Россия — страна несчастных стариков. Брошенных и никому не нужных. И дело даже не в нищенских пенсиях, на которые можно только выживать, а не жить полноценной жизнью. Путешествия по миру? Дегустация вин? Дни напролёт в уютных кафешках, где так приятно болтать с друзьями, такими же стариками?
К счастью, российские пенсионеры не знают, как живут их сверстники в Европе. Наши сидят по домам или доживают жизни на лавочках возле подъезда. По ресторанам не ходят, мало кто может позволить просто так, без повода, сходить пообедать.
Вы это и без меня знаете, правда? Грустно, печально, но c’est la vie, это жизнь, как говорят французы. А семейная пара из Петербурга вот уже год каждый день кормит бесплатно всех пенсионеров, кто заходит пообедать к ним в кафе. Летом о необычном заведении писали питерские издания, но в масштабах страны их никто не заметил. Я съездил к ним в гости, чтобы это изменить.
Я постоянно читаю в интернете трогательные истории о человеческой доброте и сострадании. Бразильские школьники собрали деньги учителю, которому пришлось жить в школьном кабинете из-за задержки зарплаты. Английские байкеры скинулись на новый мотоцикл для корейца, ставшего жертвой угонщиков. Жители Махачкалы смогли за час найти средства на операцию для тяжелобольной девочки. Добрые люди есть везде, и сила интернета творит чудеса, когда речь идёт об адресной и однократной помощи. Но никто не делает добрые дела на ежедневной основе.
Александра Синяк и Евгений Гершевиц заниматься благотворительностью вообще не собирались. Это получилось случайно. У них в управлении было небольшое кафе «Чешский домик» на Васильевском острове в Петербурге, где пара планировала зарабатывать вечером на алкоголе, а днём на бизнес-ланчах, вокруг ведь много офисов. Однажды в прошлом ноябре к ним в кафе пришёл трогательный дедушка, с которого Евгений не смог взять деньги. Чтобы не обидеть старика, хозяин сказал, что у них акция и пенсионеров кормят бесплатно. «Это был самый культурный и интеллигентный собеседник в моей жизни. Мне было просто приятно его угостить»
Гость стал приходить регулярно, и ему были рады. Но через три недели Евгений сломал ногу, а официант не знал о том, что старичка кормят бесплатно, и взял с него деньги. Дедушка заплатил, но больше его никто не видел.
— У меня остался осадок, — сетует Гершевич. – Было такое чувство, будто я его подвел. Посоветовавшись с женой решили теперь всех местных пенсионеров кормить бесплатно каждый день с 12 до 16 часов, а после 16 часов мы отбиваем эти расходы за счет обычных посетителей. Повесили объявление и очень надеялись, что тот самый дедушка увидит его и вернется к нам. За полгода о большом сердце местных коммерсантов узнало столько ветеранов, что в один из дней в кафе бесплатно пообедали 257 человек.
В какой-то момент бизнес пивного бара превратился в чистую благотворительность. Белые воротнички не хотели делить столы с «халявщиками», офисные пташки разлетелись по другим заведениям района.
Первое время Евгений и Александра пребывали в эйфории, что могут менять мир к лучшему. Дальше была страшная депрессия и мысли о том, что они всё равно не смогут накормить всех нуждающихся, а сами разорятся. Но они решили не сдаваться, а идти дальше. Поняли, что «своих» стариков они бросить уже не смогут.
Я пришёл в кафе на Васильевском острове в один из будних дней, как раз во время обеда. Небольшой зал, обшитый деревянными панелями, деревянные же столы со скамьями, кружки на полках и «трофеи» вроде плюшевой медвежьей головы. Такие пивнушки часто встречаются в чешских деревнях, так что заведение оправдывает своё название. Сначала зал был пуст, и у нас с Александрой было время попить чай и пообщаться. Понемногу пенсионеры стали прибывать. Они садились за столик, одни за отдельный, другие подсаживались к знакомым, официант приносил каждому обед из трёх блюд.
