Саратов завалило снегом. Транспорт не работает уже почти десять дней; по пешеходной набережной невозможно пройти
В 20-х числах января в Саратове и в области прошло сразу несколько снегопадов и метелей — самых сильных за последние 30 лет. Город парализовало: центр каждый день стоит в десятибалльных пробках. 24 января полностью остановились трамваи. К 28 января удалось возобновить движение двух маршрутов из десяти — но следующим утром движение на одном из главных транспортных узлов города в районе Сенного рынка вновь прекратилось: трамвай на повороте сошел с рельсов. Перестали работать троллейбусные и автобусные маршруты, соединяющие центр города с окраинами. Из-за этого людям приходится ходить на работу пешком на расстояния 5–10 километров. Пассажирские автобусы застревали в снегу — и их выталкивали пассажиры. Во «ВКонтакте» начали появляться отчаянные обращения жителей окраин к водителям любых транспортных средств: «У кого есть возможность, если видите, что люди стоят на остановках, захватите, пожалуйста, хотя бы до цивилизации».
Саратовское информационное агентство «Свободные новости» пишет, что в городе начались перебои с вывозом мусора: коммунальная техника не может заехать во дворы жилых домов. Пешеходную Набережную Космонавтов — одну из главных достопримечательностей города — перестали убирать, и ее накрыло метровым слоем снега. Полностью замело еще одну локальную достопримечательность — двухметровую стелу «Я люблю Саратов». В районе Ильинской площади в центре города прорвало трубы — и несколько магистральных улиц оказались залиты кипятком (температура воздуха была ниже минус 10 градусов).
В сам город тоже сложно попасть. Сотни населенных пунктов в области заблокированы, поезда застревают в снегу
Из-за плохой погоды несколько раз закрывался саратовский аэропорт, принимающий около десятка рейсов в день (в основном из Москвы). Утром 29 января он опять не принимал рейсы или задерживал их. На несколько часов около Саратова и в черте города останавливалось движение на железной дороге, соединяющей Сибирь с городами юга России, — поезда и электрички (некоторые пустили специально, чтобы заменить автобусы) просто застревали в снегу.
К утру 29 января около ста населенных пунктов в области оставались отрезанными от дорог — туда не могла добраться снегоочистительная техника. Рабочие жаловались, что в такой обстановке не работали еще никогда — снега было так много, что его приходилось не расчищать, а пробивать в нем тоннели. Несколько раз закрывалось движение на автомобильной трассе, соединяющей Россию и Казахстан: там переставали работать таможенные и контрольно-пропускные пункты.
Саратов чистит арестованная за долги техника. Город не имеет права ее использовать
Две трети работающей сейчас в Саратове снегоуборочной техники принадлежит предприятию «Городские дороги плюс», которое с 2014 года проходит через процедуру банкротства. В июле 2018 года суд решил, что город не имеет права использовать эту технику — чтобы получить это право, мэрия должна приобрести ее за 150 миллионов рублей. Чиновники говорят, что вывезти на улицы грузовики и тракторы сейчас оказалось возможным только потому, что решение все еще обжалуется.
Жители города требуют ввести режим чрезвычайной ситуации. Губернатор просит помощи в министерстве обороны
Житель Саратова Егор Семенов создал петицию, в которой попросил президента России Владимира Путина ввести в городе режим ЧС. «Люди часами добираются ежедневно на работу и домой. Пешеходы, в том числе старики и дети, ежедневно травмируются упавшей с крыш наледью, ломают кости, пытаясь пробраться через сугробы снега, — говорится в ней. — Жители города молят о спасении!» К 29 января под обращением подписалось больше 32 тысяч человек. «Трехметровые горы снега, битком забитые автобусы, в которых двери уже даже не открываются. Жители предоставлены сами себе. В такой ситуации [губернатору Валерию Радаеву] было бы разумно почистить город или уйти в отставку», — говорится в другой петиции (у нее пять тысяч подписей).
Губернатор Радаев 28 января отправил телеграммы в Минобороны, МЧС и комитет Госдумы по обороне с просьбой привлечь к уборке снега солдат и спецтехнику из Центрального военного округа. На следующий день в область прибыла первая техника — в том числе два путепрокладчика, которые используются для строительства дорог в зоне боевых действий. Жители города заметили на одной из улиц БТР. Он вытаскивал застрявшую в заносах дальнобойную фуру.