Смольный указывает, что в Петербурге исторический центр занимает всего четвертую часть площади территории города, поэтому Северная Пальмира не может считаться историческим поселением. Для признания города историческим поселением необходимо, чтобы историческая застройка составляла не менее 55% от всей площади. Кроме того, согласование с Росохранкультурой предполагает пересылку колоссального объема документов. Наконец, в Смольном указывают, что в Петербурге уже действует режим охраны исторических зон, и введение закона «Об объектах культурного наследия народов РФ» для Петербурга является ненужным шагом, дублирующим уже установленную норму. «Учитывая, что ни Псков, ни Новгород, ни Москва в перечень исторических поселений не включены, прошу рассмотреть вопрос об исключении Санкт-Петербурга из названного перечня», — говорится в письме.
В. Матвиенко написала это письмо после того, как петербургская прокуратура обратила внимание на один из проектов, на котором не было визы Росохранкультуры. «Кто в Росохранкультуре будет все анализировать? Это надо создавать целое министерство с десятью тысячами сотрудников. А главное, зачем? Сделали один глупый шаг — пусть его и исправляют», — прокомментировала тогда ситуацию губернатор.
Актер МХТ им. Чехова Михаил Трухин, заслуженный артист РФ, лауреат премии «Чайка», герой «Улицы разбитых фонарей» и Гамлет в постановке Юрия Бутусова, написал открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко:
«Валентина Ивановна!
В среду 15 декабря в Санкт-Петербурге произошла страшная трагедия — погиб ребенок. Это произошло не во время разгона ОМОНом демонстрации «Несогласных», фанатов, кавказцев, «России для русских» или противников «Охта-Центра». Это произошло в обыкновенном питерском дворе в Невском районе среди бела дня. Мусоровоз переехал двухлетнюю девочку, которую родители везли на санках.
Переехал не потому, что водитель был пьян, и не потому, что родители не уследили, а потому что питерские дворы и улицы уже вторую зиму представляют из себя ад. Ад, где люди вынуждены ходить не по тротуарам, а по проезжей части. Грузовик занесло или санки со снежной кучи перевернулись… Можно списать это на несчастный случай, на «злой рок», и прочую ерунду, которая уже не имеет никакого отношения к погибшему ребенку..
Так получилось, что я уже шестой год живу и работаю в Москве. Но Питер все равно остается для меня родным. Я здесь рос и учился. Мне не безразлична его судьба и люди, которые здесь живут. Я приезжаю сюда на съемки, иногда по нескольку раз в неделю. И я вижу, как Вы не любите мой город и как Вы унижаете его жителей. Ни в одной цивилизованной стране я не видел и не слышал ничего подобного! В прошлом году Вы на «голубом глазу» предложили населению взять в руки лопаты и тазики и убирать дворы самим. И мне хочется спросить: «А не треснет ли лицо у нынешней власти от такой роскоши?!» (долго подбирал более благозвучный эквивалент этому выражению, но не сумел). И не отчисляет ли население городскому ЖКХ колоссальные деньги ежемесячно, согласно коммунальным платежам?.. Куда деваются эти деньги?!.
В прошлом году, судя по Вашим утверждениям, вся снегоуборочная техника «вышла из строя» — наверное, так оно и есть. Ни одной снегоуборочной машины в Санкт-Петербурге прошлой зимой я не видел. Последний раз я был в Питере 13-го и 14-го декабря этого года. Сосульки 6 (!) -метровой длины висели на каждом (!) доме на Невском проспекте (!) и на прилегающих улицах, на всех, без исключения, домах. Это, что касается исторического центра города. О других районах и говорить не стоит. Ни в один двор невозможно въехать, все въезды завалены снегом. Сами дворы не убираются вовсе. И опять же — ни одной снегоуборочной машины я не видел в течение двух дней..
