Английский математик, философ и общественный деятель Бертран Рассел рассматривал историю цивилизации как результат колебания между двух неизбежных и противоположных по сути зол: тирании и анархии, каждое из которых содержит семена другого. Лучшим способом избежать перевеса того или иного ученый считал либерализм. «Теории и практики» публикуют 10 заповедей идейного либерала.
«Доктрина либерализма — попытка уйти от этого вечного колебания, — писал Рассел в своей книге «История западной философии». — Суть либерализма — это попытка обеспечить общественный порядок, не основываясь на иррациональных догмах (характерная черта тирании), и стабильность (которую так стремится подорвать анархия) без введения ограничений сверх нормы, необходимой для нормального существования общества».
В 1951 году The New York Times Magazine опубликовал статью Рассела «Либерализм как лучший ответ фанатизму» с подзаголовком «Спокойный поиск истины, воспринимаемый многими режимами как опасность, остается единственной надеждой человечества».
В статье философ говорит о том, что «либерализм — это не столько вера сколько правильно выстроенная аргументация, то есть нечто, верованию противоположное». Далее автор пишет: «Либеральный подход не означает непременной оппозиции власти. Он предполагает, что есть возможность оппозиции, а это далеко не одно и то же. Суть либерального подхода в интеллектуальной сфере заключается в том, что свободный обмен мнениями весьма полезен, а люди могут подвергать сомнению все, если при этом их аргументация убедительна. Противоположная точка зрения, высказываемая людьми, которых сложно отнести к либералам, состоит в том, что истина уже известна, подвергать ее сомнению — значит подрывать устои общества».
При этом Рассел критикует радикалов, выступающих за изменения любой ценой. В продолжение мысли, высказанной английским философом эпохи Просвещения Джоном Локком, оказавшим сильное влияние на авторов Декларации Независимости и Конституции США, Рассел пишет:
«Преподаватель, ратующий за доктрины, подрывающие существующую власть, если он либерал, не выступает за установление власти еще более тиранической. Он отстаивает определенные властные ограничения, как в случае своего согласия с действиями власти, так и в случае своего несогласия с ними. Я, со своей стороны, верю в демократию, однако не поддерживаю режим, который делает веру в демократию обязательной».
Рассел заканчивает свою статью в New York Times своеобразным декалогом, содержащим советы для желающих придерживаться либеральных принципов:
1. Ни в чем не будьте абсолютно уверены.
2. Не надейтесь продвинуться вперёд путём сокрытия доказательств, потому что доказательства обязательно всплывут.
3. Никогда не мешайте процессу мышления — и тогда успех вам обеспечен.
4. Столкнувшись с оппозицией, даже в лице собственного мужа или детей, стремитесь преодолеть её путём аргументов, без ссылок на свой авторитет . Потому что победа, зависящая от авторитета (власти), недействительна и иллюзорна.
5. Не преклоняйтесь перед авторитетом других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное.
6. Не используйте власть для подавления мнений, которые считаете пагубными, иначе эти мнения подавят вас.
7. Не бойтесь высказывать эксцентричные мнения: любое мнение, общепринятое ныне, когда-то было эксцентричным
8. Ищите большего удовольствия в умном несогласии, чем в пассивном согласии. Ведь если оценить ум по достоинству, первое означает более глубокое согласие, чем второе.
9. Будьте щепетильно правдивы, даже если правда неудобна, потому что пытаться скрывать её ещё неудобнее.
10. Не завидуйте счастью других, живущих в «раю для дураков», потому что только дурак посчитает их жизнь счастливой.