Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Каджурахо — храмовый комплекс из 85 храмов

Каджурахо — храмовый комплекс из 85 храмов

Каджурахо — храмовый комплекс из 85 храмов, который сегодня охраняется ЮНЕСКО. Необычен он тем, что основная его тема — это….эротика. Существует несколько теорий, объясняющих наличие этих изображений на стенах храмов. Принято считать, что эротические сцены изображаются как митхуна, соединения мужского и женского начал.

Город Кхаджурахо был культурной и религиозной столицей династии Чандела. Изначально было построено 85 храмов и многочисленные дополнительные постройки. 

 

Упоминания о династии Чандела теряются после 13 века. И Кхаджурахо оказался потерянным для мира. Только в 1838 году британский инженер проник через джунгли и открыл удивительное место под названием Кхаджурахо зановоКаджурахо - храмовый комплекс из 85 храмов

Кхаджурахо представляет собой кульминацию развития средневековой архитектуры в северной Индии. Храмы посвящены шиваизму, вишнуизму и джайнизму.

 

У большинства храмов общий замысел и план, различия только в деталях. Все храмы симметричны относительно оси восток-запад. Три храма построены из гранита: Чаусатх-ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви. Все остальные храмы Кхаджурахо сделаны из песчаника, цвет камня варьируется от тёмно- до светло-жёлтого, встречается розовый. Материал для строительства добывали в городе Панна на восточном берегу реки Кен.

В больших храмах боковые трансепты украшены окном с балконом для вентиляции. Над балконами размещены роскошные скульптурные группы, которые показывают сцены из жизни богов. Свет из окон освещает внутренний центральный зал.

Храм с двумя парами трансептов вдоль оси похож на латинский крест. Некоторые из больших храмов имеют дополнительные святилища по четырём углам платформы.

У храмов подчёркнуто высокое основание — платформа-терраса. По её периметру размещены серии восхитительных орнаментов. Великолепные рельефы сменяют друг друга, как кадры из фильма о жизни династии Чандела.

Стены храмов покрыты двумя и более рядами изысканной скульптуры. Совершенная красота проявляется в каждой статуе с ее утонченностью, культом изящества и совершенства. Храмовая скульптура – самая притягательная особенность Кхаджурахо.

Над стенами возвышаются своды, которые состоят из серии пиков. Древние описания сравнивают их с горной грядой горы Кайлаш или Меру. Высота сводов постепенно увеличивается от самого низкого уровня (располагается над входом портиком) до самого высокого – сикхары (размещается над святилищем). Своды выстроены по одной оси, каждый из них имеет пирамидальную форму.

Небольшая туристическая деревня вокруг храмов в Индии (шт. Мадхья-Прадеш). Сохранилось около 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева. Крупный комплекс храмов в североиндийском стиле нагара (основные три элементы стиля: квадратное святилище санктум, один или два ряда трансептов и увенчаны криволинейным конусом шикхарой)

Северный стиль храмовой архитектуры и скульптуры достигает здесь своего пика. Все строения были возведены в 9-12 вв. н.э. Появление храмов в Кхаджурахо связано с возрождением индуизма в этот период истории Индии.

Скульптура Кхаджурахо берёт свои истоки из средневековой школы Ориссы, и превосходит её в изяществе изображения. Всю скульптуру Кхаджурахо можно разделить на пять основных категорий.

Первая категория включает религиозные изображения. Они сделаны только вдоль фасадов храмов, в строгом согласовании с канонической формулой и предписаниями.

Вторая категория состоит из богов, их слуг и окружения. Встречается в нишах на стенах, а также в больших и средних рельефах на фасадах храмов, во внутреннем убранстве. Скульптуры в нишах выполнены строго и канонически. Позы остальных фигур богов и богинь более свободны. Отличить богов можно только по особым признакам: головному убору, священному предмету в руках, украшениям на всём теле, ездовому животному и бриллиантам на груди.

 

Во всем мире эротическая скульптура является символом Кхаджурахо. При своём разнообразии форм и изяществе исполнения она, естественно, привлекает внимание. Встречается на фризах платформ, а также в больших, средних и малых рельефах на фасадах храмов. Часто любовные пары помещены в местах архитектурных соединений между отдельными архитектурными элементами храмов на фасаде здания (например, соединение святилища с центральным залом), чему очень часто придают символическое значение космического единства. До конца неизвестно отношение к эротической скульптуре во времена правителей Чандела.

Согласно первой версии, секс был общедоступной темой в данном обществе в тот период времени.

Вторая версия утверждает, что статуи иллюстрируют древние тексты Камасутры. Сцены показывают эротическую практику в центральной средневековой Индии в сектах, которые включали в сексуальный акт ритуальный символизм. В соединении йоги (духовного знания) и бхоги (физического удовольствия) видели альтернативный путь к достижению освобождения. Контроль удовольствия – как путь к спасению.

 

Третья версия предполагает, что размещение эротической скульптуры имело обучающие цели. Скульпторы подавали пример новому поколению в естественном отношении к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

Четвертая версия предполагает, что размещение эротической скульптуры на нижних уровнях храмов имело целью показать реальное место половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

В древних трактатах по архитектуре пишут о любовных парочках птиц, животных, людей, как о символе счастья и благополучия.

Также в искусстве Индии встречаются более ранние изображения влюблённых пар, к примеру скульптуры из терракоты периода Шунга и так же искусство скульптуры более позднего периода в городах Амаравати и Матхура.

 

Храмы расположены вдоль главной дороги к западу от туристической деревни Кхаджурахо. Храмы западной группы наиболее посещаемы туристами. Первый от входа находится храм Лакшмана, рядом с ним два храма поменьше: Вараха и Лакшми. Следом за ними на одной платформе возвышаются храмы Кандария-Махадеви и Джагадамби. Справа от них единственный в Кхаджурахо храм богу Солнца – Читрагупта. Следом за ним ближе к выходу находится храм Висванатха со святилищем Нанди. Слева — храм Лакшмана

Восточная группа храмов находится рядом с деревней Кхаджурахо. Включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха. Брахманские храмы размещены ближе к озеру.

Южная группа храмов включает два храма: Дуладео и Чатурбхуджа. Большая статуя Ханумана (бога обезьян) находится на середине пути между западной группой храмов и деревней Кхаджурахо.

Храмы Каджурахо таят много загадок. Неизвестны в точности обстоятельства и цели их постройки. Согласно преданию, бог Луны тайно полюбил земную женщину, и потомки от этой связи основали династию Чандела, а храмы Каджурахо были построены первым правителем этой династии, чтобы искупить грех его матери. Некоторые исследователи полагают, что правители династии Чандела были последователями тантризма — одного из ответвлений буддизма, в котором удовлетворение земных желаний считается шагом к достижению нирваны. Как бы то ни было, но постройки Каджурахо стали настоящим гимном земным желаниям, удовлетворяемым самыми разнообразными и прихотливыми способами

Стены храмов покрыты тысячами превосходных каменных рельефов, посвященных эротической теме. Считается, что именно изображения на храмах Каджурахо вдохновляли составителей Камасутры, хотя в самой Камасутре речь идет о рельефах храма Сурьи в Конараке. Из-за обилия подобных сюжетов в Европе принято называть Каджурахо «храмом любви», хотя храмов здесь не один и не два, а двадцать два. И хотя эти храмы получили всемирную известность прежде всего из-за их эротических рельефов, они являются ценнейшим памятником культуры и истории средневековой Индии.

Храмы Каджурахо во многих отношениях уникальны. По гармонии и красоте они не имеют себе равных и представляют собой лучшие образцы стиля храмовой архитектуры Центральной Индии.

 

Храмы Каджурахо, поражающие своим архитектурным и скульптурным богатством, представляют собой настоящую галерею под открытым небом, хранящую бесценные произведения искусства средневековой Индии. Освещенные разноцветными лучами прожекторов, эти храмы служат естественной декорацией для проводящегося ежегодно в феврале — марте фестивале индийского танца, в котором принимают участие ведущие исполнители классических стилей бхаратнатьям, одиси, катхак, катхакали и др.


Изображения женщин и мужчин в любовных позах находятся только на внешней стороне храма. Внутри их нет, там нет даже статуй Бога. Этому есть такое объяснение: только когда вы пройдете насквозь вашу сексуальнось с полной осознанностью, все ее стадии, все измерения, только когда вы дойдете до точки, в которой секс уже больше не имеет значения для вас… Только тогда вы войдете в храм. В противоположном случае вы снаружи храма, ваш интерес там.


 

Архив Вестник К