Один раз в четыре года Томар, стольный град тамплиеров Португалии, превращается в цветущий сад. Верный признак того, что в город пришел долгожданный и крайне необычный праздник Божественного Святого Духа (Festa do Divino Espírito Santo). Правда, сейчас его называют по-другому – «Фешта душ Табулейруш» (A Festa dos Tabuleiros). Столь неожиданная метаморфоза объясняется просто. Дело в том, что центральная, самая поразительная и красочная церемония праздника в Томаре именуется «Шествие Табулейруш» (Cortejo dos Tabuleiros). И в нынешнем, 2011 году, оно состоялось 10 июля.
Вечером этого дня объединенная процессия представителей всех 16 городских и пригородных районов Томара (фрегезий) обойдет почти весь город. Главные действующие лица шествия – женщины. Каждая участница ритуала несет на голове нечто похожее на хлебную гору, перевитую разноцветными лентами и украшенную бумажными цветами.
Столь странное сооружение и есть табулейру, высота которого обычно равна росту «дароносицы». При ближайшем рассмотрении удивительного предмета выясняется, что он представляет собой подобие подноса, куда особым образом уложили не менее 30 хлебов. Булки нанизывают на 5-6 прутьев и ставят вертикально в плетеную корзинку, после чего фиксируют горизонтальными распорками. Затем «детали конструкции» маскируют разноцветными бумажными цветами, зеленью, лентами, но хлеб должен оставаться на виду. Табулейро венчает корона с символами Божества: белым голубем Святого Духа или Крестом.
В процессии Табулейруш 2011 г. ожидается участие почти 700 «дароносиц». Может быть, именно так следует называть главных героинь действа – женщин торжественно шествующих с табулейро на голове. Ведь в их корзинках лежат дары Небесных Владык, ниспосланные людям, обитающим на Земле. Общий вес «подарка» может достигать 20 кг. Только представьте, каково это – пройти пешком почти 5 км, неся на голове такую тяжесть. Настоящий образец самопожертвования, на которое способны немногие.
Мужчины тоже участвуют в процессии, но их задача гораздо скромнее – помогать и подбадривать «дароносиц».
Мачизм? Пожалуй, нет. Уж очень трогательно представители сильного пола и словом и делом «поддерживают» своих спутниц и их ношу. Ну, а главная роль, отданная женщине – лучшее доказательство древности обычая.
Сегодня ни у кого нет сомнений, что праздник «Фешта душ Табулейруш» – очень старая культурная и религиозная традиция Португалии, а ее основной ритуал, посвященный «дарам земли» явно связан с римскими празднествами урожая в честь богини плодородия Цереры (ее греческий аналог – Прозерпина) а, возможно, и более ранними языческими обычаями.
Считается, что праздник подвергся христианизации довольно поздно, в XIII в. Это деяние приписывают Изабелле Арагонской, жене короля Диниша. Она настолько преуспела в благотворительной и миротворческой деятельности, что после смерти была причислена к лику Святых. Народ присоединился к мнению церкви, и потому Изабеллу стали звать Святой Королевой (Rainha Santa). Именно она заложила основы будущей конгрегации Святого Духа (Congregação do Espírito Santo) – христианского движения солидарности, которое внесло новое содержание в различные языческие празднества, широко отмечавшиеся в те времена по всему королевству. С легкой руки Изабеллы праздник урожая в Томаре превратился в религиозный ритуал, с соответствующей атрибутикой. К временам Святой Королевы относят появление в программе «Фешта душ Табулейруш» символической процессии Святого Духа, освящение корзин с подношениями у стен церкви и традиции украшения табулейро символами христианского культа: белым голубем или крестом. Эти элементы и сегодня составляют неотъемлемую часть торжеств.
«Фешта душ Табулейруш – 2011» продлится целых 9 дней (2 – 11 июля), и все это время будет заполнено самыми разными мероприятиями. 2 июля в Томаре откроется несколько экспозиций, в том числе: старинных автомобилей, а также выставка, посвященная истории и традициям праздника. Одновременно, в рамках 27 º Национального Фестиваля Фольклора (Festival Nacional de Folclore), пройдет парад-концерт фольклорных групп. В программе есть немало других музыкальных событий.
3 июля состоится «Кортежу дуж Рапазеш» (Cortejo dos Rapazes) или «Детское шествие». Оно повторяет основные моменты центрального ритуала праздника, с той лишь разницей, что действующие лица этой процессии – маленькие жители Томара и окрестных городков (дошкольники и ученики младших классов). Кортежу дуж Рапазеш вернулось в программу праздника в 1991 году, после столетнего перерыва. Похоже, что поставленная 20 лет назад цель – обеспечить преемственность традиции, была достигнута. Те кто, принимал участие в первом Детском Шествии, уже выросли, поэтому в нынешнем году понесут табулейро вместе с другими взрослыми участниками праздника.
