Парламент Великобритании согласился перенести дату формального выхода страны из Евросоюза c 29 марта на 30 июня 2019 года. Перед этим парламентарии два раза за два дня проголосовали против — сначала против плана «Брекзита», внесенного правительством Терезы Мэй, а затем против выхода из ЕС без предварительного соглашения, так называемого «no deal».
Тереза Мэй в окружении министров своего кабинета
12 марта Палата общин обсуждала план Мэй, согласованный с руководством Евросоюза. Камень преткновения — будущее Северной Ирландии. Экономика этой части Великобритании тесно связана с экономикой Ирландии, входящей в ЕС, и, чтобы избежать установления там полноценной границы, правительство Мэй предлагает на переходный период сохранить всю страну в таможенном союзе с ЕС. По мнению радикальной части сторонников «Брекзита», это сохранит зависимость Великобритании от ЕС.
На следующий день парламентарии обсуждали «Брекзит» без сделки с Евросоюзом. Этот вариант предполагает, что начиная с 29 марта Великобритания и Евросоюз будут взаимодействовать как две иностранные юрисдикции, без всякого переходного периода. Противники такого варианта опасаются, что в результате на британском рынке могут резко вырасти цены, а также возникнуть дефицит, в том числе лекарств. Сторонники, в свою очередь, упирают на то, что после короткого турбулентного периода Великобритания сможет быстро воспользоваться всеми плодами полной экономической независимости. И эта идея довольно популярна, о чем свидетельствует то, что против выхода без соглашения высказалось лишь незначительное большинство парламентариев — 321 против 278.
Так или иначе, когда Палата общин сначала отвергла план Мэй, а потом и выход без сделки, ей, по сути, не оставалось ничего кроме как отложить «Брекзит». В противном случае Великобритании все равно пришлось бы покинуть ЕС без всяких предварительных условий, поскольку правительству просто не хватило бы времени на то, чтобы согласовать с Евросоюзом новый вариант соглашения и добиться его одобрения в парламенте.
Помимо переноса «Брекзита» парламентарии рассматривали идею о проведении второго референдума, который, по задумке ее сторонников, мог бы снять многочисленные бюрократические противоречия. За новый референдум проголосовали меньше 100 человек.
Что будет дальше?
Согласно предложению правительства, которое поддержали парламентарии, до 20 марта Тереза Мэй вновь вынесет на голосование план по выходу из ЕС. Теоретически за ближайшие дни она может убедить Евросоюз смягчить его позицию по Северной Ирландии — например, разрешить Великобритании заключать соглашения о свободной торговле с другими странами, даже оставаясь в таможенном союзе с ЕС, а также разрешить Соединенному Королевству выходить из него в любой момент. Но, скорее всего, добиться принципиальных изменений ей не удастся.
Расчет Мэй состоит в том, что с третьей попытки парламентарии все-таки одобрят ее план — под угрозой дальнейшего затягивания всего процесса. Резолюция, принятая 14 марта, предусматривает, что если парламент и правительство не найдут компромисс, «Брекзит» будет отложен на еще более длительный срок.
Но ключевые решения будут принимать не в Лондоне, а в Брюсселе. 21 марта там соберутся лидеры стран Евросоюза — чтобы решить, может ли Великобритания задержаться в составе ЕС. Если они откажутся, то единственным вариантом останется выход без сделки. Вероятность этого невелика: в таком случае пострадает не только британская экономика, но и европейские компании, работающие в Великобритании, а также граждане стран континента, постоянно проживающие там.
Более того, Дональд Туск — председатель Европейского совета, в который входят лидеры стран ЕС, — уже заявил, что постарается убедить своих коллег в необходимости компромисса. И тогда у британского парламента останется два варианта: либо пойти на условия Мэй, которые парламентарии дважды отвергали, либо согласиться на то, что «Брекзит» вообще не состоится в ближайшее время.