За всё время, что я был в «домике» в кафе не зашёл ни один «коммерческий» посетитель.
Каждый день блюда меняются. В тот день это был капустный салат, суп и гречка с мясом. И компот. Бизнес-ланч для обычных посетителей с 12 до 16 стоит 250 рублей. Пенсионерам, ветеранам, блокадникам — бесплатно.
Мне было очень интересно познакомиться с гостями «Домика», узнать КТО эти люди, ведь не всегда они были старыми и нуждающимися. На контакт шли далеко не все. Кто-то был готов рассказать о себе, но не хотел фотографироваться, другие наотрез отказывались общаться. Кажется, они стесняются или даже стыдятся рассказывать о том, что ходят на благотворительные бесплатные обеды. Но с некоторыми людьми я хорошо пообщался.
Юрий Иванович раньше работал строителем, в том числе своими руками возводил памятник на площади Победы в Санкт-Петербурге. Теперь сам занимается благотворительностью, помогает перевозить собранные людьми вещи в детские дома. На Васильевский остров он приезжает из Кировского района, дорога не близкая, но на машине, говорит, удобно. Пообедать в «Домик» заглядывает регулярно, но не каждый день.
Владимир Александрович: «Хожу в лес, ем грибы и ягоды, готовлюсь к операции. О необычном кафе рассказал товарищ, но его контакты потерялись. Хожу сюда не только поесть, но и для того, чтобы встретить друга — может, ещё увидимся». Раньше тоже работал строителем и даже был на стройке БАМа, а потом занимался садово-парковым хозяйством в Ленинграде.
Зинаида Анатольевна. Работала машинисткой в Военной академии тыла и транспорта, обеспечивала учебный процесс, печатала лекции и методическую литературу. До этого 26 лет трудилась на секретном заводе, но когда мама серьёзно заболела, пришлось перевестись на работу ближе к дому.
Наверное, самый экстраординарный посетитель «Домика», и уж точно — самый общительный. Михаил Георгиевич Устинов носит военную форму и «косит» под белогвардейца, хотя это это кажется даже не сценический образ, а стиль жизни. Воевал в 1992 году в Приднестровье, где познакомился с Игорем Стрелковым (тем самым), и уже в 2014 году поехал вместе с ним на Донбасс. В интернете его называют «поэтом русской весны», и это прозвище Устинову очень по вкусу. Он пишет стихи и песни, публикует их и записывает видео. Основные темы лирики: историческая Россия, Государь-мученик Николай II, Белое движение.
Обедать на Васильевский он ходит постоянно, очень любит это место за атмосферу. По его словам, хозяева заведения продолжают русские традиции русского меценатства, а дубовые столы немного напоминают Юрмалу. Сорок лет Михаил Георгиевич прожил в Риге, и в 1991 году, когда всё сыпалось, участвовал в «январских баррикадах», но в отличие от латышей под российским флагом.
По телевизору в «домике» показывают канал «Дом кино», крутят хорошие добрые фильмы, он часто подолгу остаётся их посмотреть, а что не успевает, досматривает дома в интернете.
И ещё вот это запиши, сказал Устинов: «Так вышло, что я как и мой дед в августе 14-го года были на фронте и оба воевали за Россию. Только чем моя биография отличается от биографии дедушки? В отличие от него, я не погиб в 15-м».
Когда хозяева «Чешского домика» решили кормить пенсионеров на постоянной основе, она написала об этом пост во «ВКонтакте», в котором призвала владельцев других кафе присоединиться к акции.
