В 88-ая церемония вручения «Оскара» — главной кинопремии — мира состоялась в Лос-Анжелесе
Букмекеры не ошиблись. Предрекая безусловную победу Ди Каприо (сто против одного), они назвали среди фаворитов премии не только северную одиссею «Выживший» (12 номинаций), но и политическую драму «В центре внимания» (6 номинаций).
Алехандро Иньярриту, в прошлом году справедливо возглавивший «оскаровский список» с фильмом «Бердмен», ныне удостоен звания «Лучший режиссер».
Иньярриту не просто мастер, у него редкое качество — менять траекторию поиска, с каждым фильмом осваивать новые пространства. Мрачный и жестокий костюмно-исторический кинороман в духе Джека Лондона «Выживший» — сплав приключенческого и авторского кино. Любимая Голливудом история противоборства человека и смерти. Иньярриту и гений визуальной пластики оператор Эммануэль Любецки (третий «Оскар» после «Гравитации» и «Бердмена» был ему обеспечен) возвращают кино его первозданную силу, магию, способность удивлять, шокировать, подавлять, вызывать чувство сопереживания. И еще способность утешать, доказывая — и в самых невыносимых обстоятельствах человек не беспомощен.
Порой кажется, что невидимый редактор подбирает фильмы-номинанты стремясь поведать миру о главных тенденциях моды в мировом зрительском кино.
Конкурентами «Выжившего» были два первополосных кинематографических расследования: скандала сексуальных домогательств в католической церкви («В центре внимания») и механизма крупнейшего финансового кризиса («Игра на понижение»). Именно они отвечали за живую связь с современностью.
Победителем года назван фильм Томаса МакКарти «В центре внимания». Это реальная история расследования журналистами «Бостон глоб» громкого секс-скандала Америки — массовой педофилии в рядах священников. Разговорный триллер Маккарти напоминает честную журналистскую работу: кропотливую, скучноватую, отважную. Про неспособность и нежелание общества слышать правду, защитить себя и своих детей. Суровое, суховатое, очень современное кино. Фильм получил также приз за «Лучший оригинальный сценарий».
«Оскар» держит руку на пульсе нашей горячечной действительности. Во время церемонии сцена театра «Долби» традиционно превратилась в трибуну, с которой знаменитости поднимали самые злободневные проблемы, обращаясь сразу ко всей планете. Не только расовой дискриминации, но и проблемы сексуальных домогательств, экологии (пламенный спич Ди Каприо).
«Игра на понижение» — не была обойдена вниманием академиков. Это ловко снятая в жанре эксцентрической финансовой комедии — лекция о механике грандиозной ипотечной катастрофе, сыгравшей на понижение всей мировой экономики. И если кому-то кажется, что история раздувания гигантского финансового пузыря благополучно завершилась обогащением находчивых бизнесменов… или что это чисто «американская трагедия»… он глубоко и опрометчиво ошибается. Фильм удостоен приза за «Лучший адаптированный сценарий».
Больше всех наград, хотя и не первостепенных получил «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера (10 номинаций) — первоклассная, снятая без страховки хромакея, экшн-антиутопия про то, что скорость — лучшее средство борьбы за все хорошее против всего плохого. Гонка по деформированному миру будущего щедро обласкана статуэтками (художнику, гриму, костюмам + две награды за звук). При этом у головокружительного постапокалипсического приключения есть отчетливый ностальгический привкус — влюбленность в кино как в зрелище. И главные роли здесь исполняют не обритая наголо Шарлиз Терон и Том Харди, а фантастические машины с пламенным мотором вместо сердца.
«Марсианин» был ожидаемо проигнорирован. Вряд ли новый блокбастер Ридли Скотта назовут образцом классики, как его же «Чужой» или «Бегущий по краю бритвы». В отличие от Иньяритту или МакКея, Скотт не ищет новых путей. Его робинзонада на Марсе сплавлена с любимым американским сюжетом спасения рядового усилиями великой родины. Заметим, эта дилемма: что важнее — жизнь одного землянина или освоение космических пространств… в каждой стране решается по-своему.
Отдает «Оскар» дань перманентно модному ретро. Иначе «Бруклину» не светило бы место среди главных претендентов на вожделенную золотую статуэтку. Многие киноманы, безусловно, предпочли бы на месте вялотекущей мелодрамы о тоске по родине среди номинантов увидеть одну из самых изысканных картин сезона «Кэрол» Хейнса.
Зато клаустрофобическая, тихая и страшная «Комната» Леонардо Абрахамсона не осталась незамеченной. Случай из криминальной хроники (маньяк на протяжении долгих удерживает в сарае молодую женщину и ее маленького сына) превращается в напряженное эмоциональное исследование взаимоотношений двух отлученных от мира людей. Главное открытие этого камерного кино — Бри Ларсон, она и удостоена награды.
