Минога — одни из последних бесчелюстных животных на Земле. Она выглядит так, будто ее придумал создавший «Чужого» Ганс Гигер, а ее личинки попали на Землю с другой планеты, чтобы вырасти и убивать. В принципе, взрослые миноги так и поступают с речными обитателями, цепляясь в них челюстями и присасываясь, чтобы буквально растворять жертву заживо и пить из нее соки. Неудивительно, что римские аристократы использовали миног для одной из самых мучительных казней. Сегодня расскажем вам об изворотливой хищной твари, которая пережила динозавров, но стала жертвой еще более изощренного хищника — человека.
По самым скромным подсчетам, миноги господствовали на Земле еще 350 миллионов лет назад. Они вертелись и извивались в мировом океане, ощущая себя повелителями вод, но эволюция, породившая сначала рыб, а затем и земноводных, вытеснила их в узкие устья рек. Там большинство видов миног обитают до сих пор, и лишь немногие теперь рискуют заплывать в открытое море.
Каждый народ дал этой твари такие названия, будто речь идет о каком-то демоне, появляющемся в разных ипостасях. Японцы называют их ятсум-унаги, что означает «восьмиглазый угорь», римляне наделили их именем, известным по настоящее время, lampetra, что переводится как «лижущий камень». Такое прозвище более чем подходит существу, у которого нет челюстей, но есть острые, воронкой уходящие в глотку зубы. Лучшее представление о нем можно составить, проследив за коротким, но удивительным жизненным циклом.
Личинки миног, которых называют пескоройками, вылупляются из икринок через две недели после оплодотворения. Они похожи на маленьких склизких червяков со светло-бежевой кожей, напоминающей оболочку лицехватов. Они и ведут себя схожим образом. У них еще нет глаз, нет сформировавшихся жабр и нет дыхательного пути — они беззащитны и беспомощны. Поэтому полуслепые пескоройки ныряют под камни и сидят там несколько дней, питаясь лишь остатками «желтка» собственной икринки, сохранившимися в печени. В этот момент они напоминают тех тварей из «Прометея», что как змеи ползали в черных водах корабля.
Через пару недель личинки, точно так же извиваясь, покидают свое укрытие и уносятся течением, периодически зарываясь в ил и поразительно меняя свой организм. На месте длинной узкой полосы по бокам появляются жабровые мешочки, издали похожие на семь глазных отверстий. Округлый рот обрастает острыми зубами, а в глотке кроется язык с клыками на конце. И самое главное – оформляется жидкий позвоночник. В теле миноги нет ни единой кости, только мышцы, жир и хрящи, но все они держатся на упругой хорде – сочленении тоненьких трубочек, наполненных жидкостью. Вот тогда-то и приходит время охоты.
Паразитические миноги впиваются роговыми зубами в тело жертвы. И пока маленькие клыки проникают все глубже под кожу, хищная тварь впрыскивает в открывшееся мясо нечто наподобие желудочного сока. Желудок у миног атрофирован, его практически нет, пищевод сразу переходит в кишечник, но перерабатывать пищу как-то надо, поэтому миноги делают это в теле своей жертвы. Мясо и кровь животного превращается в жидкую кашицу, и в этот момент бесчелюстная тварь выбрасывает вперед длинный клыкастый язык, будто Чужой свой маленький рот, и поедает им кровавую жижу.
Питаются миноги только затем, чтобы успешно отложить икру. Самцы присасываются к самкам колючим ртом, доходят до макушки, чтобы устроиться покрепче, и обвивают тело партнерши своим, пережимая его словно удав беззащитную добычу, но они не душат ее, а помогают метать икру. И затем весь цикл повторяется.
Во время Римской империи слухи о кошмарных тварях распространялись среди рабов, потому как их хозяева использовали древних существ в качестве наказания. Один из приближенных Октавиана Августа, Ведий Поллион, разводил миног для собственного садистского удовольствия. Он откармливал их, сохраняя лишь самых крупных. Провинившегося раба бросали в бассейн с миногами и закрывали решеткой, чтобы тот не смог выбраться, пока его медленно будут пожирать скользкие кровопийцы.
Во время своего дружеского визита Октавиан узнал о жестокой потехе от чудом сбежавшего раба, который до этого случайно разбил хрустальный кубок хозяина. Правитель не только освободил раба, но и разбил оставшиеся кубки в качестве наказания Ведию.
После вскрытия миноги еще больше кажутся похожими на гостей из космоса.
Оттого более ироничным кажется увлечение короля Англии Генриха I жареными миногами. Некоторые историки даже утверждают, что именно нездоровое пристрастие к изысканным деликатесам послужило причиной отравления и смерти короля. Возможно, именно этот факт побудил Джорджа Мартина добавить необычное блюдо в свою книгу «Песнь льда и пламени».
В конце концов жуткие хищники, 350 миллионов лет назад царившие на планете и поедавшие рабов более двух тысяч лет назад, сегодня превратились всего лишь в деликатес для ценителей отвратительного.