«Все же такие хорошие, думала я, что им, сложно покормить 20-30 человек? И за час пост собрал 10 000 лайков, полетела куча комментариев, много слов поддержки. Когда я проснулась на следующий день, просмотров было еще больше. Муж смеялся: «Сейчас придем в кафе, а там толпа бабушек». Но где пенсионеры, а где интернет? И действительно, когда мы добрались до заведения, там никого не было. Ровно в 12:00 дверь открылась, и зашла одна пожилая женщина. Она была подготовленная: показала бумаги, в которых было указано, какую пенсию и социальные выплаты она получает, сколько стоят квартплата и лекарства, которые ей жизненно необходимы. В итоге у нее оставалось 2 000 рублей в месяц. Она уверяла, что не нахлебница, а ситуация и правда тяжелая, спросила: «Можно я у вас поем, увидела, что вы проводите акцию». Я ответила: «Конечно». Тогда она решила узнать, можно ли рассказать другим людям, которые тоже нуждаются, я сказала: «Почему бы и нет». К 16:00 пришла еще одна бабушка – действительно ничего страшного, подумала я.
На следующий день пенсионеров стало четверо, потом восемь, 16, и в конце недели в один день пришло уже 50 человек. Появились волонтеры. Нет, они не предлагали помощь с покупкой еды, а начали печатать объявления с приглашениями и раздавать их на улице без нашего ведома. Приходили люди из газет, говорили: «Мы вам поможем, разместим объявление об акции». А у нас всего восемь столов! Я испугалась. Что делать, я не представляла, не могла же я просто отказать людям. Но вдруг мне позвонили из компании, с которой я никогда не работала, и предложили просто так привезти продуктов. Потихоньку пакеты с едой начали привозить и обычные люди. Тогда поняла, что могу справиться со всем, если обращусь за помощью к петербуржцам.
Сбор средств я открывать не планировала, но быстро подсуетились мошенники, которые начали просить деньги от моего имени. Им ничего не переслали – все знают, что подобные дела я никому не доверяю. Мне быстро перезвонили знакомые и обо всем рассказали. Тогда я в специально созданной для бесплатных обедов группе во «ВКонтакте» сделала кнопку «Подари ланч». Люди начали перечислять пожертвования, и у меня появилась вера в то, что у нас все получится, мы справимся. В день перечисляли тысяч по шесть – то есть обедов на 30. В понедельник у нас действительно было 100 пенсионеров, а помимо них – те, кто хотел поесть за деньги. Это был полный кавардак. Платников мы так долго располагали к себе, вот они пришли – а все кафе заполнено бабушками. Изначально я отвела три стола для обычных посетителей, но правило продержалось недели две, и гостям пришлось садиться вместе с бюджетниками – пять человек это делали, а остальные ушли и больше не возвращались.
Было смешно, когда о нас начал рассказывать Собес. Приехали как-то к нам человек десять пенсионеров в воскресенье. Все знают, что мы по выходным не кормим, но когда приезжают в первый раз, делаем исключение и просим, чтобы потом приходили по будням. Я решила спросить, откуда они про нас узнали – оказалось, что Собес начал выдавать квиточки с нашим адресом и моим номером. Люди, разумеется, решили, что это государственная акция и общались с нами так, будто мы обязаны их кормить. Даже возмущались, что порции маленькие, а заведение выглядит как-то не так. Фыркнули: «Зря вам государство деньги дает!» Когда я объяснила, что это наша личная инициатива, а кормим мы за собственный счет, сразу все стали любезные и приветливые. Я выложила в группу пост об этом и добавила: «Не ставьте в неловкое положение ни меня, ни пенсионеров, напишите хотя бы правильно дни и время работы». В понедельник пришли 30 человек из Адмиралтейского района с такими же бумажками, но на них крупно было написано: «Кормим во все дни, кроме субботы и воскресенья».
Сейчас появилась команда, которая мне помогает – жители города и даже люди из других стран. Благотворители ежемесячно перечисляют сумму, которая покрывает примерно 40% себестоимости бесплатных обедов, остальное на максимуме своих возможностей стараемся возместить прибылью за вечернее время. В плюс мы еще не вышли, но уже не в таком большом минусе.
