Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Настоящая Игра престолов: Как ваххабиты создали Саудовскую Аравию

Настоящая Игра престолов: Как ваххабиты создали Саудовскую Аравию

Современный Ближний Восток без Саудовской Аравии представить невозможно. Богатое нефтью (второе место в мире по запасам — 266,5 млрд. баррелей или 15,6% всей мировой нефти) королевство имеет свои интересы по всему региону. Саудовский король воюет в Йемене, поддерживает сирийских повстанцев, инвестициями удерживает Египет от очередного падения в хаос, ругается с единственным конкурентом на Аравийском полуострове — Катаром. Саудовцы и их деньги повсюду, многие ненавидят Эр-Рияд — кто за нарушения прав человека, кто за огромные амбиции, кто за предательство арабских/исламских интересов, но считаться с влиянием королевства приходится всем.

Впрочем, так было далеко не всегда. Правители Саудовской Аравии, или просто Саудии, как называют ее арабы, ищут духовной опоры в «чистом» исламе VII века, но их страна в современном виде возникла на карте мира меньше ста лет назад — в 1932 г.
Что было нужно для этого? Несколько племен буйных кочевников, два священных города, один решительный и удачливый политик и двести лет войн и интриг.

Приходит проповедник

В VI веке на территории Аравийского полуострова в арабском племени курейш родился человек, навсегда изменивший мир — пророк Мухаммад, основатель ислама, правитель, полководец и завоеватель. Арабы понесли ислам на своих мечах далеко за пределы Аравии, построив халифат от Испании до Китая. И постепенно земля, где расположены Две Благородные Святыни, города Мекка и Медина, превратилась в глубокую провинцию.

Центрами политической и культурной жизни стали блестящие арабские города, мегаполисы того времени: Багдад, Дамаск, Каир, и, после создания и укрепления Османской империи, Стамбул. Аравии оставались Мекка и Медина, куда благочестивые мусульмане совершают паломничество, хадж, ловля жемчуга на побережьях, да разбросанные по пустынным землям оазисы, между которыми кочевали разрозненные племена бедуинов.

Бедуины

Возможно, именно это периферийное положение Аравии повлияло на зарождение здесь самого радикального и жесткого извода ислама — ваххабизма. Сегодня это слово используют едва ли не как синоним терроризма, хотя на самом деле это название конкретного религиозного течения, основанного в середине XVIII века Мухаммадом ибн Абд-аль-Ваххабом, проповедником из села Уяйна.

К тому времени «чистый» ислам времен Мухаммада, прописанный в Коране и сунне (сказании о деяниях Пророка) претерпел немалые изменения. За десять веков изрядно изменились социальные нормы, жизнь людей, и чеканные формулировки раннего Средневековья стали трактовать по-новому. Часто это приводило к недопустимым, с точки зрения ортодоксов, ересям: так, в исламе, подразумевающем абсолютное единобожие, зарождались культы святых, поклонение мощам и могилам.

Некоторые мусульмане в Османской империи пели и играли на музыкальных инструментах, пили спиртное, курили табак и гашиш, занимались астрологией, и магией, а все это строго запрещено Кораном.

Добавьте к этому рост неравенства и недовольство бедноты знатью — и становится понятно, что в обществе зрел запрос на «очищение» ислама.

Именно к этому и призвал, в числе прочих проповедников салафии (чистоты) ибн Абд-аль-Ваххаб. В отличие от других вероучителей, ему повезло заключить удачный союз с аравийской знатью и основать не только секту, но и целую державу, лояльную его идеологии.

Первое ваххабитское государство

Союзником Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба стал Мухаммед ибн Сауд (т.е. сын Сауда), эмир мелкого городка Дирия. В 1744 г. проповедник, которого до этого гнали из многих мест Аравии, и правитель бедного города договорились помочь друг другу в джихаде против неверных. А согласно учению ибн Абд-аль-Ваххаба, неверными были все мусульмане, отвернувшиеся от чистого ислама.

Жители бедной Дирии, уставшие от поборов и взяток, царивших в Османской империи, яростно поддержали пуританские лозунги вероучителя, и постепенно территория под контролем ибн Сауда росла: кочевые племена одно за другим принимали новую «идеологию» и записывались в ваххабиты.

1744 г. считается годом основания первого государства Аль Саудов (Мухаммед назвал династию в честь своего отца), просуществовавшего до 1818 г. Под контролем ваххабитов Дирийского эмирата оказалась почти вся Аравия, включая Мекку и Медину. Везде ваххабиты насаждали свой строжайший ислам: взяв Мекку, они сжигали на площадях курительные трубки и запрещали жителям носить шелк. Могилы святых разоряли, несогласных убивали.

