Говорят, что люди, близкие к изнанке того или иного производства, к продукту относятся прохладно: колбасники не любят колбасу, сотрудники ресторанов предпочитают есть дома.
Чтобы узнать, как в России производят хлеб, посетим «Хлебопек» – крупнейший производитель хлеба в Смоленской области. Он был основан еще в 1933 г., и на его продукции выросло уже три поколения горожан. Сегодня завод входит в агропромышленный холдинг «Стойленская нива».
2.
Вот это скромное на вид здание кормит хлебом почти весь Смоленск. Если все выпущенные здесь за долгие годы сушки склеить в одну цепочку, то получившейся гирляндой можно три раза опоясать планету по экватору. И это только сушки.
3.
Всего на «Хлепопеке» выпускается целых 52 вида хлебобулочных изделий. Тесто замешивается вот в таких огромных чанах. Как только оно достигнет нужной консистенции, его загружают в машины, которые рубят белую массу на заготовки подходящего размера.
4.
В первые десятилетия своей работы «Хлебопек» не отличался высоким уровнем техники: хлеб в печь сажали вручную, лопатой с длинной ручкой, а в цехах стояла влажная жара, как в джунглях. Хлеб был в основном ржаной. Сейчас все иначе: работа ведется в просторных проветриваемых помещениях, а большую часть процесса выполняют автоматы.
5.
И все-таки машины умеют не все. Парадокс: изготовление хлеба поддается механизации куда хуже, чем, например, производство электроники. Материнская плата компьютера безмерно сложнее рогалика, но ее делает автомат, а вот придать форму рогалику могут только человеческие руки.
6.
При заводе работает лаборатория, специалисты которой занимаются улучшением состава хлеба и изобретением его новых сортов. Однако новое часто оказывается хорошо забытым старым: такие любимые с детства виды продукции, как черный «Бородинский», пшеничный хлеб, пасхальные куличи, изготавливаются по традиционным рецептам, которым уже более 50 лет.
7.
Будущие батоны готовы к посещению печки. Суточный объем производства на заводе составляет 109 т. А выпеченного за месяц хлеба хватит на то, чтобы целую неделю кормить жителей немаленького французского города Тулузы.
8.
Помимо хлеба на заводе выпускают и упаковку для хлебобулочных изделий: установленная линия выдает по 45 полиэтиленовых пакетиков в минуту. Размер варьируется в зависимости от конкретного изделия.
9.
В 2011 г. на «Хлебопеке» было запущено около 20 новых видов продукции. Некоторые из них предприятие позиционирует, как непременные атрибуты торжеств: сотрудники завода утверждают, что редкая свадьба в области обходится без «Русского Каравая». Впрочем, гуляя по заводу, я так и не нашел, где его делают.
10.
Пекари сделали все, что от них зависело. Дело за логистикой. У предприятия есть собственная автоколонна из 50 новых машин, которая каждый день развозит хлеб по 80 маршрутам. Всего у «Хлебопека» 900 клиентов – в основном в Смоленской области.
Источник