«Чужой» Ридли Скотта вышел в 1979 году, всего через два года после «Близких контактов третьей степени» и «Звёздных войн». К космической сказке Лукаса и спилберговской мечте о звёздах добавился третий взгляд на инопланетян — история, в которой пришелец откусит вам голову. И да, в космосе никто не услышит ваших криков...
Его жертвами становятся десятки воруженных морпехов и безоружных заключенных. Кровь брызжет фонтаном, куски человеческого мяса разлетаются во все стороны. И кажется, что остановить эту машину смерти не сможет никто, никто кроме отважной, но увы не бессмертной девушки по имени Рипли.
Чужой / Alien
Год: 1979
Режисcер: Ридли Скотт
В ролях: Том Скерритт, Сигурни Уивер, Вероника Картрайт, Гарри Дин Стэнтон, Джон Харт, Йен Холм
Сценарий: Дэн О`Бэннон, Рональд Шусетт
Продюсер: Уолтер Хилл, Рональд Шусетт, Гордон Кэрролл
Оператор: Derek Vanlint
Композитор: Джерри Голдсмит, Ховард Хэнсон
Жанр: ужасы, фантастика, триллер
Бюджет: $11 000 000
В 1977 году отгремели «Звездные войны», доказав, что кинофантастика может приносить немыслимые доходы её создателям. Проект «Чужого» родился еще до появления «Звездных воин». Идея фильма брала свое начала, казалось бы, никак несвязанными с фильмом акульими «Челюстями» Спилберга. Замысел был прост как две копейки – сделать «Челюсти в космосе».
И вот в 1979 году на экранах появился «Чужой». Режиссером фильма выступил Ридли Скотт, хорошо зарекомендовавший себя в рекламном бизнесе, и на счету которого к тому моменту был всего лишь один фильм для большого экрана. Конечно, тогда никто и не мог предположить, что данный фильм положит началу одному из самых известных кинофранчайзов всех времен, и станет одним из самых узнаваемых брэндов студии «20 век Фокс».
«Чужой» — хоррор семидесятых. Поэтому здесь не будет жутко вопящей жертвы, не будет идиотских смертей, не будет кучи мяса, и море крови… На первый взгляд можно даже сказать, что почти час ничего не происходит. Но это лишь на первый взгляд. Режиссер медленно, но верно знакомит нас с действующими лицами; и нагнетает атмосферу неспокойности. Чем дальше, тем больше будет чувствоваться, что вот сейчас, в эту минуту должно случиться страшное. Но создатели фильма и здесь не спешат, они даже дадут зрителям немного успокоиться, чтобы потом представить главного персонажа фильма – Чужого.
В свое время сцена появления Чужого повергла зрителей в молчаливый хоррор. И даже сейчас, спустя столько времени, эта сцена является одной из лучших в жанре. Зрители увидели то, что никак нельзя было ожидать. И не только зрители. Актером тоже не сказали, что им предстоит. И поэтому, когда начали извергаться фонтаны крови, реакции на происходящие некоторых из них является более, чем достоверными. Ну а потом фильм потеряет всякие тормоза. Разогнанный во всю мощь локомотив понесется на полному ходу. Угадать – кто выживет, а кто нет, будет невозможно. Отчет пойдет на секунды. И в концовке, человек и чужой сойдутся в последней схватке
В фильме всего семь персонажей. В отличие от большинства современных блокбастеров главные герои картины – обычные люди, которые в 99,9 процентах случаях обойдут неприятности стороной, а не полезут на рожон. Они просто хотят вернуться домой после изнурительной работы. Но именно им предстоит столкнуться с самым страшным испытанием в своей жизни. Попав в такую ситуацию, они не будут строить из себя супермэнов; они примут единственное правильное решение – сбежать с корабля. Другое дело, что сделать это будет ой как не просто.
Но, пожалуй, главным героем фильма стал не человек, а сам Чужой. Ксеноморф. Идеальный организм, и в то же время идеальная машина для убийства, против которой у людей нет ни малейший шансов. Лишь на втором часу нам покажут Чужого и то не полностью и урывками, позволив человеческому воображению самому дорисовать внешний облик инопланетного монстра.
«Чужой» породил целое направление в кинофантастике. Именно после этого фильма тема «вынашивания инопланетного организма в человеческом теле» получила колоссальное развитие. Ридли Скотт мог снять только одного «Чужого» и затем удалиться из кинематографа навсегда. Всё равно место в киноистории ему было обеспечено. Этим фильмом он доказал, что умеет грамотно создавать атмосферу, нагонять саспенс, сделать незабываемый визуальный ряд и работать с актерами. За двадцать шесть лет, прошедших с момента выхода картины на экран, «Чужой» как был, так и остается лучшим представителем своего жанра.
Интересные факты:
В интервью, которые давал Ридли Скотт, режиссер неоднократно упоминал, что по его замыслу «Чужой» был более мрачным фильмом, а развязка – более фатальной. Так, в финальной сцене монстр должен был откусить Рипли голову. Смягчить концовку потребовало руководство студии «20 Век Фокс».