По этим улицам, Валентина Ивановна, ходят в школу наши дети. По ним ходят старики в булочную. Меня, как и Вас, по городу возит машина с водителем. Только маршруты у нас разные. Вы — по набережным и проспектам, ведущим за город или в аэропорт. Их регулярно чистят, по нескольку раз в день. Я же езжу вдали от этих трасс — чтобы не встать в пробку, когда Вас пропускают. И я, судя по происходящему в городе, вижу больше, чем Вы. То ли, потому что «мигалки» у меня нет, и машина поэтому едет медленней, то ли потому, что стекла не тонированные и видно лучше..
Откройте, пожалуйста, бронированное стекло, Валентина Ивановна. Посмотрите в глаза родителям этой девочки, которой уже нет и не будет никогда. Сдавайтесь и выходите с поднятыми руками. Понятно, что губернаторов сейчас, мы — чернь, не выбираем. Понятно, что в этой стране «дорога через Химкинский лес» будет проходить только через Химкинский лес, и «Охта-Центр» построят там, где это нужно «Газпрому», а не Вам, Валентина Ивановна. Как ни прискорбно, но не нам с Вами это решать («нам» — я имею в виду электорат, а не себя). Но ведь все леса не вырубишь и всех денег не заработаешь. Только человеческая жизнь бесценна, все остальное — суета сует и томление Духа. Мне хотелось бы, что бы Вы это понимали….
Найдите в себе силы передать город человеку, который будет его, хотя бы, убирать. Или возьмите тазик или красную лопатку и вместе со всем Смольным выходите на улицу. Отрабатывать деньги налогоплательщиков, ваших земляков, Вы им должны с прошлой зимы..
Издревле на Руси была примета: тот хозяин хорош — у кого на крыше сосулек нет, снег не топится, крыша тепло держит, хозяин теплом дорожит, экономит. Вы об этом не знали, Валентина Ивановна?.. Просто изолируйте крыши — и не будет течь. В коляски снег не будет падать. Я, как человек с высшим гуманитарным образованием, это понимаю. Или для этого надо собирать комиссию по нанотехнологиям и, в который уже раз, пускать по кругу бюджетные деньги? И, коль скоро зашла об этом речь, почему в Питере коммунальные службы не работают по ночам, как в Москве, когда им не мешают прохожие и поток машин? Они что — из другого теста сделаны? Врожденная интеллигентность мешает? Менталитет не тот?.
Жестокая действительность такова: страшной трагедии можно было бы избежать, если бы Вы, Валентина Ивановна, извлекли урок из предыдущей зимы. Зима же, как водится, каждый год является для Вас стихийным бедствием. У Вас вот, Валентина Ивановна, то лопат нет, то снегоуборочная техника «одета» в летнюю резину. Вы «сдаете» город. Я видел кинохронику блокадного Ленинграда, я знаю блокадников, которые пережили эти страшные зимы. Вы подводите город к этой черте. Мне стыдно смотреть в глаза иностранных туристов, которые спотыкаясь и падая, преодолевают центральные улицы города, как на войне, между потоками машин, потому что тротуары и пешеходные переходы завалены снегом и ходить можно только по проезжей части, рискуя жизнью. А ведь они приехали в «культурную столицу России». И Вам, конечно же, все равно, что до дома Пушкина на Мойке и до Спаса на Крови, им так и не добраться — транспорта такого нет, а пешком опасно..
Я человек эмоциональный — иначе бы, наверное, не работал артистом. Тем не менее, я никогда не писал «гневных писем» в газеты, не выступал с обличительными заявлениями на телевидении, не участвовал в «круглых столах» с обсуждениями «острых тем». Не люблю давать интервью и стараюсь держаться от подобного рода «пиара» подальше. Не всегда получается при моей профессии, но стараюсь. На этот раз не сдержался..
Принципиально не собираю под этим письмом подписи. Хотел бы собрать — собрал бы много. Не хочу устраивать вокруг этого балаган, как у нас любят..
Хотелось в конце письма написать «с уважением», но как-то рука не поднимается. Было оно и все вышло. Как то так. Поэтому, поставлю……………….
Михаил ТРУХИН«.