Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Об отечественных актерах-фронтовиках. Часть 2

Об отечественных актерах-фронтовиках. Часть 2

Продолжаем о фронтовиках, которые после окончания войны стали звездами отечественного кинематографа…

Леонид Гайдай

В 1941 году 18-летнего Леонида Гайдая не брали ни в один род войск: парень был худой, долговязый, явно болезненный и склонный к туберкулезу (позже Гайдай действительно им заболел). Не сумев отправиться на фронт добровольцем, будущий режиссер устроился рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время располагался эвакуированный Московский театр Сатиры. Он открывал и закрывал занавес, устанавливал декорации и между делом выучил наизусть все спектакли.

Призвали Гайдая 7 февраля 1942 года. Первоначально направили на службу в Монголии. «Запомнился эпизод: нас уже погрузили в теплушки, вечер… И вдруг слышу: «Леня!», — вспоминал Леонид Иович. — Выглянул и увидел маму с узелочком. Как она меня нашла — уму непостижимо. Принесла свежеиспеченных пирожков». После Монголии Гайдай попал в училище, а затем ему присвоили сержантское звание и направили на Калининский фронт в разведку. «Оказавшись на фронте, он первым делом вступил в партию — чтобы его ставили в первые ряды и, если будет тяжелый бой, застрелили, — вспоминает вдова Леонида Гайдая Нина Гребешкова. — Ну дурак был! Другие как-то хитрили, старались себя сберечь. А Гайдай — всегда грудью вперед! К счастью, судьба его сохранила».

В декабре 1942-го в боях за деревню Енкино Гайдай забросал гранатами огневую точку противника, уничтожил трех немцев и захватил пленных. За этот подвиг он был награжден медалью «За боевые заслуги».

Война продлилась для Леонида Иовича недолго. В 1943 году он отправился в разведку, чтобы захватить «языка» — и подорвался на противопехотной мине. В госпитале его готовили к ампутации ноги, в которой глубоко засели множественные мелкие осколки.

«Не надо, не отрезайте. Я хочу быть актером, а безногих актеров не бывает!», — убеждал врача Гайдай. Ногу сохранили. Но его всю жизнь потом мучили страшные боли: до самых последних дней выходили осколки. После госпиталя на фронт его уже не вернули. Леонид Гайдай был признан негодным к дальнейшему прохождению воинской службы, получил инвалидность 2-й группы. После войны он приехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа.

Гайдай прославился как создатель лучших советских комедий. Именно он открыл для кино комедийный талант Юрия Никулина, снимая его много раз в своих фильмах. Оба не слишком любили вспоминать о пережитом. Впрочем, Гайдай все же использовал личный армейский опыт. Сохранились воспоминания о том, как в 1942 году он служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть, где он служил, приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» — Гайдай ответил: «Я!». Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Позже режиссёр адаптировал этот эпизод для фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Иннокентий Смоктуновский

Когда началась война, Иннокентий Смоктунович (настоящая фамилия актера) еще учился в фельдшерско-акушерском училище. В 1942 году он перешел на курсы киномехаников в Красноярске. Весной 1943 года, когда ему исполнилось 18 лет, его призвали на службу и направили в Киевское пехотное училище. Однако в августе того же года Смоктуновский в срочном порядке был отправлен рядовым (без присвоения офицерского звания) в 75-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка Смоктуновский участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра и в освобождении Киева. В декабре 1943-го будущий артист попал в плен, проведя месяц в лагерях для военнопленных. В январе 1944 года ему удалось бежать. В течение месяца его укрывала в своем доме украинская семья. (После войны он до конца жизни поддерживал связь с этими людьми).

«Я ни разу не был ранен. Самому странно: два года настоящей страшной фронтовой жизни — стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена… Мне посчастливилось бежать, когда нас гнали в лагерь. Я выведывал у крестьян, где побольше лесов и болот, где меньше шоссейных дорог — и шел туда. Так добрел до поселка Дмитровка… Постучался в ближайшую дверь, мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то сказать и впал в полузабытье. Меня подняли, отнесли на кровать, накормили, вымыли в бане. Мыли несколько девушек — и уж как они хохотали! А я, живой скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами», — вспоминал о побеге из плена Иннокентий Михайлович.

Вскоре Смоктуновский вступил в партизанский отряд, который впоследствии присоединился к 102-й гвардейской стрелковой дивизии Советской Армии. В январе 1945-го в районе немецкой деревни Лорцен отделение роты автоматчиков под командованием младшего сержанта Смоктуновича одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило около 20 фашистов. За этот подвиг Иннокентий был награжден второй медалью «За отвагу». А свою первую медаль — его представили к награде за то, что в 1943-м оперативно доставил боевые донесения через Днепр под огнем противника — Иннокентий Михайлович получил лишь спустя 49 лет на сцене МХТ им. А. П. Чехова, после спектакля «Кабала святош».