Ридли Скотт получил должность режиссера в проекте далеко не первым – у него было четыре предшественника. Кроме того, кинокомпания предлагала занять режиссерское кресло также Уолтеру Хиллу, Питеру Йетсу, Джеку Клейтону, Роберду Олдриджу и Дэну О’Беннону.
В одном из первых вариантов сценария Рипли – мужская роль. Причем ее даже предлагали сыграть Полу Ньюману.
Поначалу роль Рипли должна была играть Вероника Картрайт. В итоге роль все же закрепили за Сигурни Уивер, однако Веронике тоже досталась одна из главных ролей.
Многие диалоги в фильме на самом деле импровизация.
Поначалу костюм «чужого» хотели надеть на Питера Мейхью – исполнителя роли Чубакки в «Звездных войнах». Такой чести он был удостоен из-за своего огромного роста – 2 м 21 см. В результате выбор все же пал на Боладжи Бадеджо – его рост составлял 2 м 18 см.
Чтобы воссоздать образ «чужого» в фильме, была изготовлена одна модель и два костюма, в которые одевались статисты.
Версии картины на других языках (не на английском) вышли на экраны с названием «Инопланетянин: Восьмой пассажир».
Создатели картины подверглись нападкам со стороны писателя Ван Вогта. Он утверждал, что для фильма были использованы идеи, которые описаны им в книгах «Voyage of the Space Beagle» и «Discord in Scarlet». Писатель даже подал на создателей фильма в суд за плагиат, но выиграть процесс не смог.
В сценарии была постельная сцена между Далласом и Рипли. Впоследствии ее решили не снимать.
Когда картина уже вышла на экраны, Вероника Картрайт рассказала интересные подробности о сцене, где хвост чужого опутывает ноги ее героини. Выяснилось, что на самом деле это не ее ноги, а Гарри Дина Стентона (исполнителя роли Бретта), и снималось все для совсем другой сцены.
Поначалу художники снабдили инопланетного монстра глазами. Но руководство посчитало, что без глаз существо будет выглядеть более зловещим.
Проект «Чужой» был настолько жестоким и кровавым, что от него отказались все кинокомпании. Воплотить его в жизнь отважился только Уолтер Хилл, который представлял интересы студии «20 Век Фокс». Однако даже он посчитал первоначальную версию сценария слишком жестокой, и Ридли Скотту пришлось вырезать наиболее кровавые сцены.
«Сырая» версия фильма продолжалась 192 минуты (окончательная – 117 минут).
Исполнитель роли Эша Йен Холм рассказал, что в ходе съемок гибели Эша муляж его головы был набит луковыми кольцами и спагетти.
Девид Гилер и Уолтер Хилл изменили все имена в сценарии, созданном Рональдом Шусеттом и Дэном О’Бенноном. Дело в том, что они не давали своим героям четкой половой принадлежности, и их могли сыграть и женщины, и мужчины. Сценаристы также хотели, чтобы роль Рипли играл мужчина.
Моделей чужих было сделано несколько, а затем одну из них утвердили для фильма. Создателем моделей был Ханс Руди Гигер.
На одном из этапов работы над фильмом создатели картины хотели сделать чужого полупрозрачным.
Слух, что актеров (кроме Джона Харта) толком не посвятили в сцену рождения чужого, имеет под собой реальную основу. Участникам сцены рассказали о том, что должно произойти, лишь в общих чертах. К примеру, то, что Веронику Картрайт обрызгали кровью, стало для актрисы полной неожиданностью.
Дэн О’Беннон говорил, что идея монстра-паразита, который откладывает яйца внутри человеческого тела, осенила его, когда он узнал об особенностях размножения дорожных ос – они откладывают личинки в паучьих брюшках. Впрочем, эти осы кладут яйца не внутри своей жертвы, а на поверхности ее тела. Хотя осы, откладывающие яйца непосредственно внутри тел других насекомых, тоже есть в природе– это ихневмоны (которые кладут яйца в тела жуков) и бракониды («донором» становится тело гусеницы). Когда рождается молодая оса, организм-носитель умирает.
При съемках сцены внутри космического корабля инопланетян использовалось 130 специально созданных яиц чужих.
Через 18 лет после выхода «Чужого» в прокат Х.Р. Гигер подал в суд на кинокомпанию «20 Век Фокс». Основанием послужило то, что его имени не было в титрах к четвертой части сиквела – «Чужой: Воскрешение» (1997). Суд решил дело в пользу Гигера.
Декорации многих помещений внутри «Ностромо» сделаны из деталей, найденных на кладбище самолетов.
В сцене пробуждения от криосна команды «Ностромо» груди Сигурни Уивер и Вероники Картрайт закрыли киперной лентой.
На роль Кейна вначале был приглашен Джон Финч. Однако в первый же день съемок актер заболел – с ним случился приступ диабета. Режиссер картины Ридли Скотт предложил эту роль Джону Харту, так как знал, что в данный момент он нигде не задействован. Харт согласился и был на съемочной площадке уже на следующий день.
