По прогнозам исследовательских компаний DataMonitor, Deloitte и Barclays Wealth Management, уже через десять лет женщин — миллионеров и миллиардеров в мире будет больше, чем мужчин. Такие результаты должна дать планомерная борьба за равноправие полов в развитых странах. Похоже, что скоро в западном обществе отстаивать свои права придется мужчинам.
К примеру, из 8 млн новых рабочих мест, которые недавно были созданы в Евросоюзе, 6 млн заняли женщины. Во время финансового кризиса в США среди уволенных сотрудников 75% занимали мужчины. Вместе с тем возрастающая роль женщины в современном мире — вовсе не достижение западной цивилизации.
Даже в самых консервативных и патриархальных восточных странах можно встретить провинции, где царит настоящий матриархат. Там женщина приглашает мужа в свой дом, а мужчины даже не имеют права на наследство. Там находится Королевство дочерей, а в лексиконе даже нет слова «папа».
Народ кхаси в Индии
Вот уже больше 20 лет мужчины народа кхаси в штате Мегхалая на северо-востоке Индии борются за свои права.
14 апреля 1990 года они устроили настоящий мужской бунт, пытаясь свергнуть вековой матриархат. Представители сильного пола даже создали собственную организацию под символическим названием «Построй себе новый дом». Но до сих пор их борьба не увенчалась успехом. У народа кхаси все имущество семьи наследуют женщины, а дети получают имя по материнской линии. Само собой, после свадьбы муж приходит жить в дом жены. Все, что мужчина зарабатывает, он отдает жене или своим сестрам. Впрочем, и ответственности за семью он не несет.
Младшая дочь, которая традиционно первой получает наследство, обязана заботиться о престарелых родителях физически и материально. Если жизнь не сложилась и дошло до развода, то мужчина просто уходит из дома бывшей жены. Он не обязан платить алименты на детей и хоть как-то помогать экс-супруге. Мужчина не имеет права также забрать ребенка с собой, даже если бывшая жена плохо о нем заботится.
Впрочем, ученые нашли и немалый плюс в матриархальном укладе жизни. Сотрудники калифорнийского Университета Сан-Диего и Университета Чикаго (США) провели необычный эксперимент, в котором участвовали мужчины и женщины двух индийских народов — кхаси и карби. Последние живут в патриархальном обществе. Оба народа близки генетически, их поселения находятся рядом, и ведут они практически одинаковый образ жизни. Участникам эксперимента предложили выполнить простую задачу — сложить пазл.
Оказалось, что мужчины из патриархального народа карби в среднем собирали паззл на 36,4% быстрее своих соплеменниц. И лишь немногим быстрее, чем женщины из матриархального кхаси.
Кстати, последние потратили на выполнение задачи примерно столько же времени, сколько их мужья и братья. Из этого ученые сделали выводы, что по умственному развитию мужчины и женщины одинаковы. Слабый результат представительниц патриархального карби объяснялся просто — там мужчины учатся в среднем на три с половиной года дольше.
Племя мосо в Китае
Более 2000 лет на северо-востоке китайской провинции Юньнань и на территории провинции Сычуань по законам матриархата живет племя мосо. Эта территория даже получила неофициальное название «Королевство дочерей». Дети здесь получают фамилию матери, династии тоже считаются по материнской линии, а во главе семьи стоит старшая женщина.
Сломить вековые устои этого народа не смогли даже власти КНР. В 60-е годы прошлого века, во времена культурной революции, правительство пыталось заставить мосо изменить уклад жизни. Например, их принуждали заключать официальный брак, хотя в племени традиционно практиковалась свободная любовь.
Усилия правительства оказались тщетны. До сих пор мосо не изменили своим традициям. Таких понятий, как «брак» и «свадьба», здесь в принципе не существует, как нет в языке мосо и слова «папа». Здесь женщина выбирает понравившегося мужчину, и он начинает по ночам приходить к ней в гости. Она же может в любой момент его отвергнуть. Не возбраняется иметь и сразу нескольких мужчин.
Правда, женщины мосо этим своим правом не злоупотребляют из чувства справедливости. Мужчин должно хватить на всех. Если в результате такого союза рождается ребенок, то он остается жить в семье матери. Рождение девочки здесь всегда большой праздник, а вот к появлению на свет мальчика относятся куда спокойнее.