Плен долго аукался будущему Гамлету и Юрию Деточкину. Говорят, в документах Смоктуновского одно время стояла цифра 39. Она означала, что ему нельзя жить в 39 городах страны. Вот почему так долго его не знали в столицах. Все изменил вышедший в 1956 году фильм о войне «Солдаты» по мотивам повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Картину увидел Георгий Товстоногов, который ставил тогда в БДТ спектакль «Идиот» по Достоевскому. Режиссер подумал, что у этого актера — глаза Мышкина. И пригласил его на роль. С этого момента слава о гениальном актере разлетелась по стране.

Смоктуновский был верующим человеком, он говорил родным: «На войне я чувствовал, что какая-то сила охраняла меня. Может, для того, чтобы потом я создал те образы, которые оказались нужными зрителям… Мышкина, Чайковского, Деточкина и других».

 

В армию Алексей был призван еще до войны — в феврале 1940 года. А уже в 1941-м Смирнов попал на фронт. Сначала служил химинструктором, затем командиром артиллерийского взвода. В составе своего подразделения Алексей Смирнов принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах.

Ходил в разведку, не раз отправлялся в тыл врага. В 1943 году Алексей Макарович уничтожил автоматным огнем трех фашистов, а затем заменил выбывшего из строя командира миномета. Благодаря командованию Смирнова было уничтожено до двух взводов пехоты противника. За этот подвиг будущий артист был награжден медалью «За отвагу».

Впоследствии совершил еще немало героических поступков, которые были оценены по достоинству: Смирнов стал кавалером ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней. К слову, боевые заслуги не мешали будущему артисту успешно руководить художественной самодеятельностью в своем полку.

За несколько дней до победы Смирнов был тяжело ранен: недалеко от него взорвался снаряд. После длительного лечения в госпитале был комиссован.

Талантливого актера зрители запомнили не только по комедиям, но и по фильму Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», где Смирнов сыграл механика командира эскадрильи Макарыча. По словам Владимира Талашко, сыгравшего в «стариках» роль Скворцова, во время репетиции финальной сцены у могилы Смирнов схватился за сердце, и его увезла машина скорой помощи. Через несколько дней актер вернулся на площадку, но сказал: «Второй раз так не смогу, просто умру». И Леонид Быков оставил в картине первый дубль.

Снявшись у Леонида Быкова, Смирнов жалел только об одном: что так поздно встретил своего режиссера, благодаря которому зрителю открылся и его драматический талант и с которым во время съемок подружился на всю жизнь. 11 апреля 1979 года Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Узнав об этом, Смирнов попал в больницу с сердечным приступом. Обострились практически все его болезни. И, немного не дожив до Дня Победы, 7 мая того же года Алексей Смирнов умер.

Станислав Ростоцкий

 

До начала войны будущий актер и режиссер Станислав Ростоцкий числился нестроевым из-за болезни позвоночника. Однако в 1942 году 20-летнего юношу все-таки призвали в армию и направили в 46-ю запасную стрелковую бригаду. Уже в сентябре 1943-го Ростоцкий в звании гвардии рядового 6-го гвардейского кавалерийского корпуса ушел на передовую: участвовал в боях, прошел путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно, за что получил орден Отечественной войны I степени и орден Красной Звезды.

В феврале 1944 года в боях у города Дубно Станислав Ростоцкий получил тяжелое ранение. «Меня вытащила из боя женщина на своих руках. Она была добровольцем, воевала на фронте до победы. Красивая женщина и очень хороший человек», — вспоминал Ростоций.

Война закончилась для Станислава Иосифовича в августе 1944-го. После тяжелейшего полугодового лечения в госпиталях Ровно и Москвы Ростоцкий получил инвалидность второй степени. Но не отчаялся. В сентябре 1944-го он стал студентом ВГИКа. А в 1972 году в память о страшной войне снял культовый фильм «А зори здесь тихие…».

 

Режиссер-фронтовик очень хотел показать фильм своей спасительнице. «На фронте ее звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа — Бекетова. Она не видела картину «А зори здесь тихие…»: к тому времени уже ослепла, — вспоминал Станислав Иосифович. — Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране… Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и всем тем женщинам, которые помогали бойцам остаться в живых».

Сергей Бондарчук

 

К началу войны Сергей Бондарчук успел закончить театральное училище в Ростове-на-Дону и начать играть в труппе театра. Но летом 1941-го его призвали на фронт. Сергей Федорович воевал под Грозным, Армавиром, Моздоком. Прошел всю войну солдатом, был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

«Была страшная фугасная атака на Грозный. Казалось, что земля горит и железо плавится, — вспоминает фронтовые рассказы мужа Ирина Скобцева. — Стоял жуткий запах горелого человеческого мяса. Сергей укрылся в окопе, который в любую секунду мог стать его могилой. Неожиданно к краю окопа подошла собака, опаленная, в язвах, с перебитым хвостом. «Сейчас точно набросится», — решил Сережа. Они встретились глазами и долго-долго смотрели друг на друга. Взгляд этой собаки, полный ужаса, Сергей Федорович запомнил на всю жизнь».

Сергей Бондарчук демобилизовался только в январе 1946 года. Поступил во ВГИК на актерский курс к Сергею Герасимову. А спустя годы снял немало гениальных фильмов о войне, в том числе и  культовый «Они сражались за Родину» по одноименному роману М. А. Шолохова.

 

 

Архив Вестник К