Чтобы создать видимость резкого ускорения движения «Ностромо», кресла, в которых сидели актеры, раскачивали и трясли сразу несколько человек.
Х.Р. Гигер был задержан таможенниками на американской границе – подозрения и шок последних вызвали обнаруженные у него модели фейсхаггеров. Дэн О’Беннон специально полетел в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснил, что это всего лишь модели для фильма ужасов.
Рождение чужого сняли на четырех камерах с первого же дубля.
Чтобы кот Джонс испугался и зашипел, перед ним была посажена немецкая овчарка.
Сцену, где Даллас ползет по вентиляции за чужим, а другие члены команды говорят, чтобы он покинул вентиляционную трубу как можно скорее, сняли за один день.
Предложение, чтобы у чужого была кислота вместо крови, внес Рон Кобб, который делал для фильма наброски.
Ридли Скотт и монтажер Терри Роулингс сильно изменили музыку, которая была написана для фильма. Это привело композитора, Джерри Голдсмита, в ярость.
В первом варианте сценария, написанного О’Бенноном, Эша не было вовсе.
Для того, чтобы снять «кровь» Эша, использовали подкрашенную воду.
Продюсеры утвердили Сигурни Уивер на роль Рипли после того, как увидели ее кинопробу, где она произносит финальный монолог, находясь на борту спасательной шлюпки.
Первый сценарий Дэна О’Беннона был написан им для фильма «Темная звезда» (1974). Однако то, как был снят фильм, его разочаровало. После этого он и задумал «Чужого», причем в этот раз рассчитывал на больший бюджет и добавил в сценарий больше элементов хоррора.
До того как начать работу над «Чужим», Рональд Шусетт стал правообладателем рассказа «We Can Remember It for You Wholesale» Филиппа Дика и попросил О’Беннона помочь сделать киноадаптацию этого рассказа (впоследствии по его мотивам был написан сценарий «Вспомнить все» 1990 года). О’Беннон к тому моменту уже был воодушевлен идеей об инопланетном монстре на космическом корабле. Шусетт и О’Беннон объединились и решили начать с монстра, так как посчитали этот проект более легким для реализации.
Идея сделать Эша андроидом поступила от Девида Гилера и Уолтера Хилла.
В течение первых 6 минут фильма нет вообще никаких диалогов.
За весь фильм слово «fuck» было сказано 5 раз, причем 4 из них произнесла Рипли.
Поначалу бюджет фильма составлял 4.2 миллиона долларов. Студия «20 Век Фокс» увеличила эту цифру вдвое после того, как увидела раскадровки Ридли Скотта.
Для съемок было построено три модели звездолета «Ностромо» разной массы и длины.
На создателей «Чужого» хотели подать в суд за плагиат авторы третьесортного ужастика «Оно! Ужас из космоса», снятого в 1958 году. Впрочем, они все же не стали этого делать.
«Ностромо» поначалу назывался «Снарк» — за название было принято фантастическое существо из поэмы «Охота на Снарка» Льюиса Кэрролла. Позднее название изменили на «Левиафан» — имя библейского морского чудища. Слово «Ностромо» по-итальянски означает «боцман». К тому же так называется книга Джозфа Конрада.
Главный компьютер «Ностромо» назывался «Мать». Компьютер звездолета из «Чужого: Воскрешение» — «Отец».
В фильме есть 2 обратных отсчета, каждый по 30 секунд. На самом деле они продолжаются 36 и 37 секунд.
Веронику Картрайт, которая пробовалась на роль Рипли, вдруг пригласили прийти для примерки костюмов Ламберт. Только тогда актриса узнала, что не получит главную роль.
Длина «Ностромо» — 245 метров (800 футов), а длина груза, который он перевозит – 2.4 км (1.5 мили).
Космические костюмы для Джона Харта, Тома Скеррита и Вероники Картрайт были сделаны из нейлона, не пропускали воздух и вообще оказались страшно неудобными. Актеры в них изнывали от жары и даже теряли сознание. Из-за этого на съемках за состоянием актеров постоянно следила медсестра. Для съемок одной из сцен в эти костюмы потребовалось одеть детей режиссера Ридли Скотта и оператора Дерека Ванлинта. Дети тоже упали в обморок, и только после этого случая костюмы сделали более удобными.
В первый же день участия в съемках кота Джонса у Сигурни Уивер появилась сыпь на коже. Она здорово перепугалась, решив, что у нее аллергия на кошек, ведь ее могли уволить. Дело в том, что заменить никому не известную актрису гораздо проще, чем отыскать четырех одинаковых котов. Впоследствии выяснилось, что аллергия у Сигурни не на кошек, а на глицерин – им покрывали кожу актрисы, чтобы создать имитацию пота.
Для костюма чужого использовались детали моторов РоллсРойс и пластилин.
Сцена рождения чужого снималась следующим образом: туловище было искусственным и заполнено сжатым воздухом и внутренностями животных. Актер Джон Харт просовывал руки, плечи и голову в специальную дыру в столе.
