Новый президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил переименовать столицу Астану в Нурсултан в честь бывшего президента республики Нурсултана Назарбаева, ушедшего в отставку. Парламент одобрил переименование столицы, но вскоре оказалось, что Токаев не имел права выступать с такой инициативой из-за прямого конституционного запрета. Причем раньше такие же вопросы возникли к самостоятельному уходу Назарбаева с поста президента.
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на инаугурации его преемника Касым-Жомарта Токаева 20 марта 2019 года
Мы разбирались, каким образом была обеспечена законность переименования столицы Казахстана и кто поставил точку в обоих вопросах.
Почему Токаев не мог сам переименовать Астану в Нурсултан?
Потому что Астана в качестве столицы Казахстана упоминается во второй статье Конституции республики. Чтобы переименовать столицу, необходимо внести изменения в основной закон страны.
И тут у нового главы государства начинаются проблемы. Токаев не полноправный президент, потому что его не выбирали всенародным голосованием. Формально он — «лицо, принявшее на себя полномочия президента». Этот статус накладывает определенные ограничения. Например, Токаев не может инициировать изменения в Конституцию — следовательно, он не мог предложить парламенту переименовать столицу Казахстана.
Что сказано в Конституции об ограничениях для президента-сменщика
Более того, с инициативой изменить Конституцию путем принятия специального закона не мог выступить не только Токаев, но и сами депутаты. Для этого им нужно обращение полноправного президента.
Что сказано в Конституции о поправках через парламент
Как решили эту проблему?
Министерство юстиции Казахстана на следующий день после голосования в парламенте объяснило, что все было законно. Власти использовали многоходовую комбинацию с референдумом.
1. С инициативой провести референдум о внесении поправок в Конституцию формально выступило правительство.
2. Президент Токаев вместо проведения референдума решил отдать вопрос на рассмотрение в парламент.
3. Парламент проголосовал за переименование Астаны в Нурсултан.
Что сказано в Конституции о поправках через референдум
При этом до конца не понятно, имел ли право Токаев заменить референдум на голосование в парламенте. Министерство юстиции утверждает, что такое решение «принимается в порядке, предусмотренном Конституцией в вышеупомянутой статье 53», которая описывает полномочия парламента. То же самое говорится в постановлении Конституционного совета № 13/2 от 4 декабря 1998 года. Но тогда получается, что обращение в парламент направил не полноправный президент, а преемник. А это явно запрещено Конституцией.
То есть переименование все-таки неконституционно?
Конституционно. Исключительным правом на официальное толкование основного закона страны обладает Конституционный совет. Он одобрил решение нового президента Токаева не проводить референдум. Поэтому формально переименование столицы было абсолютно законным.
Ранее Конституционный совет разрешил Нурсултану Назарбаеву самому уйти в отставку с поста президента, хотя такое право явно не прописано в Конституции.