Раздираемая противоречиями Османская империя десятилетиями не могла справиться с Дирийским эмиратом: воинственные ваххабиты ходили походами даже на Ирак и Сирию.

Их успех хорошо объясняет в «Истории Саудовской Аравии» российский арабист Алексей Васильев:

«Нужно ли говорить, какие преимущества могло обеспечить ваххабитское учение эмиру, взявшему его на вооружение? Ведь он из обычного предводителя разбойничьего набега на соседей превращался в борца за «чистоту религии», а его противники становились «слугами дьявола». Включив в качестве важнейшего постулата «священную войну» против «многобожников», ваххабизм с самого зарождения стал идеологией военной экспансии».

Впоследствии Аль Сауды еще не раз используют мобилизационные возможности ваххабизма для достижения своих целей.

Арабские воины начала XX века — за две сотни лет они мало изменились

Ваххабизм был жесткой сектой, регламентировавшей все аспекты человеческого поведения: как смеяться, чихать, зевать, обниматься, пожимать руку при встрече, заниматься сексом. Впрочем, как это обычно бывает с идеологией, правители, провозглашавшие ее, оставляли строгие правила для подданных, сами предпочитая действовать, руководствуясь экономическими и политическими интересами.

Игра престолов в пустынях

В 1818 г. Стамбулу все-таки удалось избавиться от первого государства Аль Саудов: для этого пришлось «приглашать» в Аравию войска Мухаммеда Али-паши, правителя Египта, который разгромил Дирийский эмират и отправил эмира в Стамбул, где ему с удовольствием отрубили голову.

Последний эмир первого королевства саудитов перед казнью

Впрочем, после ухода египтян выжившие Аль Сауды, пользовавшиеся авторитетом в хаотичном мире бедуинских племен, быстро восстановили свою страну, хоть и в меньших масштабах. Второе саудовское государство называлось уже Эмиратом Неджд («возвышенность» — новое государство располагалось в пустынных высокогорьях Центральной Аравии) и просуществовало до конца XIX века.

В итоге его сгубили междоусобицы между детьми эмира и война с соседним эмиратом Джебель-Шаммар. Уцелевшие Аль Сауды сбежали в соседний Кувейт, находившийся под протекторатом Британской империи.

Приближалась Первая мировая война, и англичане с интересом смотрели на причудливый хаос, творившийся в границах Османской империи (в том числе в Аравии). Номинальные вассалы не подчинялись стамбульскому султану, воевали друг с другом и делили бесхозные территории. В этих условиях началось восхождение человека, который станет для Саудовской Аравии сакральной фигурой, одновременно Владимиром Крестителем и Петром Великим — Абд-аль-Азиза ибн Абд-ар-Рахмана Аль Сауда, первого короля Саудовской Аравии.

Абд-аль-Азиз ибн Абд-ар-Рахман Аль Сауд — первый король нынешней Саудовской Аравии

Впрочем, в 1902 г. о таком успехе он еще не мог помышлять: вместо этого ему приходилось, как говорит полулегендарная биография, всего с 40 всадниками отбивать у Джебель-Шаммара бывшую и будущую столицу саудовцев Эр-Рияд. Благодаря хитрости и удаче (Абд-аль-Азиз пробрался в дом вражеского губернатора и убил его) у него все получилось. Впечатленные успехом Абд-аль-Азиза, бедуины и жители оазисов вокруг Эр-Рияда быстро возвращались под власть Аль Саудов, что позволило молодому политику восстановить государственность Неджда и построить отношения с англичанами, сохраняя формальную лояльность Турции.

Аравия в Первой мировой

Арабские войска во время восстания против Османской империи

В итоге, к началу Первой мировой войны, похоронившей Османскую империю, на территории Аравийского полуострова умещались пять де-факто независимых государств, из которых для истории Саудовской Аравии важны три:

— Джебель-Шаммар (столица — Хаиль). Во время войны — сторонники Османской империи.

— Хиджаз (столица — Джидда, на территории Хиджаза расположены Мекка и Медина). Во время войны — сторонники Британии.

— Неджд (столица — Эр-Рияд). Во время войны — нейтральны. Позже — сторонники Британии.

Осторожный Абд-аль-Азиз занял выигрышную позицию, не поддержав ни одной из противоборствующих сторон на начальном этапе войны. Турецкие караваны спокойно шли по земле Неджда, расположенного в центре Аравии. С другой стороны, посылать войска на помощь султану Абд-аль-Азиз вежливо отказался.