«Голос» новорожденного чужого – это компиляция детского плача, шипения гадюки и визга свиньи.
Для большей достоверности сцены смерти Паркера пришлось сделать резиновую голову актера Яфета Котто и набить ее свиными мозгами. Чтобы зубы чужого могли пробить голову, лоб модели был сделан из воска.
В сцене, где чужой движется по кораблю, пришлось перестраивать декорации, чтобы Боладжи Бадеджо в костюме мог легко двигаться и прятаться в разных местах. Декораторы очень старались, но актер все равно несколько раз повредил костюм.
Тело фейсхаггера в сцене, где Эш проводит его вскрытие, сделано из устриц, овечьей почки и свежих моллюсков.
Ряд мониторов, находившихся на «Ностромо», впоследствии использовались для фильма «Бегущий по лезвию» (1982).
До того, как фейсхаггер выпрыгнул из яйца, его движения делались руками Ридли Скотта в резиновых перчатках.
Роли Ламберта, Кейна и Далласа в сцене, где они находят скелет инопланетянина, исполнили дети Дерека Ванлинта и Ридли Скотта. Это было сделано для того, чтобы и помещение, и сам инопланетянин казались большими по размеру.
Девид Аттенборо в минисериале «Голубая планета» (2001) рассказывает, что примером для внешнего вида чужого послужила фронима – маленькое подводное существо длиной всего 2.5 см, живущее в океане на большой глубине. Внешне она похожа на креветку, а зубы и челюсти у нее такие же, как и у монстра, придуманного Х.Р. Гигером.
В сцене, когда Кейн лежит в лаборатории с фейсхаггером на голове, на заднем плане слышится тот же самый звук, что и в фильме «Бегущий по лезвию» в комнате Декарда.
Чтобы сделать пол на «Ностромо», использовались ящики для бутылок молока. Эти ящики перевернули и перекрасили.
Голливудские студии отказывались снимать картину с настолько мрачным сюжетом. Единственным, кто заинтересовался проектом, был Уолтер Хилл. Кинокомпания «20 Век Фокс» согласилась на финансирование фильма только при условии, что жутких сцен будет поменьше. Однако картина получилась чересчур кровавой даже после всех предпринятых мер, и ее пришлось перемонтировать.
Чтобы показать идущий из шлемов пар, внутри этих шлемов распрыскивали аэрозоль.
В начале фильма, когда показываются разные помещения корабля «Ностромо», зрители могут увидеть кофеварку Krups. Та же модель кофеварки присутствует и в фильме «Назад в будущее» (1985) в качестве Мистера Синтеза.
У многих знаменитых продюсеров есть штат людей, в обязанности которых входит прочесть сценарий, а затем написать его краткую версию. Вот что один из них написал о сценарии «Чужого»: «Это что-то вроде «Челюстей», только в космосе».
Ответственный за спецэффекты в сцене рождения чужого Роджер Дикен хотел приделать новорожденному монстру руки, с помощью которых он выбирался бы из груди Кейна. Однако эту идею не приняли.
Чтобы сделать тонкий слой тумана над яйцами чужих, пришлось одолжить у группы The Who дымовую установку.
Для внутренностей яиц чужих в фильме использованы настоящие части тела разных животных. В частности это были коровьи сердца и желудки. Хвост фейсхаггера представляет собой овечьи кишки.
Чужие / Aliens
Год: 1986
Режисcер: Джеймс Камерон
В ролях: Сигурни Уивер, Кэрри Хенн, Майкл Бьен, Лэнс Хенриксен, Пол Райзер, Билл Пэкстон, Уильям Хоуп, Дженет Голдштейн, Аль Мэтьюз, Марк Ролстон
Сценарий: Джеймс Камерон по идеи Уолтера Хилла, Дэвида Гилера и Джеймса Камерона
Продюсер: Уолтер Хилл, Гэйл Энн Херд, Гордон Кэрролл
Оператор: Адриан Биддл
Композитор: Джеймс Хорнер, Джерри Голдсмит, Арам Хачатурян
Жанр: ужасы, фантастика, боевик, триллер
Бюджет: $18 500 000
Семь лет между первой частью и второй – очень большой срок для Голливуда. В наше время за такой промежуток времени успевают сделать трилогию. Но создатели «Чужого» не спешили с продолжений. Они поручили писать сценарий Джеймсу Камерону, на тот момент известного лишь по своим сценарным работам. Сценарная заявка была готова еще в середине 1983 года. В следующем году Камерон ушел снимать, сами знаете что, и вернулся новоиспеченным голливудским дарованием. Вернувшись, он мог запросто выбрать любой проект, но предпочел снять продолжение «Чужого».
