Замок Нойшванштайн(Neuschwanstein) возвышается над мрачным ущельем в Баварских Альпах, по дну которого течет река Пеллат. Кажется, что башни этого волшебного замка цвета слоновой кости парят на фоне темно-зеленых елей. Нойшвантайн, построенный в XIX веке, выглядит более «средневековым», чем настоящие средневековые постройки. Сказочный замок – самая желанная и драгоценная игрушка короля-мечтателя, стоившая ему короны и самой жизни.
Нойшванштайн никогда не был ни оборонительной крепостью, ни дворцовым увеселительным комплексом, не переходил из рук в руки, не подвергался осадам, не знал ни великих побед, ни досадных поражений, здесь не было подписано ни одного важного соглашения, да и вообще не вершились ни государственные дела, ни людские судьбы. Обошлось тут и без заточенных в подземелье узников, хитрых дворовых интриг, в результате которых всегда кто-то бывает отравлен или тела находят у подножья утесов.
Он рожден воспаленным воображением «последнего короля-романтика» Людвига II и стал воплощением его мечты о «настоящем средневековом замке».
Сам король Баварский, если верить источникам, любил повторять цитату из трагедии Ф. Шиллера «Мессинская невеста»: «Загадкой вечной буду я себе». Не знаю, как для себя самого, но для многих историков он действительно остался загадкой.
О своём собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать ещё в детстве, в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин.
В 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж, я все еще продолжаю учиться…»
Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора.
В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. Таким образом, с 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Для него это стало огромным потрясением.
Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Людвиг отдает строительству все силы. Чтобы укрыться от реальности, он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью, бродя в сумерках по горным тропинкам Баварии и все больше отдаляясь от людей, постепенно к этому привыкли, а сам Людвиг получил прозвище «сказочного короля», который вроде бы и есть, но которого почти никто не видит.
Итак, строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Говоря литературным языком, Нойшванштайн означает «Новый Лебединый замок» по аналогии с рыцарем-лебедем Лоэнгрином одним из персонажей Вагнера. Король Людвиг был большим почитателем культуры и исскуства и лично оказывал поддержку всемирно-известному композитору Рихарду Вагнеру, и замок Нойшванштайн был отчасти возведён и в его честь. Дороги великого немецкого композитора и будущего короля Баварии пересеклись в феврале 1861 года, когда 16-летний (тогда еще принц) Людвиг побывал на премьере его оперы “Лоэнгрин” в Мюнхене. Данный момент сыграл ключевую роль в судьбе композитора. Через пару лет Людвиг взошел на баварский престол, и буквально через несколько месяцев произошла его первая личная встреча с Вагнером. Так было положено начало дружбе юного короля и уже зрелого композитора. Людвиг стал фактически меценатом Вагнера – оплачивал все его долги, чтобы тот мог свободно, не отвлекаясь на мелкие дела, творить свои произведения. Людвиг мечтал создать для Вагнера идеальные условия – он очень хотел, чтобы композитор писал свои оперы в его новом замке.
Кстати, Нойшванштайн буквально переводится как “Новый лебединый утес”. Постепенно проект претерпевал изменения, пока замок не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига II, соответствовало легенде.
Людвиг II не жалел денег на воплощение в жизнь своих фантазий, поэтому для работы в Нойшванштайне и в других местах были наняты лучшие мастера, живописцы, скульпторы и резчики по дереву. К сожалению, его строительные проекты опустошали государственную казну и мешали исполнению его монарших обязанностей, что и стало впоследствии определяющим фактором в его судьбе. На возведение Нойшванштайна из государственной казны была израсходована гигантская сумма – порядка 6 миллионов золотых марок.
Строительство замка велось 17 долгих лет. История закончилась, как и следовало ожидать, трагически. При жизни Людвига полностью было построено только здание дворца, а отделочные работы завершены лишь на третьем и четвертом этажах, где располагались личные апартаменты короля.
В них Людвиг II прожил всего 172 дня.
