Следствие определилось с приоритетной версией исчезновения в Охотском море кораблей-призраков «Норта» и «Адекса». Основываясь на данных правоохранителей и экспертов, сегодня уже можно попытаться воспроизвести вероятную картину таинственного ЧП, а также рассказать о событиях, которые ему предшествовали.
«Аметист» на дне. Оперативная съемка
Два буя на одно судно
О странном происшествии в Охотском море информагентства сообщили 7 февраля: неподалеку от северокурильского острова Парамушир затонули сразу две шхуны — «Норт» и «Адекс», аварийные радиобуи кораблей сработали почти одновременно.
Оперативно была организована поисково-спасательная операция. Она, правда, не принесла желаемых результатов. В море удалось найти только три гидрокостюма, а также спасательные жилет, круг и плот с «Адекса». О существовании «Норта», кроме радиобуя, больше ничего не напоминало.
Сначала были выдвинуты две версии происшествия. По одной из них, суда могли затонуть, столкнувшись при перегрузке улова во время шторма. По другой — кораблекрушения вообще не было. Пропавшие без вести шхуны, как оказалось, раньше неоднократно задерживались по подозрению в браконьерстве, меняли названия, не имели технических средств контроля. Многие эксперты пришли к выводу: «Адекс» и «Норт» занимались незаконным промыслом краба. Более того, моряков заподозрили в том, что они могли специально сбросить радиобуи в воду. Таким образом, браконьеры якобы ввели в заблуждение контролирующие службы, а сами скрылись неизвестно куда.
Однако один из действующих капитанов корабля-краболова еще три недели назад в беседе с журналистом «Новой газеты» отверг обе первоначальные версии. По его словам, перегрузом во время шторма рыбаки, как правило, не занимаются. Если же допустить, что они решились-таки в плохую погоду перегрузить улов, то суда, получившие в ходе этой операции повреждения, не пошли бы ко дну мгновенно. Соответственно, экипажи подали бы сигнал бедствия. А его не было.
Вторую версию, по которой моряки имитировали кораблекрушение, чтобы скрыться от пограничников, собеседник тоже назвал маловероятной. «Патрульные суда в штормовую погоду в море обычно не выходят. Так что вряд ли краболовам нужно было от кого-то скрываться. Тем более имитируя свою гибель», — сказал капитан.
Он выдвинул альтернативную версию ЧП у берегов Парамушира: крушение потерпело одно судно, на борту которого находились радиобуи, зарегистрированные на два корабля. С точки зрения капитана, попавшая в шторм шхуна совершила оверкиль (перевернулась вверх днищем). Это могло произойти за считанные секунды, например, в результате обледенения. Поэтому с корабля и не поступил сигнал SOS. Моряки просто не успели его отправить.
Мнение эксперта «Новой газеты», как выяснилось, в целом разделяют и следователи.
«В качестве основной рассматривается версия о том, что кораблекрушение потерпело судно «Адекс». Судно «Норт», по нашим данным, перестало существовать еще в 2014 году. Однако на борту «Адекса» находился радиобуй уже несуществующего корабля», — сообщил мне руководитель Сахалинского следственного отдела на транспорте Илья Царьков.
В зеркале «Аметиста»
Исходя из имеющейся информации, сегодня уже можно попытаться восстановить события последних месяцев жизни «Адекса».
По предварительным данным, это судно, принадлежащее компании PhiСargo Co LTD, действительно занималось браконьерским промыслом краба. 28 сентября 2015 года его задерживали пограничники. Было возбуждено административное производство по ч. 2 ст. 8.17 (КоАП) «Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство…». Какое-то время «Адекс» находился в порту Петропавловска-Камчатского под арестом. Однако судовладелец внес за него залог — 974 412 рублей.
8 декабря судно покинуло Петропавловский порт. На его борту находились 16 человек — жители Приморского края и Сахалинской области. В середине декабря экипаж выходил на связь из японского порта Отару. Оттуда он и отправился в очередную крабовую экспедицию. 7 февраля 2016 года в шторм (такую погоду моряки называют браконьерской) «Адекс» рыбачил у берегов Парамушира. При сильном морозе и больших волнах произошло обледенение корпуса корабля. Он потерял остойчивость и перевернулся вверх дном…
По странному стечению обстоятельств зеркальное кораблекрушение в Охотском море уже происходило — ровно за пять лет до исчезновения «Адекса». 11 февраля 2011 года у берегов Камчатки пропал легальный краболов — СТР (сейнер-траулер рефрижераторный) «Аметист». На его борту находились 23 моряка. Сигнала SOS траулер не подавал. «Аметист» удалось обнаружить только в мае 2012 года с помощью глубоководного аппарата «Пантера Плюс». Судно лежало на дне залива Шелихова, примерно в 11 километрах от места своей последней известной стоянки. Эксперты пришли к выводу, что гибель траулера произошла во время шторма в результате оверкиля. Судно сначала обледенело, а затем опрокинулось. Как и в случае с «Адексом», поисково-спасательная операция принесла минимальные результаты. Все, что удалось обнаружить спасателям, это несколько разорванных плотов и буи.
Исчезновение «Аметиста» тоже выглядело весьма таинственно. Высказывались предположения, что к траулеру подходило какое-то неизвестное судно для бункеровки топливом. При швартовке краболов якобы получил пробоину и затонул, а члены экипажа пересели на борт своего «заправщика». Время, однако, опровергло эту мистификацию: за пять лет никто из моряков «Аметиста», увы, так и не вернулся домой…
Вот и в ситуации с «Адексом» нет недостатка в предположениях. Рассказывают, например, что капитан шхуны Максим Асянин несколько лет назад уже пропадал вместе с кораблем и экипажем. Однако через какое-то время рыбаки объявились в одном из иностранных портов. Следователи, к слову, не считают эту историю фантастической. Версия, в соответствии с которой краболов не тонул, отрабатывается до сих пор…
Источник
P.S.Даже если правоохранители выяснят абсолютно все обстоятельства исчезновения «Адекса», не факт, что к ответственности привлекут истинных виновников ЧП в Охотском море — каким бы оно ни было. Судовладельцы, отправляющие рыбаков на смертельно опасный промысел, как правило, остаются в тени. Они регистрируют краболовы на фирмы-однодневки, которые в случае чего «исчезают» вместе с кораблями и экипажами. Организаторы незаконного крабового бизнеса получают от него только прибыли, риски берут на себя бесправные моряки.