В подавляющем большинстве случаев продолжения слепо идут по дороге, проложенной первым фильмом. В них, конечно, есть какие-то изменения, но в основном они носят косметический характер. Зачем менять то, что хорошо сработало один раз? Остается только сделать сиквел масштабней первой части, и впихнуть в него большего всего, что только можно. «Чужие» — тот редкий случай, когда сиквел не паразитирует на славе первого фильма, а руками и ногами прокладывает свой путь к сердцу зрителей. «Чужие» — сиквел, который не требует знания оригинала. Здесь нет ничего, что появляется из ниоткуда, прикрываясь тем, что, мол, нужно было смотреть первую часть. И в то же время, если вы смотрели «Чужого», то фильм предстанет перед вами в еще более выгодном свете.
Джеймс Камерон расширил вселенную франчайза. «Чужой» был зажат в тески своего жанра, и поэтому в силу обстоятельств не мог поведать об окружающем мире. Пускай в «Чужих» нет ни одной городской сцены, пускай нам не показывают земные города. Это не главное. Зато создатели умело дают почувствовать зрителям мир, которым правит гигантские корпорации, вернее, одна единственная корпорация. В «Чужих» персонажи существуют в окружающем мире, а не окружающий мир существует вокруг персонажей.
Более удивительно то, что сиквел поменял свой жанр по сравнению с первым фильмом. Если «Чужой» был сделан в стиле survival horror, действие которого происходило в космосе, то «Чужие» превратились в адреналиновый фантастический экшн с элементами хоррора. В фильме есть несколько страшных сцен, но они не ставятся во главу. Хотя сцена, в которой за Ребеккой (Головастиком) из воды появляется чужой и её последующий дикий вопль, стоит больше, чем многие фильмы в жанре ужасов.
Удивительное дело – в фильме полно сцен, где нет никакой пальбы-стрельбы, но драйв чувствуется в каждом кадре. А уж когда дело дойдет собственно до боевых действий, то оторвать взгляд от происходящего будет просто невозможно. Экшн, снятый девятнадцать лет назад, смотрится на шесть по пятибалльной шкале, во многом превосходя современные экшн-флики.
Камерон значительно углубил и расширил образ Рипли, сделав из неё, по сути дела, драматический персонаж. Кроме этого Камерон создал крайне запоминающихся второстепенных персонажей. Майкл Бьен (Хикс) отлично сыграл уже знакомую ему роль защитника женщины, которая сама от кого хочешь защитит. Один из самых моих любимых актеров второго плана, Билл Пэкстон (Хадсон), на пять исполнил роль главного приколиста. Помимо них еще есть Васкез, Дрэйк, Апоне, Ребекка, Бёрк, Бишоп… Эти имена точно останутся в памяти после просмотра фильма.
Изменения коснулись и непосредственных возмутителей спокойствия – чужих. На этот раз – война, а, следовательно, полчища чужих. Может быть, костюмы инопланетных монстров выглядят не на столько проработанными, как в первом фильме, но Камерону удалось сделать почти невозможное – убедительное показать инопланетных тварей в движении. Вдобавок к этому зрители увидели чужого всех чужих – Королеву, более чем, впечатлявшую своим видом.
В «Чужих» есть редчайшие вещи для блокбастеров: актерская игра, крепкий сценарий, отличные диалоги, и главное – персонажи, за которых ты готов переживать. О таких фильмах, как «Чужие», можно говорить часами, и после этого еще останется куча поводов поговорить о картине. Такие фильмы можно смотреть десятки раз. Такие фильмы оставляют после себя армии фанатов. Такие фильмы разбираются на цитаты. Такие фильмы порождают кучу клонов. Такие фильмы называют классикой жанра.
Интересные факты:
В самом начале работ над фильмом съемочная группа невзлюбила Джеймса Камерона. «Терминатор» (1984) еще не успел выйти в прокат в Великобритании, и никто не мог понять, почему для постановки второго фильма про «чужих» выбрали никому не известного режиссера. Отношения были настолько враждебными, что Гейл Энн Херд в итоге даже уволила ассистента режиссера.
Уолтер Хилл и Девид Гилер были впечатлены сценарием Камерона к «Терминатору», и сразу же решили поработать с ним вместе. Они встретились с Джеймсом, и он предлагал идеи будущих совместных проектов, только ни одна из них продюсерам не показалась привлекательной. Под занавес этой встречи Хилл и Гилер вскользь заметили, что хотят снимать продолжение «Чужого». Этот проект заинтересовал Камерона, и впоследствии он прислал им сценарную заявку на 40-50 страниц. Основана она была на его сценарии «Мать». Заявка продюсерам понравилась, и контракт с Камероном был подписан. В этот же день режиссер получил другой контракт – написание сценария к фильму «Рембо 2» (1985).
Сценарная заявка Камерона настолько понравилась продюсерам, что они согласились подождать, пока режиссер закончит работу над «Терминатором», и не отдавать проект больше никому.
Первоначально на роль Хикса был утвержден Джеймс Ремар, однако через несколько дней после начала съемок он покинул съемочную площадку из-за разногласий с Джеймсом Камероном. Студия решила пригласить на эту роль Майкла Бьена, причем все случилось очень быстро: в пятницу актеру сообщили о предложении по телефону, а в понедельник он уже вошел в актерский состав.