В конце концов Баварское правительство решило избавиться от грандиозных строительных расходов чудаковатого короля, а следовательно, и от него самого. В соответствии с разработанным в высших кругах планом, 9 июня 1886 года самый известный мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден, запасшись подписями ещё троих врачей, никогда в глаза не видевших короля, объявил Людвига психически нездоровым. Людвиг прекрасно осознавал нависшую над ним опасность, но тем не менее предпочел идти навстречу своей гибели. Король под охраной был вывезен из Нойшванштайна в небольшой замок Берг на берегу озера Штарнберг.
Поводом стало якобы эксцентричное поведение короля – уединение, отсутствие интереса к государственным делам, бесконечные прогулки по ночам. Людвиг любил подниматься вверх по ущелью к горному мосту Мариенбрюке (назван в честь его матери – принцессы Марии Фридерики Прусской), который сегодня является самой популярной смотровой площадкой – замок оттуда виден как на ладони. По приказу короля во всех помещениях Нойшванштайна в такие ночи зажигали свет – и он часами под звездным небом издали любовался воплощением своей мечты… Впрочем, причиной отстранения короля от власти стали, конечно, деньги – Людвиг на свои замки тратил огромные суммы, которые королевская семья копила в течение 800 лет.
Личного осмотра комиссия не проводила, свидетелей не опрашивали: просто через несколько дней находившегося в Нойшванштайне Людвига II решением правительства объявили недееспособным, арестовали и «закрыли» в замке Берг на Штарнбергском озере.
Не исключено, что судьба Людвига сложилась бы иначе, если бы не ранний восход на престол – когда внезапно умер Максимилиан II, юноше было всего 18 лет. Многие, дорвавшись до власти в таком возрасте, погрязли бы в разврате и увеселениях, устраивали пышные балы, совращали юных красавиц, напивались вдрызг и тратили огромные средства на иные развлечения. Утонченный же и достаточно замкнутый по натуре Людвиг направил резервы казны на другое – уже через пять лет, в 1869 году, он приступает к строительству собственного замка рядом с отцовским – вдали от Мюнхена – что означает, что строился Нойшванштайн не напоказ, не как демонстрация силы и могущества, а как убежище, место, оторванное от суеты мира. Возможно, Людвиг стремился создать тот самый храм Добра и справедливости – замок Монсальват. При взгляде на плывущий на корабле — огромном утесе среди облаков Нойшванштайн такая параллель напрашивается сама собой.
В Берге “больной” вел себя очень смирно, и его отпустили на прогулку в лодке в сопровождении доктора фон Гуддена, без охраны. Когда король и доктор не вернулись к ужину, их бросились искать. Тела были обнаружены через пару часов. Свидетелей происшествия найдено не было.
Существует как минимум три версии того, что произошло в тот день на озере:
1. Официальная версия. Людвиг, не раз задумывавшийся о самоубийстве, считал, что лучший способ уйти из жизни – утопиться, так как тело при этом не калечится. В тот день он решился покинуть этот ненавистный ему мир, но доктор постарался помешать королю, за что поплатился жизнью…
2. Людвиг, будучи отличным пловцом, задумал сбежать, однако доктор активно возражал и был убит в жестокой схватке, а короля от холодной воды и пережитых впечатлений хватил удар…
3. И доктора, и короля утопили члены заговора от кабинета министров или родственники Людвига, желая привести к власти дядю Людвига, принца Луитпольда, в качестве регента при слабоумном наследнике престола принце Отто…
Расследованием обстоятельств смерти короля никто не занимался. Хватило определения «трагическая». Похороны устроили пышные – и на том забыли.
После гибели короля все работы по строительству и отделке интерьеров Нойшванштайна прекратились, замок был объявлен национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняется, будучи особой гордостью баварцев, некогда погубивших мечтателя, построившего его…
А сказочный замок продолжает жить.
