18 мая, в первый конкурсный день, на Каннском кинофестивале показали «Нелюбовь» — новый фильм Андрея Звягинцева.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
В пятом по счёту полном метре автора «Левиафана» и «Елены» речь идёт о пропавшем без вести из московской семьи 12-летнем мальчике Алёше — сыне давно разлюбивших друг друга мужа и жены, которые забыли о ребёнке, налаживая каждый свою личную жизнь. Как это обычно бывает у Звягинцева, на первый взгляд камерная история о семейном кризисе даёт пищу для размышлений о явлениях гораздо больших масштабов.
В российских кинотеатрах фильм выйдет 1 июня
«Нелюбовь» оказалась ожидаема не только в России, но и на Западе — многие популярные англоязычные издания отреагировали положительными рецензиями на фильм. Чтобы понять, какой одна из самых ожидаемых отечественных картин года видится в других странах, мы посмотрели, что о ней пишут критики The Guardian, Variety и других уважаемых изданий.
Этот фильм сталкивает нас с немыслимым кризисом и оспаривает святость семейных ценностей. Оспаривает то, что дети — это наш моральный долг и награда, которая естественным образом возвышает нас и вытекает из потребности принимать и дарить любовь. Но цивилизации любви нужна правильная почва. Российская почва в фильме Звягинцева выглядит бесплодной. «Нелюбовь» может показаться не такой величественной, как «Левиафан», и будто бы до него не дотягивающей — скорее фильм напоминает едкую семейную драму «Елена». Но его эмоциональность и красочность захватывают.
Питер Брэдшоу, The Guardian
Мы все знаем о деспотичных социумах, в которых притесняют кинематограф. Обычно в них остаётся достаточно места для маневра проницательному и поэтичному режиссёру, которому есть что сказать. Так было в коммунистической Чехословакии в семидесятых, последние тридцать лет в Иране. И, конечно, так обстоят дела в путинской России. Как режиссёр, Андрей Звягинцев не может в красках обличить коррумпированность российского общества. Но он может снять «Левиафан», который зафиксировал состояние русского среднего класса, потонувшего в пьянстве и воровстве, или «Нелюбовь», которая предлагает зловещий, резонансный взгляд не на политику, но на кризис эмпатии в самом российском культурном коде.
Оуэн Глиберман, Variety
Как и в случае с, пожалуй, самой известной работой Звягинцева — номинированным на «Оскар» «Левиафаном» — одна частная история становится непрозрачной, но безжалостной критикой всей родной для режиссёра России.
Робби Коллин, The Telegraph
В этой России есть все атрибуты материального процветания — новые машины, смартфоны, бесконечные селфи в декорациях уродливой постсоветской инфраструктуры — но нет сердца, нет души. Звягинцев изображает её деловито, с каким-то ледяным спокойствием. В этих лесах деревья падают и увядают. «Нелюбовь» поставила высокую планку на семидесятом Каннском кинофестивале.
Дэвид Секстон, Evening Standart
Как и «Левиафан», «Нелюбовь» — это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошённой страны. Прошлый фильм был откровенно политическим и рассказывал историю об автослесаре, который теряет свой дом; коррумпированном мэре города; а также о политических, юридических и религиозных институтах, которые формируют одну плутовскую систему. «Любовь» же, напротив, кажется камерной — хотя в финале эта маленькая история обретёт пугающие масштабы.
Стив Понд, The Wrap
В ошеломляющей, ловко скроенной новой драме «Нелюбовь» режиссёр Андрей Звягинцев снова продемонстрировал удивительный талант конструировать маленький мир, который иллюстрирует прочно устоявшиеся патологии всего российского общества в целом.
Лесли Фельперин, The Hollywood Reporter