Кадровые перестановки не ограничились одним только Ремаром. Оператор Дик Буш был также исключен из проекта, и причиной послужили творческие разногласия с продюсером Гейл Энн Херд и режиссером Джеймсом Камероном.
Чтобы снять экшн-сцены в логове инопланетных монстров, пришлось задействовать электростанцию. За некоторое время до начала съемок она была закрыта.
21 сентября 1983 года сценарная заявка была завершена под названием «Чужой-2». У нее имелся ряд расхождений с итоговой версией фильма:
1. Пола Райзера (персонажа Картера Берка) вначале не было, а его диалоги относились к другому персонажу – доктору О’Нилу. Этот доктор не участвовал в полете на планету колонистов, куда отправились морские пехотинцы и Рипли.
2. Пункт назначения Рипли тоже был другим – не станция «Gateway», а «Околоземная станция Бета».
3. Название планеты колонистов было не LV-426, а Ахерон.
4. Осталась в живых и дочь Рипли. Существовал даже эпизод, в котором Рипли говорила по видеотелефону с дочерью, и та укоряла мать, что она улетела в космос и бросила ее одну.
5. На Ахероне(LV-426) было несколько атмосферных установок.
6. Рипли, Хикс и Ньют по ходу действий оказываются в коконах.
7. Монстры, которые превращали людей в коконы, были другой породой, отличной от чужих-воинов. Они были меньше по размеру и являлись альбиносами.
8. Бишоп утверждал, что если посадит шатл, то другие населенные планеты рискуют быть зараженными, и потому отказывался подобрать Рипли, Ньют и Хикса. Рипли возвращается на «Сулако» в одном из шатлов, принадлежавших колонистам.
30 мая 1985 года была завершена первая версия сценария. Она имеет существенные различия со сценарной заявкой, но и от итогового варианта тоже отличается:
1. Инструктаж, который Рипли дает морпехам относительно чужих, более подробен.
2. Планета колонистов оснащена примерно тремя десятками атмосферных установок (в то время как в окончательном варианте была только одна).
3. Ньют предлагала Рипли ее удочерить.
4. Бишоп сталкивается с одним из чужих, когда ползет по тоннелю.
5. В первоначальной версии была сцена, когда Рипли спасает Ньют и случайно видит Картера Берка, которого превратили в кокон. В ответ на просьбы о помощи она дает Картеру гранату. Впоследствии эта сцена была отснята, однако не вошла даже в режиссерскую версию.
Васкез и Дрейк знали друг друга еще до того, как были призваны на военную службу – оба они находились в заключении в одной тюрьме для несовершеннолетних. В фильме об этом ничего не говорится, однако в сценарии такая история есть.
Исполнитель роли сержанта Эл Метьюс в действительности был первым черным морпехом и служил во Вьетнаме. Там же он получил звание сержанта.
Фильм снимался в Великобритании, и руководители проекта решили привлечь американских актеров, живущих в этой стране. Исполнительница роли Ньют Керри Хенн – американка, однако жила в Англии. Брата Ньют Тимми играл родной брат Керри – Кристофер Хенн.
Джеймс Хорнер был назначен на роль композитора. По его словам, режиссер дал ему слишком мало времени для того, чтобы написать к фильму музыку. Из-за этого ему пришлось использовать свои предыдущие композиции и сделать новую интерпретацию Gayane Ballet Suite, которая сопровождает начальные и финальные титры. По окончании проекта Хорнер утвердился в мысли, что сотрудничать с Камероном он не согласится больше никогда. Впоследствии Джеймс Камерон, которому очень понравилась музыка Хорнера, написанная им для фильма «Храброе сердце» (1995), предложил ему работу в проекте «Титаник» (1997). Композитор не смог отказаться.
Музыка для сцены появления Королевы чужих, когда Рипли с Ньют ждут лифта, на самом деле является фрагментом композиции Джерри Голдсмита, написанной для первой части фильма в 1979 году.
Сигурни Уивер, по мнению студии, выставляла слишком высокие требования для своего участия в проекте, и переговоры были очень напряженными. К этому времени Джеймс Камерон женился на Гейл Энн Херд. Они отправились в медовый месяц и объявили, что уйдут из проекта, если к их возвращению студия и Сигурни Уивер не договорятся. Однако дело не сдвинулось с мертвой точки даже после их возвращения. Желание Камерона снять второй фильм о чужих было очень велико, и он решил заманить строптивую актрису в проект хитростью. Режиссер связался с агентом Арнольда Шварценеггера и как бы вскользь сообщил, что работает над новой версией сценария к «Чужим». И в этом сценарии Рипли – героиня Сигурни – не потребуется. Надежды Камерона оправдались: агент Шварценеггера тут же позвонил агенту Уивер и сообщил эту новость. Представитель Сигурни тут же связался с Лоренсом Горденом, главой производственного отдела кинокомпании «20 Век Фокс». В итоге обе стороны пришли к выводу, что без Сигурни Уивер продолжение киносериала не представляется возможным, и подписали контракт без шума и пыли.