Каждый зал замка — это гимн операм Вагнера, героям германских легенд. К сожалению, замок так и не был завершен, поэтому сегодня можно осмотреть только четвертый и пятый этажи
На четвертом этаже находится сводчатый вестибюль в форме трапеции, пол которого сложен из двух миллионов камешков мозаики, изображающей животный и растительный мир. Всего в замке содержится более 360 залов, а обилие золота, украшений и лебедей создает тяжелую и помпезную атмосферу.
Тронный зал Нойшванштайна напоминает зал в замке Грааль из oперы “Парсифаль”. Несмотря на то, что Тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим внутреннем залом замка. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита. Заканчивается Тронный зал полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться…
Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов — носителей божией воли. Драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди весит 18 центнеров и вмещает 96 свечей.
Очевидцы утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати Людвига II в готическом стиле, увенчанной замысловатой и хрупкой деревянной резьбой, в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Картинное убранство королевской спальни посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноименная опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига II в Мюнхене.
К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику — королю Людовику Французскому — в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.
В гостиной (или Большом салоне) хранится символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде, с которым король любил себя сравнивать, – ваза в виде лебедя. Однажды, по недосмотру, в вазу налили воду, и вылить её оттуда можно было, только перевернув массивное произведение искусства. Но риск разбить чудесную вазу в таком случае был бы слишком велик, и тогда решили пожертвовать одной лебединой лапой, дабы спасти всю вазу от уничтожения и избавить её от уже изрядно протухшей воды. В итоге лебединая лапа была отколота и вода вылилась из образовавшегося отверстия, как из крана.
Безусловно, центральное место замка — Зал певцов. Это самый большой, высокий и богато убранный зал с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою этого зала – Парсифалю — сыну знатного рыцаря Гамурета, прославившего себя доблестью и благородством, но погибшего в бою. Парсифаль, как и каждый рыцарь, должен был на собственном примере доказать, что стоит на защите добра, справедливости, благородства.. Последний, наивысший этап обучения рыцаря и смысл всей жизни был поиск главной рыцарской святыни – Грааля. Кульминацией легенды о Парсифале является момент, когда герой попадает в Замок Грааля. Эпизод, когда Парсифаль впервые видит Грааль, изображен на центральной, самой большой картине Зала певцов. В Зале Певцов при короле так никто и не спел.
На первом этаже расположена просторная королевская кухня с печами и жаровнями, разделочными столами и начищенной до блеска посудой. Все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой. Чтобы не нарушать уединения короля во время трапезы, был сконструирован специальный механизм для транспортировки накрытого стола из кухни в столовую.
Из окон замка и с площадки перед входом в него открываются виды на великолепные пейзажи Верхней Баварии.
Здесь завершился спектакль жизни Людвига II, здесь остановились работы вопреки воле короля и воле жителей близлежащей деревни…
По слухам, в годы нацизма в замке располагалось одно из “идеологических” подразделений третьего рейха, изучавшее оккультизм, нибелунгов, рунамы и германский дух. Но даже нацисты, жестоко преследовавшие все сексменьшинства, признавали — романтизм короля Людвига II выше всех его пороков.
Видом Нойшванштайна был некогда очарован П.И. Чайковский. Имя Чайковского не связано напрямую с Людвигом II и Нойшванштайном. Русский композитор посетил Швангау в 1876 году, когда в Москве ему заказали романтический балет на симфоническую музыку. В поисках вдохновения Петр Ильич вспомнил об опере Рихарда Вагнера “Лоэнгрин” и отправился на «родину» рыцаря Лебедя – в Баварию. Там, пораженный красотой альпийского ландшафта, очарованный ледяным спокойствием отражающего заснеженные горные вершины Шванзее, Чайковский и написал одно из своих самых знаменитых произведений – «Лебединое озеро».
Часто вследствие высотного расположения замок окутывает альпийским туманом… В такие минуты кажется, будто он парит в пустоте…
Сказочный вид Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание Волшебного Королевства, воплощенного в известном мультфильме «Спящая красавица».
Наверное, у каждого человека в жизни есть свой Нойшванштайн – символ смешения иллюзий и реальности – идея-фикс, ведущая тебя через годы к ее воплощению.
На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит