Грузчиков, которые потрошили чемоданы в аэропорту Внуково, не посадили, а лишь уволили. Об этом в интервью «Коммерсантъ FM» рассказал майор Владимир Миняев, который раскрыл «багажную мафию», но в итоге сам стал фигурантом уголовного дела и отсидел 11 месяцев в колонии. Сейчас он на свободе по решению Мосгорсуда, его дело отправлено на пересмотр. Кто стоит за «багажной мафией»? И как крадут вещи в аэропортах? Разбиралась Аэлита Курмукова.
Майор Владимир Миняев вышел из тюрьмы в начале октября, отсидев 11 месяцев по статье «Превышение должностных полномочий». Но сам он считает, что его подставила «багажная мафия» аэропорта Внуково, которая много лет подряд грабила пассажиров: «Когда мы грузчика вызвали по факту кражи, он нам сразу сказал, что готов работать совместно с нами, приносить по 1 млн руб. с одной смены, а на тот момент их восемь работало. Мужчина нам обещал, что и другие смены к нам обратятся и примерно такие же суммы будут выплачивать. То есть они могли за день украсть 10 млн.
Члены «багажной мафии» особенно любили рейсы на Таджикистан, весь багаж просто вскрывался, и они воровали украшения и деньги — по 100−300 тыс. руб.
По словам Миняева, когда он отказался от взяток, его и подвели под статью: один из грузчиков-«потрошителей» написал заявление о рукоприкладстве со стороны майора. Полицейского арестовали, а «багажная мафия» осталась. Любимая добыча на прилете — брендовые чемоданы с европейских направлений, а на вылете — чемоданы мигрантов, везущих на родину заработанные в Москве деньги.
В последнем случае грабителям могут помогать и сотрудники службы безопасности, которые просвечивают его на интроскоп-сканере и знают, где что лежит, предполагает Антон Малинский, адвокат Владимира Миняева. Кроме того, по его словам, эта история нанесла пассажирам и косвенный вред: «Честные сослуживцы моего подзащитного либо уволились, либо перевелись на другое место работы. Сейчас, если у граждан украдут какие-то ценности, деньги из багажа, то раскрывать это преступление некому, полицейские просто запуганы и говорят: “Мы сейчас жуликов поймаем, они признаются, а потом поменяют адвоката, ударятся головой об стол и скажут, что мы их били”».
Обвинения бывшего сотрудника линейного отделения Внуково «Коммерсантъ FM» попросил прокомментировать руководство аэропорта. На вопросы согласился ответить лично гендиректор Внуково Василий Александров. Он в курсе скандала, но говорит, что ситуации с воровством багажа в прошлом: «Мы усилили контроль, в том числе видео, на КПП, и отдельно даже для грузчиков поменяли ряд пропусков, чтобы обращать на них внимание. Но внутри самолета, в багажном отделении, видеокамер нет».
При этом, как говорит гендиректор Внуково, всеми вопросами наземного обслуживания, в том числе грузчиками, ведает частная компания UTG. Она до сих пор работает во Внуково. Но и ее директор Анатолий Кудинов утверждает, с багажной мафией покончено: «Когда эта история случилась в аэропорту Внуково, мы только начинали работать. Сегодня, конечно же, кардинально все у нас поменялось, в том числе критерии подбора и трудоустройства грузчиков и механизаторов, которые стали достаточно жесткими».
Но разоблачитель «чемоданных» воров Владимир Меняев сомневается, что выгодный бизнес прекратился.
Хотя бы потому, что не устранена главная дыра в системе безопасности — багажные отсеки самолетов не оборудованы камерами наблюдения, чем и пользовались грузчики-«потрошители».
Впрочем, по словам заслуженного летчика России Виктора Саженина, решить эту проблему непросто: ведь любое оборудование надо согласовывать с производителями, а это дорого и долго: «В самолетах типа Airbus, там, где контейнерные перевозки, похитить что-то сложнее. Ведь контейнер ставится открывающейся частью в сторону к стенке, выезжает автоматически и дальше едет в аэропорт, где так же разгружается. А вот в тех самолетах, в которые багаж идет насыпью, например, Boeing 737, грузчики могут сделать все совершенно спокойно, потому что они руками с транспортера размещают там чемоданы».
И все же представители Внуково и грузового подрядчика в один голос уверяют — пассажирам бояться нечего. В аэропорту введен крайне жесткий норматив обработки груза — полчаса от остановки самолета до передачи на ленту последнего чемодана. На грабеж нет времени. Осталось спросить пассажиров, которые понимают, что ограблены, как правило, уже дома, когда возмущаться поздно. Да и бесполезно. Ведь по авиационным законам, компенсация положена только за утрату чемодана целиком.