У Сигурни Уивер не было никакого желания играть Рипли в продолжении «Чужого». Концепции сиквела, предлагаемые студией «20 Век Фокс», она отвергала одну за другой. Перелом в ее мнении случился после прочтения сценария, написанного Джеймсом Камероном. Дело в том, что он отнесся серьезно к героине Сигурни и тщательно проработал ее роль. Это, и еще упор на материнско-дочерние отношения между Рипли и Ньют, в итоге привело к участию Уивер в проекте.
Гонорар Сигурни Уивер обсуждался чересчур долго. Руководство студии даже попросило Камерона сделать альтернативный сценарий, без Рипли. Джеймс отказался, так как по его мнению «Чужие» без Рипли стали бы совсем другим фильмом.
В сцене (которая была удалена в конечном варианте), где Рипли разговаривает с дочерью, роль дочери сыграла мать Сигурни Уивер Элизабет Ингис.
Сигурни Уивер хотела, чтобы в фильме ее героиня обходилась без оружия, умерла и занялась с чужим любовью. Она попросила Камерона внести соответствующие изменения в сценарий, но не получила ни того, ни другого, ни третьего – в этом фильме. Все озвученное произошло с Рипли в последующих картинах о чужих.
Когда съемки были завершены, декорацию, выстроенную для улья чужих, решили сохранить. В дальнейшем это пригодилось – ее использовали в фильме «Бэтмен» 1989 года при съемках завода Axis Chemicals.
Руководство студии «20 Век Фокс» хотело, чтобы Гигер разработал новый дизайн декораций и моделей для сиквела, но Камерон был против. Единственное, что было в его фильме новым – это модель Королевы чужих, причем ее дизайн он разработал сам.
Исполнителям ролей морпехов пришлось пройти специальные двухнедельные тренировки, руководили которыми настоящие морские пехотинцы. Единственным из «морпехов», кто не прошел тренировку, был Майкл Бьен, поскольку его участие в проекте не было запланировано изначально (он заменил Джеймса Ремара через несколько дней после начала съемок). По решению Джеймса Камерона от тренировок были освобождены Пол Райзер, Уильям Хоуп и Сигурни Уивер. Режиссер посчитал, что таким образом их отличие от морпехов будет более заметным. По сюжету Рипли исполняла функции консультанта, Берк был представителем финансовых интересов Компании, а у Гормана было мало боевого опыта, да и назначен на должность командующего отделением он был недавно.
Сцена, когда группа морских пехотинцев заходит в гнездо чужих – одна из самых технически сложных. В это время роль капрала Хикса исполнял еще Джеймс Ремар, который впоследствии был заменен Майклом Бьеном. Пересъемка этой сцены обошлась бы слишком дорого, так что зрителям позволили увидеть капрала только со спины.
Чтобы воссоздать обстановку «Нарцисса», шатла «Ностромо», который фигурировал в первом фильме сиквела, мастера спецэффектов и декораторы много раз пересматривали «Чужого» (1979), так как ни одной модели этого корабля не сохранилось.
Большинство кинофильмов снимаются непоследовательно. «Чужие» — не исключение. Однако Джеймс Камерон посчитал, что снять сцену, когда морпехи впервые появляются в кадре, в числе последних будет правильно. К этому времени актеры успели «сыграться», да и несколько месяцев, проведенных вместе, помогли передать дух товарищества.
Своему названию компания Вейланд Ютани обязана бывшим соседям Ридли Скотта, которых он очень не любил.
Бюджетные ограничения не позволяли построить множество установок для криогенного сна. Поэтому в первой сцене на «Сулако» использовались зеркала.
Город колонистов называется Hadley’s Hope – Надежда Хэдли.
В сцене, где Рипли спорит с Берком, доказывая, что она вменяема, на столе лежит журнал People.
За основу дизайна бронетранспортера был принят самолетный буксир, купленный у аэропорта Хитроу. Чтобы уменьшить массу машины до тридцати тонн (оригинал весил 75), создателям картины пришлось изрядно потрудиться.
Для разработки внешнего вида бронетранспортера свои услуги предлагала одна дизайнерская компания. Камерон отказался от них из-за ограничений в бюджете.
Декорация ванной комнаты в квартире Рипли повторяет обстановку туалета в самолетах компании «Бритиш Эарвейс».
Чтобы «оживить» Королеву чужих, требовалось 14-16 человек. Только так можно было заставить модель двигаться.
На роль рядовой Васкез была приглашена Джанет Голдштейн. Актриса неверно поняла концепцию фильма и явилась на пробы в одежде ирландского эмигранта 19 века. Роль она все же получила, однако остальные актеры все время подшучивали над ней, вспоминая ее наряд на пробах. Джеймс Камерон счел возможным добавить в сценарий несколько шуток на ту же тему – в частности, об этом свидетельствуют словесные перепалки между Хадсоном (актер Билл Пэкстон) и Васкез. Конфуз на пробах еще долго преследовал актрису – о них вспомнили даже на съемках «Титаника» в 1997 году. Хотя как раз в этом фильме Джанет получила роль эмигрантки из Ирландии.