В детском шествии царит совершенно особая атмосфера. Девочки, осознающие всю важность возложенной на них миссии, серьезно и с внутренним достоинством несут табулейро.
8 июля в 17.30 начнется еще один традиционный ритуал праздника – «Шествие Распорядителя» или Кортежу ду Мордому (Cortejo do Mordomo). Точных сведений о его происхождении нет. В этой процессии главная роль принадлежит быкам. Когда-то их именовали «Быками Святого Духа» («Os Bois do Espírito Santo»), а само шествие называлось «Прибытие Быков Святого Духа». Животных, украшали венками и ожерельями из цветов и вели мимо ликующей толпы под взрывы петард, гуденье волынок и звуки музыки. Потом жертвенных быков забивали, а их мясо поровну делили между всеми горожанами, как бедными, так и богатыми.
Ритуал должен был напомнить его участникам христианскую заповедь: «все люди братья и равны перед Богом». В середине 60-х годов прошлого века быкам вышла амнистия, и Кортежу ду Мордому перестал быть «торжеством прощания» или «предвкушением чревоугодия». Жертвенных животных больше не убивают, а лишь наряжают и «прогуливают» по городу. Мясо же поступает от хозяев местных боен. Сам ритуал «раздачи» (Боду или Пеза), которым завершается праздник, также несколько изменился. Теперь кусок мяса полагается только нуждающимся.
После «Шествия Распорядителя» состоится торжественное открытие т.н. «Народных улиц» (Ruas Populares), которые специально украшаются к празднику. В строжайшей тайне жители готовят тысячи гирлянд из бумажных цветов, которые затем вешают не только на окна и стены домов, но и натягивают между строениями или вдоль всей улицы. Перетяжек так много, что небо кажется полосатым.
Все это буйство цвета сосредоточено в исторической части города, где сохранился дух настоящего добрососедства и гордости за свой район (байррижмо/bairrismo). Талант и умения народных декораторов оцениваются придирчивой комиссией, которая присуждает премии за лучшее оформление улиц. Причем существует несколько разных номинаций (за Цветовое решение, за Гармонию, за следование Традиции и т.п.).
Своеобразная репетиция процессии Табулейруш носит название «Частичные шествия» (Cortejos Parciais). Особенность этого ритуала заключается в том, что каждая делегация «дароносиц» от фрегезий Томара идет по своему маршруту. Участники будущего совместного шествия Табулейруш выходят из разных точек города и направляются к центральной площади, где их приветствуют представители городских властей. Раздельные шествия завершаются в Национальном Лесопарке Семи Гор (Mata Nacional dos Sete Montes), который раскинулся возле главной святыни Томара – Монастыря Христа. Табулейруш (корзины с дарами) остаются в саду до следующего дня. Выставку могут посетить все желающие.
9 июля, во второй половине дня пройдет Шествие Народных Забав или Игр (Cortejo de Jogos Populares). Оно предваряет начало соревнований по «крестьянским» видам спорта, таким как: перетягивание каната, бег в мешках, лазание по стволу, бег с кувшинами, скачки на ослах, распиливание дерева двуручной пилой на скорость и т.п.
Главный день праздника, 10 июля, начинается Шествием Корон (Cortejo das Coroas).
На самом деле это целая серия из семи религиозных процессий, посвященных Святому Духу. Первое и самое пышное из них выходит в Пасхальное Воскресенье из церкви Мизерикордия (Misericórdia), где хранятся Символы Святого Духа (короны и штандарты). Они торжественно переносятся в один из двух других храмов Томара: либо Иоанна Крестителя (Igreja de S. João Baptista), либо Санта Мария де Оливал (Igreja de Santa Maria do Olival). Здесь они хранятся до окончания праздника. Первая процессия проходит по всему маршруту будущего шествия Табулейруш, каждое последующее охватывает совершенно разные районы города. Отсюда можно заключить, что Шествие Корон имеет не только религиозный, но и сугубо практический смысл. Его предназначение – оповестить как можно большее количество жителей Томара о грядущем торжестве и настроить их на праздничный лад.
Местные власти намереваются в ближайшее время подготовить и направить заявку на включение Праздника Табулейруш в Список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Остается только надеяться, что авторитетная международная организация признает уникальность традиции еще до начала следующего праздника в 2015 г.