История с пострадавшим от коллекторов ребенком в Ульяновске вновь приковала внимание общества к неурегулированному вопросу истребования денег с задолжника. О том, как сегодня работают собиратели долгов, на условиях анонимности рассказал бывший представитель этой не самой гуманной профессии.
Экс-«погоны» обрабатывают должников особенно усердно
— Выбивать долги сможет не каждый, для такого дела нужны парни с закаленными нервами — чаще всего это бывшие сотрудники силовых ведомств, — рассказывает собеседник «Ленты.ру», отработавший в коллекторском агентстве несколько лет. — Прекрасно подходят для таких дел «толстокожие» служащие системы исполнения наказаний, оставшиеся по различным причинам без должности, бывшие военные. Но больше всего в агентствах выходцев из системы МВД. Я как раз из таких, работал сыщиком, следователем. Всякого повидал. Общаться на повышенных тонах мне не привыкать. Психологи связывают такую устойчивость к стрессовым состояниям с профессиональной деформацией личности. А по мне, так это просто опыт. Человек ко всему привыкает, есть такое слово «надо».
По его словам, в большинстве агентств для стимулирования коллекторов предусмотрены премиальные — процент от выбитой им суммы. То есть не получил денег с заемщика — остался голодным.
Современный подход к решению проблемы невозврата денег
— Те конторы, которые скупают долги массово (от неоплаченных счетов за телефон до многотысячных банковских кредитов), как правило, располагают штатом хорошо подготовленных коллекторов. С точки зрения закона у этих агентств все относительно прозрачно, — продолжает наш собеседник. — Я как раз работал в такой организации.
Обработка клиента проводится в несколько этапов.
— Нужно сказать, что по нашим бригадам «программки» (подобие личного дела заемщика) раскидывают только после того, как с клиентом не справились «трещотки», — объясняет бывший коллектор. — Но таких не много, это самые стойкие неплательщики. Если же задание свалилось нам, размер задолженности не важен, хоть сто рублей, хоть сто тысяч. Применяем весь доступный арсенал средств.
«Трещотками» на профессиональном сленге именуют изматывающую должника систему автодозвона с применением компьютерных технологий. То есть специальная машина с определенным интервалом времени набирает номер домашнего, мобильного телефона заемщика и напоминает ему об обязательствах. Время набора просчитывает интеллектуальная система в соответствии с часовым поясом, количеством ответов на звонок — робот чаще человека угадывает, когда неплательщик находится дома.
Профбеседы с детьми, клевета и другие грязные приемы
— Если заемщик не собирается платить по счетам, к нему применяются иные меры воздействия, тут уже включается фантазия и креатив, — иронизирует собеседник «Ленты.ру». — Сразу оговорюсь, наши действия криминального характера не носили. Мне известны случаи, когда звонили в школу, где учатся дети должника, и просили педагогов обсудить на родительском собрании неспособность платить по счетам родителей Васи или Пети. Или сами вступали в общение с детьми должника по телефону или лично. Если сын или дочь спросит: «Папа, почему ты не отдаешь чужие деньги?» вряд ли кто-то после такого не заплатит, не железные ведь. Хотя есть и те, кто не платит никогда. Тут уж не у всех коллекторов хватит самообладания. Напряженная работа, поэтому и ушел.
Обвиняемый в поджоге дома с двухлетним ребенком в Ульяновске Дмитрий Е.
Некоторые стараются морально раздавить свою жертву. Весьма популярный прием — размещение в районе проживания несостоятельного заемщика листовок оскорбительного содержания, где должника обвиняют в различных гнусностях, от пагубных пристрастий до тяжких преступлений.
Через социальные сети друзьям жертвы коллекторы направляют сообщения о несостоятельности их товарища, советуют не доверять ему ни в чем и не одалживать денег. Еще один популярный удар ниже пояса по должнику — размещение его телефонных номеров на сайтах интим-услуг.
Самые опасные
— Гораздо опаснее коллекторы другого уровня, с «пропиской» в частных охранных предприятиях, — продолжает наш гость. — Они выбивают серьезные суммы, и речь идет уже о настоящих преступных группировках. Тут тебе и насилие, и порча имущества. Эти ребята запросто машину могут поджечь. Естественно, в столице и других крупных городах такие бригады быстро попадают в поле зрения полиции, но в регионах у них, как правило, серьезные покровители.
Увечье мальчика из Ульяновска — не первое злодейство, совершенное чрезмерно ретивыми коллекторами. Несколько лет назад они превратили в ад жизнь одной москвички. Ее вина заключалась лишь в том, что когда-то она была замужем за незадачливым заемщиком.
— Моя клиентка с мужем развелась задолго до того, как он успел взять кредит и задолжать банку около 200 тысяч рублей, — рассказывает руководитель правового центра «Человек и закон» Марс Тарасов. — У коллекторов оказались анкетные данные женщины, и они просто не давали ей проходу, звонили, присылали письма с требованием денег. Она жаловалась участковому, но без толку — в возбуждении уголовного дела отказывали. В конце концов, к ней на дачу в Подмосковье приехали наглые громилы и заявили, что заберут ее вещи в счет долга. Находившийся там ее дядя завел мопед и сказал хамам, что едет за полицией. Тогда один из коллекторов достал травматический пистолет и несколько раз в него выстрелил. Ранения оказались смертельными.
Бывшего сотрудника столичной полиции, коллектора Владимира Д. признали виновным в убийстве.
Угрозы коллекторов в жилом доме в Нижнем Тагиле
Слепому ясно, что подобные трагедии случаются вследствие правового вакуума, образовавшегося вокруг деятельности коллекторов. Структуры, занимающиеся взысканием просроченной задолженности, возникли на рынке вместе с распространением потребительского кредитования. А вот правовые механизмы, которые эту деятельность регулируют, до сих пор не действуют. Причем тематический законопроект разработан уже давно. Но законотворцы ищут компромиссы, чтобы угодить и кредитным учреждениям, и физическим лицам, и коллекторам. А в это время лихие люди систематически перегибают палку, безнаказанно терроризируя должников. И лишь вопиющие преступления, вроде ульяновской истории, обнажают чудовищность положения тех, кого закабалили кредиторы.
* * *
В Управлении по борьбе с правонарушениями в сфере финансовой деятельности ГУЭБиПК МВД России сообщают, что по результатам рассмотрения поступивших в течение 2,5 лет сообщений (до октября 2015 года) правоохранительными органами возбуждено 265 уголовных дел, связанных с незаконными действиями при взыскании просроченной задолженности. Из 123 уголовных дел, направленных в суды, рассмотрено только 14 в отношении 31 лица.
Статистика Генпрокуратуры с 2013-го по 2015 годы говорит о том, что в полицию поступило порядка 22 тысяч сообщений о преступных посягательствах со стороны коллекторских агентств. Но следует учитывать, что большая часть из них не содержала признаков преступления. Просто заявители не знали, что их долг передан банком на взыскание коллекторским фирмам. Естественно, они обращались в полицию, когда у них на пороге появлялись люди с вопросом: «Где деньги?».