Двери в фильме открываются со звуками, которые были использованы в фильме «The Prisoner» (1967). Из этой же картины взят и звук входящего звонка видеотелефона в сцене, когда созваниваются Рипли и Берк.
Фейсхаггеры в фильме передвигаются в колбах с помощью особого механизма. Этот механизм уже использовался Камероном в другом фильме – «Пираньи-2: Нерест» (1981).
Движение фейсхаггера осуществлялось с помощью девяти человек: восемь управляли ногами и один – хвостом.
Чтобы отснять весь фильм, костюмов чужих потребовалось всего шесть.
В одной из сцен картины Васкез – героине Джанет Голдштейн – пришлось стрелять из дробовика в чужого. Актриса никак не могла справиться с отдачей. Из всех женщин, оказавшихся на съемочной площадки, опыт обращения с дробовиком был только у Гейл Энн Херд. Именно она и подменяла Джанет в подобных сценах.
Дым, который использовался на съемках, был трех разных видов. Один из них впоследствии был запрещен для использования в кинематографе.
Васкез и Дрейк носили смартганы на поясных креплениях, которые в реальности были взяты от камеры Steadicam.
Прототипом для импульсной винтовки морских пехотинцев М41А послужил пулемет Томсон М1А1. Подствольный гранатомет был разработан на основе дробовика Франчи СПАС 12.
Чтобы морпехи были более реалистичными, Джеймс Камерон попросил актеров, исполняющих их роли, добавить в амуницию что-нибудь свое. Во Вьетнаме так поступали многие солдаты – расписывали свою амуницию и каски. В итоге на шлеме капрала Дитрих (героини Синтии Дейл Скотт) появилась надпись Blue Angel (поскольку в фильме «Голубой ангел» главную роль исполняла Марлен Дитрих). Бронежилет Хадсона украшен надписью «Луиза» — так зовут жену исполнителя этой роли Билла Пэкстона.
Немецкий пулемет MG 42 стал прообразом для создания смартганов М-56 морских пехотинцев, а также вооружения Стражников.
За основу дизайна шлемов морских пехотинцев в фильме был принят внешний вид баллистического шлема М-1.
Васкез украсила свой бронежилет надписью «El riesgo vive siempre!». По-испански это звучит как «Тот, кто не боится рисковать, всегда выживает!»
В сцене, когда Рипли убегает от Королевы чужих, держа на руках Ньют, на самом деле она держит сделанную в натуральную величину Ньют куклу.
Бишоп, который по сюжету фильма является андроидом, произносит такие слова: «Я не могу навредить человеку или допустить, чтобы кто-либо причинил ему вред». Это почти дословно повторяет главный закон роботов Айзека Азимова.
В одном из ранних вариантов сценария андроид Бишоп утверждал, что Эш (андроид из «Чужого») был, скорее всего, неисправен, поскольку являлся устаревшей моделью – Кибердайн Системс 120-А/2. Интересно, что название компании Кибердайн Системс упоминается в первом «Терминаторе».
«Кровь» андроида Бишопа фактически состояла из смеси йогурта с молоком.
В сцене трюка с ножом Ленс Хенриксен предложил, чтобы сверху руки Пэкстона была его рука. Такой же трюк есть в фильме «Темная звезда» (1974) в исполнении Бойлера. Нечто подобное можно увидеть также и в фильмах «Чужой против Хищника» (2004) и «Нож в воде» (1962).
Над разработкой дизайна челнока, который доставил с «Сулако» на планету колонистов отряд морпехов, трудились несколько человек. Они изготовили несколько моделей, но Джеймсу Камерону ни одна из них не понравилась. В конечной версии фильма зритель видит челнок, внешний вид которого был разработан самим Камероном.
Во втором фильме сиквела у новорожденного чужого, выбирающегося из груди колониста, можно рассмотреть небольшие руки. Что касается первого фильма, в нем Ридли Скотт настоял, чтобы у маленьких чужих рук не было.
Желающие взглянуть на яйцо фейсхаггера могут полюбоваться на него в Смитсоновском институте Вашингтона.
У чужих-воинов зубы, в отличие от Королевы, непрозрачные.
Когда команда корабля «Сулако» просыпается от криосна, на дисплее монитора показываются имена персонажей. Причем рядом с фамилией каждого героя стоит инициал имени игравшего его актера. Исключением стали только трое – Хикс, Д, Горман, С, и Рипли, Э.
В специальном издании кинофильма есть несколько дополнительных сцен:
1. Родители Ньют находят на планете колонистов внеземной корабль.
2. В нескольких сценах Рипли говорит о своей дочери.
3. Хадсон хвастает своим вооружением.
4. Роботы-часовые противостоят чужим.
5. Рипли и Хикс называют друг другу свои имена.
Intertainment Weekly определила для фильма «Чужие» 42-е место в рейтинге лучших фильмов во все времена. Кроме того, фильм получил звание лучшего в жанре эшн.