Англичане, с которыми Абд-аль-Азиз вел учтивую переписку, не обращали внимания на его эмират, уделяя куда больше внимания Хиджазу, которым правил шериф Мекки Хусейн ибн Али. В 1916 г. Хусейн призвал арабское население Османской империи восстать против турок. Британская империя обещала ему (неофициально), что после войны он станет королем всех арабских земель. Провозгласив королевство Хиджаз, Хусейн подчеркнул свой статус в качестве правителя всех арабских земель, что не могло понравиться Неджду.

Шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими и Верховный Комиссар Египта Генри МакМагон, пообещавший ему все арабские земли

В итоге, уже в 1918 г. началась первая война между Хиджазом и Недждом, быстро, впрочем, прекратившаяся. Военная победа была на стороне Абд-аль-Азиза. Его основной ударной силой стало племенное ополчение ихванов («братьев»): фанатичные и воинственные ваххабиты-бедуины смяли силы «короля арабов» Хусейна в битве при Турабе. Но после того, как англичане выдвинули ультиматум: немедленно прекратить наступление, Абд-аль-Азиз и Хусейн быстро примирились. В конце концов, оба они оказались на стороне победителей.

Слияния и поглощения

Английские политики не могли предсказать, что через каких-то двадцать лет на Аравийском полуострове найдут огромные запасы самого ценного ресурса века; иначе они бы обращали больше внимания на происходящее там. В реальности, как писал премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж:

«Никто не собирался посылать иностранные войска для оккупации какой-либо части Аравии, это была слишком бедная страна, чтобы какая-либо хищная держава оккупировала ее». Если формулировать еще откровеннее, европейским державам не было большого дела до того, кто из туземцев будет править Аравией.

Энергичный Абд-аль-Азиз сполна воспользовался пренебрежительным отношением англичан к Аравии. Сначала, в 1921 г., он разгромил и присоединил к Неджду Джебаль-Шаммар, а потом вернулся к идее завоевания Хиджаза. К тому времени дела у короля Хусейна шли плохо: отношения с британцами испортились после его отказа признать раздел арабских земель на английскую и французскую сферы влияния, к тому же усугубились экономические проблемы в самом королевстве.

В таких условиях Абд-аль-Азиз решил, что Лондон посмотрит сквозь пальцы на его нападение на Хиджаз. И угадал. Авантюра удалась, боевые ихваны снова разбили армию Хусейна, и в 1925 г. под контролем недждийского эмира оказались не только Джидда, но и Мекка с Мединой. Теперь он был не просто эмиром из пустыни, а Хранителем Двух Благородных Святынь, сакральной фигурой для тысяч мусульманских паломников. С 1927 г. Абд-аль-Азиз сам стал королем, пока еще «королевства Неджда и Хиджаза».

В следующие годы Аль Сауды закреплялись в качестве главной силы на Аравийском полуострове. Еще один эмират, Асир, был мирно аннексирован после того, как его правитель согласился передать свои земли под власть Абд-аль-Азиза, с Йеменом был установлен мир после непродолжительной войны, но по сути до 1960-х это государство оставалось под влиянием Аль Саудов. Так, действуя тихо и незаметно для остального мира, племенной вождь Абд-аль-Азиз сгреб под себя львиную долю Аравийского полуострова, кроме британских протекторатов.

Последним серьезным противником, способным свергнуть короля, были его бывшие союзники-ихваны, излишне прямые в своем понимании ваххабизма.

Их конфликты с Абд-аль-Азизом имели как религиозную (он, оставаясь верным «чистоте» ислама в суровых трактовках, все-таки отказался запрещать радио и автомобили), так и политическую (он, урегулировав границы с Ираком и Трансиорданией, запретил ихванам ходить в набеги) подоплеку.

Как результат, в 1928-1930 гг. грянуло восстание ихванов, где королю пришлось бросить армию на своих недавно лучших бойцов, да еще и позвать на помощь англичан. Общими усилиями ихванов разгромили. Ваххабизм, впрочем, остался официальной идеологией Саудовской Аравии, но только такой, какой выгоден королям. Все попытки стать чище Хранителя Двух Благородных Святынь чреваты гибелью.

Король Саудовской Аравии на встрече с Рузвельтом

Ничего больше не мешало Абд-аль-Азизу Аль Сауду пожинать плоды побед: в 1932 г. он провозгласил создание государства Саудовская Аравия, закрепив тем самым власть своей семьи над большей частью Аравийского полуострова. Спустя 5 лет в Саудии почти случайно (в попытке раскопать подземные реки, чтобы обеспечить пустынное королевство водой) найдут нефть. И с этого времени начнется совсем другая история этого государства.

Источник

 

Архив Вестник К