И это неудивительно, ведь женщины в племени мосо выполняют всю основную работу: занимаются домом, земледелием, охотой и скотоводством. Мужчины обычно заняты в сфере обслуживания, торговли и ремесленном деле.
Относятся к ним в племени как к слабому полу. Но, что самое интересное, такое положение вещей мужчин мосо полностью устраивает.
Племя минангкабау в Индонезии
В Индонезии на острове Суматра живет народ минангкабау, где женщины пользуются невиданной в этой мусульманской стране свободой. Имя, имущество и всевозможные привилегии передаются по женской линии.
Главная ячейка общества здесь — сапаруи, большая материнская семья. Формируют ее родственницы по женской линии, которые ведут род от одной прабабушки.
Живут они в одном доме. Правда, и обязанности у представительниц прекрасного пола здесь немалые. Они должны обеспечивать семью, а мужчины полностью материально зависят от них.
При этом женщины не сидят на месте. Они уезжают с острова учиться и работать в других странах, путешествуют и узнают мир. Но затем все равно возвращаются. Мужа минангкабау предпочитают выбирать из местных. Кстати, предложение о браке здесь делают родственники невесты. Само собой разумеется, что после свадьбы молодые начинают жить вместе в доме жены.
Впрочем, местные мужчины все меньше довольны укладом жизни в традиционном обществе.
Многие из них мигрируют по всей Индонезии и стараются создать семью в патриархальных районах страны.
Западные чамы во Вьетнаме
С давних времен представители вьетнамской народности чам занимались производством керамических изделий. До сих пор самые важные работы — создание формы и роспись — выполняют женщины.
Мужчины занимаются лишь подготовкой глины и следят за печкой. Такое распределение труда не случайно. Чамы испокон веков живут по законам матриархата, истоки которого лежат еще в древних легендах.
Одна из них гласит, что основатель керамического производства Поклонг Чань передал секреты промысла только женщинам народности чам. И до сих пор основы мастерства сохраняют и передают из поколения в поколение по женской линии, даже несмотря на то, что это самая тяжелая и трудная работа.
Как в типичном матриархальном обществе, родство считается по материнской линии — невеста выбирает себе жениха и приводит в свой дом. Среди женщин распределяется и наследство. Сестры по матери живут вместе с ней в одном доме. Самая младшая дочь наследует большую часть имущества семьи, а остальная часть распределяется между сестрами. Сыновья к наследству отношения не имеют.
Впрочем, мужчин у чамов нельзя назвать угнетенными, скорее здесь просто четко прописаны социальные роли. К мнению мужчины прислушиваются, и он даже формально может быть главой рода — конечно, если это муж старшей женщины в семье.
Вайю (гуахира) в Венесуэле
Индейцы племени вайю (его еще называют гуахира) живут в Венесуэле и Колумбии. Они были в числе первых коренных жителей Южной Америки, кто смог освоить огнестрельное оружие. Благодаря этому вайю отбили атаки испанских колонизаторов и смогли сохранить до наших дней многие давние традиции, среди которых и матриархальный уклад жизни.
Все торговые сделки здесь обычно проходят с участием женщин, мужчины фактически выполняют функции рабочих под управлением женщины.
Впрочем, если мужчина не захочет работать, жена все равно обязана будет его кормить и не вправе требовать с него денег на содержание детей.
Такое положение вещей объясняется тем, что перед свадьбой муж заплатил семье жены своего рода выкуп.
Впрочем, к выбору спутника жизни здесь относятся довольно трепетно. Дело в том, что мужу разрешается уйти от жены и никто его за это не осудит, а жена бросить мужа не может. Если женщина станет инициатором развода, то от нее отрекутся родственники.
Juanitapakita У индейцев вайю матриархат существует в весьма своеобразном виде: все спорные вопросы решают женщины. И решаются они, как правило, мирным путем и с помощью денег. Если кого-то обидели или оскорбили, то в знак примирения старшей женщине семейства несут деньги. Хочешь жениться? Если невеста не против, тогда нужно внести необходимую сумму на процветание семейства будущей жены. |