Чтобы взглянуть на архитектуру будущего глазами советских футурологов, урбанистов и архитекторов, мы отправились в библиотеку, где пролистали подшивку журнала «Техника — молодежи», который издавался в СССР с 1933 года…
В конце 1930-х популярной темой у урбанистов была оборона городов и отдельных зданий. Некоторые архитекторы предлагали строить подземные города, а на поверхности земли оставлять только средства противовоздушной обороны. Кстати отметим, что идея строительства подземных автомагистралей стала актуальной для Москвы в сегодняшние дни.
«…Вместительные лифты спускают жителей в подземные дома, защищенные сверху мощным слоем бетона. Турбогенераторы и насосные станции снабжают подземные жилища светом, теплом, воздухом и водой. Если весь проект несбыточен, то это нельзя сказать об отдельных его деталях.
Так, например, проблема частичного переноса городского движения под землю разрешается не только устройством метрополитена, но и сооружением целых подземных улиц и автомагистралей«, — писали авторы «Техника — молодежи» в январском номере за 1937 год.
1960 год
На иллюстрации журнала изображен фрагмент жилого района города будущего. Из панорамного окна квартиры открывается вид на кинотеатр, торговый центр, бытовой комплекс, кафе — все это сосредоточено вблизи жилых домов.
Неподалеку от общественного центра расположились четырех- и пятиэтажные жилые дома. А правее — дома гостиничного типа для малосемейных. Для детей устроен мелкий бассейн. Неподалеку сооружены спортивный павильон, открытый плавательный бассейн, стадион. В стороне от домов, в района общественного центра предусмотрена стоянка для автомашин.
В 1960 году советские градостроители вывели формулу квартиры будущего: К = Н + 1.
«К — количество комнат в квартире, Н — количество членов семьи. Значит, в квартире будет на одну комнату больше, чем людей в семье. У каждого человеке — своя спальня с местом для (заботы и большая общая комната), — говорится в статье журнала. — Это можно сделать только при условии уменьшения площади спален.
А чтобы в маленькой комнатке не было тесно, вместо обычных перегородок будут установлены объемные «шкафные перегородки». В такой перегородке поместится все необходимое для людей, живущих в разделенных ею комнатах: отделение для одежды, секретер для книг и мелких вещей или туалетный стол с зеркалом. Встроенное оборудование — один из основных признаков квартиры будущего.
Главным, наиболее распространенным типом жилья всегда была и останется квартира на семью из трех-пяти человек. Таких семей в нашей стране больше всего. Если теперь такая семья должна расселиться в двух-трехкомнатной квартире то в будущем ей предоставится квартира из трех-четырех и даже из пяти комнат, маленьких, но удобных для отдыха и работы каждого члена семьи.
Такие квартиры будут строиться в четырех-пятиэтажных секционных домах (секция — это несколько квартир, сосредоточенных вокруг лестницы). Но не будет ли тесно и неуютно в маленьких комнатках новых квартир?»..
1962 год
Строение на этой фотографии кажется театральной декорацией или макетом большого телевизора. Но это нормальный жилой дом, вернее — квартира, только опытная, построенная для всестороннего испытания. В ней все до последнего винтика из пластических материалов. Потолок, стены и пол сделаны из двух слоев стеклопластика, между которыми заложен пенополистрирол.
Наибольшая толщина стены 14 см. И, несмотря на это, городской шум не проникает в помещение, а тепло не уходит из- него. Одна стена — передняя — из органического стекла, пропускающего ультрафиолетовые лучи. Обои из полихлорвиниловой пленки на бумажной основе, трубы из винипласта. В подставке, на которой установлен дом, размещены отопительное, вентиляционное и электрическое хозяйство.
Лестница (пластмассовая) поднимается на узкий балкон. Отсюда дверь ведет внутрь дома. Небольшая прихожая, рядом санузел и кухня i затем большое помещение. Оно может быть подвергнуто любой планировке и превращено в две или три отдельные комнаты. Воздух подогревается калориферами, установленными в помещении под полом, и подается в комнаты через отверстия в стенах. Ленинград. «ТМ», 1962-07.
1978 год
В конце 1970-х автора «ТМ» мыслили категориями не отдельных домов или районов, а целых городов. Их интересовало, каким будет город недалекого будущего?
«Этот вопрос интересует не только урбанистов и футурологов, но и всех, кто планирует на десятки лет вперед развитие разных областей деятельности человека, — пишет автор материала в декабрьском номере «ТМ» за 1978 год. — Этот вопрос интересует и молодежь, так как близкое будущее принадлежит ей».
Предложенная футурологами модель города будущего — Биотронград. Концепция Биотронграда основана на научных достижениях биологии и техники. Биотронград представляет собой линейный город, составленный из биотронов, связанных в единую коммуникационную систему.
Биотрон — это 55-этажный дом на 5 тыс. человек, где производится все необходимое для повседневных нужд его жителей. Здание состоит из трех основных частей: жилой, обслуживающей и производственной. Жилая часть расположена в 3 благоприятных в климатическом отношении сторонах здания, начиная с 5 этажа и выше. На 50-и этажах находятся квартиры для 5 тыс. человек. В первых 5-и этажах — общественная кухня, школы, физкультурные залы, кинотеатр, клиника, лаборатории, ателье, кабинеты, клубы, помещения для игр и развлечений.
Центральная часть здания, его ядро, представляет собой четырехгранную призму, которая проходит по всей высоте здания и немного возвышается над окружающей ее жилой частью. Здесь расположены плантации, фермы, производственные цехи, очистительные сооружения.
Техноплантации полностью автоматизированы. На многоэтажных стеллажах без почвы в искусственных растворах и при электрическом освещении выращиваются все растительные культуры, необходимые для питания людей и домашних животных, а также для изготовления одежды.
На фермах, оборудованных климатическими установками и сооружениями для очистки воздуха и удаления отходов, содержатся домашние животные, птицы и рыбы. Здесь производится вся необходимая продукция животного и растительного происхождения. Сточные воды отводятся по отдельным трубам канализационной сети биотрона и поступают в соответствующие очищающие или регенерирующие сооружения.
Транспортом внутри биотрона служат пассажирские и товарные лифты, конвейеры, электрокары-автоматы. Связь биотронов с районным центром осуществляется транспортными кабинами, расположенными в галерее, проходящей неглубоко под землей. На больших расстояниях используется скоростной вакуумнотрубопроводный транспорт на магнитной подушке.
В туннеле на глубине до 50 м расположены две параллельные стальные трубы, каждая диаметром 3,66 м, в которых поддерживается вакуум. Станции расположены через каждые 200 км, и отрезки между ними абсолютно прямые. На станциях в шлюзовой камере при нормальном давлении происходит пересадка пассажиров на другие линии. Вагоны рассчитаны на 136 пассажиров. Линейный электродвигатель разгоняет поезда до скорости 900 км/ч.
«Город будущего, несомненно, будет городом окончательно завершенной научно-технической революции, а это значит полной механизации и автоматизации производства. Это будет город мира, город человека, достигшего совершенства в своем физическом и духовном развитии, к человечества, достигшего вершины своих социальных отношений и общественной организации», — подводят итог авторы советского журнала «Техника — молодежи» в 1978 году.
Источник