«Шпионский мост» от оскаровского лауреата народного режиссера Стивена Спилберга — еще один раунд его диалогов с прошлым. В центре фильма не столько сюжет, сколько личности, способные влиять на ход истории. Британский актер Марк Райлэнс получил статуэтку за роль советского разведчика Рудольфа Абеля. И это, пожалуй, один из немногих сложных и интересных русских персонажей в голливудском кино. Агент внедрения Райлэнса — невозмутимый, загадочный, с плачущим ртом и тихим взглядом. Существующий исключительно внутри себя. Мечтающий о красках и бумаге. Умный, стойкий противник, не предавший свою страну. Враг, которого есть за что уважать.
Не вошедшая в привилегированный октет номинантов «Омерзительная восьмерка» Тарантино все же была отмечена. Приз получил признанный классик Эннио Морриконе, написавший музыку к неполиткорректному кровавому вестерну.
«Оскар» отвечает на вопросы истории, которые в некоторых странах предпочитают игнорировать. Самым предсказуемым стало награждение фильма «Сын Саула» Ласло Немеша в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Его герой венгерский еврей, член зондеркоманды в Освенциме, по сути, Харон ведущий соплеменников от поезда в газовую камеру. Сам же фильм смотрится как документальный репортаж из преисподней. Всего десять лет назад на «Оскар» номинировался палестинский «Рай сейчас» Хани Абу-Ассада, против которого собирали петиции за подстрекательство к террору. Фильм Немеша следовало бы назвать «Ад сейчас». И это ощущение близости липкого неуправляемого мракобесия придает значимость предельно честному и безусловно художественному высказыванию венгерского режиссера о том, как сохранить разум и сердце — внутри нескончаемого водоворота помешательства.
А наш Константин Бронзит, увы, не получил «Оскара». Хотя на мой взгляд, его фильм был самым талантливым, серьезным и в то же время остроумным высказыванием в этой номинации. Комическая космическая трагедия «Мы не можем жить без космоса» уже сникала порядка пяти десятков наград престижнейших смотров. «Космос…» — одна из самых ясных и драматичных работ художника, известного умопомрачительно смешными, гэговыми комедиями. Кино о высокой мечте. О дружбе. И невыносимости ее смерти (Константин Бронзит о фильме и об «Оскаре»). Кстати, победителя в номинации Бронзит назвал еще накануне церемонии. Традиционные чилийские «Медвежьи истории» в Голливуде всех умилили. И выиграли. Медведь рассказывает о своей непростой жизни в эпоху Пиночета с помощью механических фигурок. И главные события — арест, цирковые будни –происходят в шкатулке, наподобие уличной шарманки.
Как и год назад, церемонию вел темнокожий шоумен и комик Крис Рок. На протяжении всего вечера он жонглировал шутками про «голливудский расизм» и его особенности, про белые лица нарядной публики и черные костюмы. «Вот во времена, когда можно было быть повешенным на столбе, — лучезарно шутил Рок, — протестовать против отсутствия черных на «Оскаре» было не нужно». Он предложил ввести специальную «черную номинацию», есть же номинации для женщин и мужчин. Реальным же итогом «расового оскаровского скандала» станут изменения в составе членов Академии.
У «Оскара» своя драматургия, свои звездные протагонисты. Главным героем нынешней церемонии, вне всякого сомнения, стал Леонардо Ди Каприо. И именно вручение ему долгожданной награды (а не премии за «Лучший фильм») — кульминацией церемонии. Многолетняя скандальная битва между позолоченным рыцарем и шестикратным номинантом предсказуемо увенчалась успехом несломленного Леонардо. Строгий дядюшка Оскар почти 20 лет выяснял отношения с национальным кумиром и первоклассным актером. Но награду любимец публики получил не за «выслугу» и терпение, не за реальные муки и обморожения в «Выжившем» — его убивают весь фильм… а он не убивается — а за мастерство, которое не выпячивается. Пусть его маунтинмен Хью Гласс — не главное достижение Ди Каприо в кинематографе, ему удалось создать мощный эпический портрет человека, оставшегося один на один с первобытной природой.
Российские поклонники Леонардо, на всякий случай подстраховали любимца. Якутские активисты отлили для него специального Оскара, собрав на создание награды 1,4 килограмма серебра и 3,49 грамма золота. В отличие от заокеанского рыцарая, наша фигурка представляет собой «монголоида, держащего ритуальный якутский сосуд чороон, который используется во время празднования солнцестояния.
Не осталось в стороне и руководство «Ленфильма», всерьез размышляющего над тем, как привлечь американскую звезду к работе над легендарным образом Ленина. Сам же актер как-то признался, что с удовольствием сыграл бы и Путина. По его мнению, «в России вообще много шекспировских характеров». Так пойдет, к стойкому Леонардо и «Золотой Орел» прилетит.
Источник