Другие владельцы кафе к нам не присоединились. Это большая ответственность – люди на тебя рассчитывают. Я сейчас закрою дверь – и что с ними со всеми будет? Сначала мне писали, что есть подобное нашему кафе в Сестрорецке. Оказалось, они выделили один стол с чаем и бутербродами. Это, конечно, тоже хорошо, но все-таки совсем другое. В Петербурге мы точно единственные, в России я тоже не слышала, чтобы было что-то подобное.
Это, конечно, не пиар – бывает, заходят люди, говорят: «Мы про вас слышали, вы такие молодцы», пьют и едят на несколько тысяч рублей, а потом оставляют на чай десять. Иногда люди приезжают из других городов со словами: «Давайте обнимемся». За все девять месяцев было максимум десять компаний, которые пришли поесть платно, именно потому, что услышали про акцию. Как реклама это не сработало, но мы к этому и не стремились – хотели только, чтобы [тот, самый первый] дедушка вернулся. А он так больше и не пришел»
Я был в «Чешском домике» в конце лета. Тогда они уже собирались закрываться. Небольшое кафе уже не вмещало всех желающих бесплатно пообедать, и Александра нашла новое помещение по-соседству, в несколько раз больше, но без ремонта. На время переезда пришлось закрыться, но Саша и Женя записали номера всех постоянных клиентов-пенсионеров, чтобы быть с ними на связи, когда они вновь откроются. Это случилось на прошлой неделе, и теперь я могу рассказать о них.
Ремонт сделали быстро, и в буквальном смысле «всем миром». К этому времени у ребят уже была активная группа поддержки из неравнодушных жителей Петербурга, а деньги на обеды для стариков переводят даже из-за границы. Каждый день приходили люди, которые чем-то да помогали, кто-то материалы привозил, кто-то сам брался за кисточку и краски, кто-то просто отдавал деньги.
Новое кафе получило имя «ДоброДомик», оно находится адресу Детская улица, 17, рядом с музеем Эрарта. В кафе теперь два отдельных зала, которые смогут вместить не только «бюджетников». Накануне открытия Саша и Женя обзвонили и пригласили всех своих любимых посетителей и устроили для них настоящий праздник.
Дело совсем не только в еде, хотя для многих это существенная помощь по хозяйству и экономия и без того скромных бюджетов. Но больше всего стариков трогает внимание и забота, которой их окружают. Совершенно бескорыстно и за просто так, просто потому что они есть. У посетителей никто не требует пенсионных удостоверений или документов, подтверждающих маленький доход. Но главное, они не только обедают, но и знакомятся друг с другом, общаются, налаживают социальные связи. Многим одиноким старикам просто не с кем поговорить, а «Домик» помогает таким людям встретиться. Они теперь и праздники проводят вместе, а хозяева кафе дарят старикам подарки: недорогие, но приятные.
Признаюсь, что я не мог представить подобное в России: в нашем обществе слишком много безразличия к чужим и незнакомым, а человек человеку — волк. В наше равнодушное время каждый сам за себя, и тут появляются супергерои, которые берут опеку над 200 незнакомыми стариками — да просто потому, что эти простые обеды продлят людям жизнь и подарят радостные эмоции.
Я не строю никаких иллюзий, что этот пост или даже десять сюжетов в крупнейших СМИ что-то изменят. Что в других городах России начнут кормить стариков бесплатно или делать им большие скидки — пенсионеры вообще не привыкли ходить по таким заведениям. Если сначала я думал сделать пост с призывом «эгегей, ребята, подарите хотя бы один ланч питерским старичкам, 250 рублей это немного и каждый может позволить», то сейчас понимаю, это бесполезно. Те, кто дочитал репортаж до этой строчки, уже сделали выводы и приняли решение, помогать или нет.
Но всё-таки, если поделитесь этим постом с друзьями или дадите ссылку на группу “Подари ланч пенсионеру” — вы хороший человек.
Источник